Особенности региона и их влияние на развитие образования

Историческая справка. Иркутская область (население - 2 млн.514 тыс. чел.) с центром в г. Иркутск, образованная в 1937г., является историческим и географическим преемником Иркутской губернии (с 1764 г.) и Иркутского воеводства (1682 г.). Областной центр - г. Иркутск был основан в 1661 г. Яковом Похабовым (острог), а затем получил статус города (1686 г).

Иркутская область во все времена играла заметную роль в экономической, политической и культурной жизни сибирского региона России. Иркутская область богата культурно-историческими памятниками, её уроженцами вписано немало славных страниц в Отечественную историю, Иркутская земля дала миру выдающихся деятелей науки и культуры.

На экономическое и культурное развитие Прибайкалья оказали воздействие такие ключевые события в истории страны, как русская колонизация Сибири и октябрьский переворот 1917г.

К моменту прихода русских (нач. XVII в.) Прибайкалье представляло собой пеструю в этническом и хозяйственном отношении территорию, где обитали племена бурят, тофов, эвенков и якутов, ведущих кочевой образ жизни.

Вместе с казаками в Восточную Сибирь шли промышленные и торговые люди, привлекаемые пушными богатствами. Здесь скрывались старообрядцы и находили приют беглые помещичьи и монастырские крестьяне. В Сибирь прибывали и посадские люди, завербованные воеводами, сюда водворяли преступников и революционеров.

Особую роль в развитии образования и культуры региона сыграли декабристы: «фундамент иркутского образования был заложен именно тогда». В 1830 г. была образована первая воскресная школа, возглавляемая декабристом Федором Раевским.

Октябрьские события 1917г. при всей сложности их исторической оценки послужили определенным импульсом для дальнейшего развития народного образования. Жизненно важным делом была ликвидация в основном неграмотности взрослого населения и введение обязательного начального обучения незадолго до Великой Отечественной войны. На этой базе стало развиваться среднее и высшее образование в крае, сделавшее несомненные успехи.

Культурное наследие прошлого является залогом новых шагов в работе по нравственному воспитанию современных людей, их духовному развитию и совершенству, их активному включению в сознательную деятельность, направленную на подъём экономики и культуры возрождающейся России.

Социально-экономические, социокультурные и демографические особенности региона. Современная Иркутская область является важнейшим ресурсным и энергопромышленным регионом страны. Промышленность является системообразующей отраслью экономики области. Поэтому основными направлениями промышленной политики стали: 1) реформирование и финансовое оздоровление предприятий; 2) создание регионального заказа и благоприятного инвестиционного климата; 3) развитие малого предпринимательства.

Произошло существенное изменение инфраструктуры экономики, связанное с многообразием форм собственности и возрастание роли финансово-оборотных средств, коммерциализация торговли и образование соответствующих структур.

Анализ внешних для системы образования социальных факторов и условий важен, прежде всего, в стратегическом плане. Школа не просто призвана транслировать из поколения в поколение накопленные социальный опыт и знания. Она должна работать на опережение, выпускать из своих стен людей, готовых и жить в ситуации, на которую указывают наметившиеся уже сейчас тенденции общественного развития.

Социально-экономические факторы, благоприятствующие развитию образования:

- люди и хозяйствующие субъекты практически столкнулись с реальностями рыночной экономики и в определенной степени адаптировались к новой социально-экономической ситуации. Возникновение прослойка собственников средств производства, земли, накопление первоначального капитала являются предпосылкой становления класса предпринимателей как гарантии динамизма экономики. Возникла острая потребность в экономических и юридических знаниях, а также навыков самостоятельной управленческой деятельности. Это нашло отражение в росте конкурса в местные вузы на специальности соответствующего профиля и в развитии форм дополнительного образования;

- неизбежной тенденцией, связанной с рыночной экономикой, является перераспределение работников: занятость в сфере производства снижается (особенно на государственных предприятиях) и, напротив, возрастает доля занятых в сфере обслуживания. В связи с этим возникла потребность в кадрах «социальных работников» в широком понимании этого слова и в соответствующих социально-гуманитарных знаниях, навыках профессиональ-ной работы с людьми;

- вместе с правом собственности на землю и самостоятельным хозяйствованием на ней обретает новый смысл жизнь сельских жителей. Это существенно изменит облик сельской школы (и по содержанию, и по форме осуществления учебно-воспитательного процесса), потребует подготовки соответствующих кадров для работы на селе;

- сопутствующий утверждению многообразных форм собственности процесс повышения индивидуальной ответственности за результаты хозяйственно-экономической деятельности привел к всплеску образовательных потребностей как условию выживания при переходе от первоначального рынка к рынку цивилизованному;

- непреложным законом современной мировой экономики является приоритет высокотехнологичного производства как условия конкурентоспособности (высокое качество) товаров и услуг. Наукоемкие производства гарантируют востребование высококвалифицированной рабочей силы и значимости фактора образования;

- изменились механизмы осуществления политической функции в жизни общества. От первичной демократии к подлинному народовластию, к реализации принципа распределения властей и осуществлению властных полномочий на профессиональной основе, повышению роли партий и общественных организаций, состязательность предлагаемых ими платформ и программ - таковы тенденции развития политической сферы, выдвигающие проблему подготовки соответствующих кадров. А также повышение уровня готовности всего населения к жизни в условиях гражданского общества и правового государства;

- достаточно развитая инфраструктура региона, предоставляющая достаточную возможность для профессионального самоопределения и разнообразных видов деятельности, наличие в областном центре гражданских и военных учебных заведений широкого профиля, а также быстро меняющийся уклад жизни в сочетании со стимулируемой рынком предпринимательской активностью – поддерживают и во многих случаях усиливают мотивацию к учебе во всех её формах;

- сложившиеся в области традиции взаимоотношения образовательной сферы с властными структурами, необходимость приоритетного развития социальной сферы создают предпосылки для превращения региона в зону наибольшего благоприятствования развития образования, «консолидации вокруг школы всех реальных субъектов экономической, политической и культурной жизни».

При всех противоречиях и издержках нынешнего этапа развития России в целом и Иркутского региона в частности, имеется очень много факторов, благоприятствующих развитию образования.

Социально-экономические факторы, отрицательно влияющие на развитие образования:

- слабость правовых механизмов регулирования экономических отношений и кризис правоохранительной системы создают в обществе ситуацию, которой свойственна усеченная индивидуальная и общественная перспектива (т.е. невозможность с высокой долей вероятности прогнозировать общественное развитие и личностно-значимые ситуации) не способствует ориентации на ценности долговременного действия, к числу которых относится и получение образования (наглядным подтверждением этому явилось распространение «подросткового бизнеса», который целиком поглощает и уводит из школы часть детей, а у других – снижает мотивацию к учебе);

- реальный рынок далек от идеала, а массовое сознание не без основания сомневается в справедливости тезиса о необходимости высокого уровня образования и культуры для утверждения подлинно рыночных отношений, усматривает пока скорее обратную связь между уровнем образования и жизненным успехом. Неверное по существу, но весьма распространенное, расхожее противопоставление жизненного успеха образованности – не такое уж безобидное общественное заблуждение;

- наиболее ощутимым, имеющим самостоятельное значение следствием нестабильности в обществе является рост преступности, в том числе и подростковой;

- увеличение армии безработных чревато некоторой девальвацией образовательных установок и падением престижа интеллектуального труда, поскольку высвобождаются в первую очередь высокообразованные инженерно-технические работники;

- трудности реформирования образовательной сферы углубляются бюджетным дефицитом, а местное самоуправление пока не готово в финансовом отношении к обеспечению устойчиво-приоритетного развития этой сферы;

- остаются нереализованными значительные резервы, заложенные в политике гибкого и дифференцированного налогообложения.

Перечислены только те негативные тенденции, которые не вытекают непосредственно из состояния сферы образования. Являются внешними для неё, но, тем не менее, существенно сказываются на всей образовательной политике в регионе.

Этнокультурные и демографические особенности региона и их влияние на развитие образования:

- характер демографических изменений в последние годы найдет отражение в снижении количества учащихся (что характерно и для других регионов России);

- наметилась тенденция сокращения миграции из села в город, в частности в областной центр. Это дает основание надеяться на формирование устойчивой ориентации выпускников школ на специфические для сельской местности профессии, уклад жизни и выдвигает проблему корректировки содержания образования, форм и методов учебно-воспитательного процесса;

- мощным консолидирующим фактором в неблагополучном в экологическом отношении ряде территорий области может стать широкое экологическое движение, организация всевозрастного экологического просвещения. Школы, центры дополнительного образования, общественные движения и организации могут стать инициаторами и естественными аккумуляторами экологической активности населения, объединений усилий людей всех возрастов. Под эту проблему целесообразно создать специальную комплексную подпрограмму, учитывающую и тревожащее состояние здоровья учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: