При комплектовании групп надо учитывать:
1. уровень учебных достижений;
2. характер межличностных отношений.
«В группу должны подбираться студенты, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и доброжелательности, снимаются тревожность и страх» (Ю.Н. Кулюткин.)
Информацию преподаватель может получать с помощью вопроса: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?».
Выяснилось, что деятельность группы из четырёх человек более продуктивна, чем из восьми или двух. Группа из четырёх человек в большей мере склонна к обсуждению проблем.
Группа с чётным составом студентов при обсуждении спорной проблемы распадается на две подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группы с нечётным составом. Оптимально из пяти человек.
Важно: с увеличением численного состава группы снижается её работоспособность, соответственно и результативность.
Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины (точнее, истин), причем все участники – каждый по-своему – участвуют в организации этого обмена. Целенаправленность дискуссии – это не подчинение ее дидактическим задачам, которые важны только преподавателю, но ясная для каждого ученика устремленность к поиску нового знания – ориентира для последующей самостоятельной работы, знания-оценки (фактов, явлений). Взаимодействие и самоорганизация участников – т.е. не поочередные ответы на вопросы учеников друг к другу, не высказывания в ожидании его оценки, но обращение учеников друг к другу, обсуждение самих идей, точек зрения, проблемы; организационные усилия, соблюдение правил обсуждения со стороны самих учеников.
|
|
Обзорные исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает изложению по эффективности передачи информации, но высоко эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
Факторы углубленного усвоения материала в ходе дискуссии:
· Ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);
· Допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;
· Возможность критиковать и отвергать любое из высказанных мнений;
· Побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.
Сложности при проведении дискуссии:
|
|
1. Сочетание упорядоченности хода обсуждения с отсутствием регламентации;
2. Вежливость без иерархического подчинения;
3. Легкость и непринужденность и т.д.
Межгрупповой диалог – разделение на группы (5-7 человек). В каждой из малых групп между участниками распределяются основные роли-функции:
1. «ведущий (организатор)» - его задача в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, вовлечь в него всех членов группы;
2. «аналитик» - задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказанные идеи;
3. «протоколист» - фиксирует все, что относится к решению проблемы;
4. «наблюдатель» - в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных преподавателем критериев.
Порядок работы группы при этом способе организации дискуссии:
1. постановка проблемы.
2. разбивка участников на группы, распределение ролей в малых группах, пояснения преподавателя о том, каково ожидаемое участие студентов в дискуссии.
3. обсуждение проблемы в малых группах.
4. представление результатов обсуждения.
5. продолжение обсуждения и подведение итогов.
Начало дискуссии. Необходимо создать благоприятную, психологически комфортную обстановку, видя в ней залог успеха; актуализировать имеющиеся у участников сведения, создать интерес к проблеме.
Вводная часть. Основные приемы:
· изложение проблемы;
· ролевая игра;
· демонстрация диафильма или кинофильма;
· демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал);
· приглашение экспертов;
· использование новостей;
· магнитофонные записи;
· инсценировка, ролевое разыгрывание эпизода;
· стимулирующие вопросы типа Что? Как? Почему? И т.п.
Руководство ходом дискуссии: использование вопросов.
Типы вопросов:
· «открытые» не предполагают однозначного ответа (типа Как? Почему? При каких условиях?);
· «дивергентные» не предполагают наличие единственного правильного ответа, они побуждают к поиску, творческому мышлению;
· «оценочные» вопросы связаны с выработкой учеником собственной оценки явления, суждения.
Приемы, стимулирующие познавательную активность и творческую инициативу:
1. Давать время для обдумывания ответов;
2. Избегать неопределенных, двусмысленных вопросов;
3. Обращать внимание на каждый ответ;
4. Изменять ход рассуждений студента – расширять мысль или менять ее направленность;
5. Дополнять, пояснять высказывания, задавая уточняющие вопросы;
6. Предостерегать от чрезмерных обобщений;
7. Побуждать студентов к углублению мысли.