Комплектование групп

При комплектовании групп надо учитывать:

1. уровень учебных достижений;

2. характер межличностных отношений.

«В группу должны подбираться студенты, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и доброжелательности, снимаются тревожность и страх» (Ю.Н. Кулюткин.)

Информацию преподаватель может получать с помощью вопроса: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?».

Выяснилось, что деятельность группы из четырёх человек более продуктивна, чем из восьми или двух. Группа из четырёх человек в большей мере склонна к обсуждению проблем.

Группа с чётным составом студентов при обсуждении спорной проблемы распадается на две подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группы с нечётным составом. Оптимально из пяти человек.

Важно: с увеличением численного состава группы снижается её работоспособность, соответственно и результативность.

Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины (точнее, истин), причем все участники – каждый по-своему – участвуют в организации этого обмена. Целенаправленность дискуссии – это не подчинение ее дидактическим задачам, которые важны только преподавателю, но ясная для каждого ученика устремленность к поиску нового знания – ориентира для последующей самостоятельной работы, знания-оценки (фактов, явлений). Взаимодействие и самоорганизация участников – т.е. не поочередные ответы на вопросы учеников друг к другу, не высказывания в ожидании его оценки, но обращение учеников друг к другу, обсуждение самих идей, точек зрения, проблемы; организационные усилия, соблюдение правил обсуждения со стороны самих учеников.

Обзорные исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает изложению по эффективности передачи информации, но высоко эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

Факторы углубленного усвоения материала в ходе дискуссии:

· Ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);

· Допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;

· Возможность критиковать и отвергать любое из высказанных мнений;

· Побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Сложности при проведении дискуссии:

1. Сочетание упорядоченности хода обсуждения с отсутствием регламентации;

2. Вежливость без иерархического подчинения;

3. Легкость и непринужденность и т.д.

Межгрупповой диалог – разделение на группы (5-7 человек). В каждой из малых групп между участниками распределяются основные роли-функции:

1. «ведущий (организатор)» - его задача в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, вовлечь в него всех членов группы;

2. «аналитик» - задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказанные идеи;

3. «протоколист» - фиксирует все, что относится к решению проблемы;

4. «наблюдатель» - в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных преподавателем критериев.

Порядок работы группы при этом способе организации дискуссии:

1. постановка проблемы.

2. разбивка участников на группы, распределение ролей в малых группах, пояснения преподавателя о том, каково ожидаемое участие студентов в дискуссии.

3. обсуждение проблемы в малых группах.

4. представление результатов обсуждения.

5. продолжение обсуждения и подведение итогов.

Начало дискуссии. Необходимо создать благоприятную, психологически комфортную обстановку, видя в ней залог успеха; актуализировать имеющиеся у участников сведения, создать интерес к проблеме.

Вводная часть. Основные приемы:

· изложение проблемы;

· ролевая игра;

· демонстрация диафильма или кинофильма;

· демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал);

· приглашение экспертов;

· использование новостей;

· магнитофонные записи;

· инсценировка, ролевое разыгрывание эпизода;

· стимулирующие вопросы типа Что? Как? Почему? И т.п.

Руководство ходом дискуссии: использование вопросов.

Типы вопросов:

· «открытые» не предполагают однозначного ответа (типа Как? Почему? При каких условиях?);

· «дивергентные» не предполагают наличие единственного правильного ответа, они побуждают к поиску, творческому мышлению;

· «оценочные» вопросы связаны с выработкой учеником собственной оценки явления, суждения.

Приемы, стимулирующие познавательную активность и творческую инициативу:

1. Давать время для обдумывания ответов;

2. Избегать неопределенных, двусмысленных вопросов;

3. Обращать внимание на каждый ответ;

4. Изменять ход рассуждений студента – расширять мысль или менять ее направленность;

5. Дополнять, пояснять высказывания, задавая уточняющие вопросы;

6. Предостерегать от чрезмерных обобщений;

7. Побуждать студентов к углублению мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: