к циклу ЛПР по курсу «Проектирование самолетов»
1. Егер С.М., Мишин В.Ф., Лисейцев Н.К. и др. Проектирование самолетов. ‑М.: Машиностроение, 1983.
2. Торенбик Э. Проектирование дозвуковых самолетов. ‑ М.: Машиностроение, 1983.
3. Егер С.М. Проектирование пассажирских реактивных самолетов.- М.: Машиностроение, 1964.
4. Мишин В.Ф., Шаталов И.А., Самойлович О.С. Учебное пособие для дипломного проектирования по специальности “Самолетостроение”. – М.: МАИ, 1993.
5. Лисейцев Н.К., Максимович В.З. Расчет взлетной массы и выбор основных параметров самолета: Учебное пособие к курсовой работе по дисциплине «Проектирование самолетов».– М.: Изд-во МАИ, 1990.
6. Арепьев А.Н. Вопросы проектирования легких самолетов: Выбор схемы и параметров. – М.: МГТУГА, 2001.
7. Арепьев А.Н. Проектирование легких пассажирских самолетов. - М.: Изд-во МАИ, 2006.
8. Мальчевский В.В. Автоматизация процесса компоновки самолета. – М.: Изд-во МАИ, 1987.
9.Андреев В., Борисов В., Климов В., Малышев В., Орлов В.. Внимание: газы. Криогенное топливо для авиации. – «Московский рабочий» 2001.
10. Остославский И.В., Титов В.М. Аэродинамический расчет самолета. – М.: Оборонгиз, 1947.
11. Бадягин А.А., Мухамедов Ф.А. Проектирование легких самолетов. – М.: Машиностроение, 1978.
12. 9. Погосян М.А., Мальчевский В.В., Колганов А.Ф. Учебное пособие к выполнению курсовой работы по дисциплине «Введение в специальность». - Москва. Издательство МАИ 2012.
13. Конспект лекций по курсу «Проектирование самолетов».
Приложение 1
Основные параметры и характеристики
легких самолетов
В приложении 1 таблица П1.1. содержит данные легких пассажирских самолетов. Таблица составлена по многочисленным литературным источникам, рекламным проспектам и информации в глобальной компьютерной сети INTERNET.
Взлетный вес самолетов от 750 до 5700 даН. Силовая установка – один или два поршневых двигателя с воздушными винтами. Мощность одного двигателя не менее 100 л.с. Число людей на борту не более 9.
В таблице самолеты разделены на две группы: с 1-м двигателем и с 2-мя двигателями. В каждой группе самолеты располагаются по возрастанию их взлетного веса. Обозначения схемы самолета, принятые в таблице: Н - свободнонесущий низкоплан; В – свободнонесущий высокоплан; Вп – подкосный высокоплан; С – свободнонесущий среднеплан.
Таблица П1.1 (стр. 69-72)
№ п/п | Название самолета | N пас | Размах,м | S, м2 | l | Длина, м | G 0, даН | G пуст, даН | N 0, л.с. | L, км | V max, км/ч | V крейс, км/ч | Н крейс, м | V пос, км/ч | L разб, м | L проб, м | Схема |
Самолеты с 1-м двигателем | |||||||||||||||||
1. | Piper Tomahawk | 10,36 | 11,6 | 9,25 | 7,06 | – | – | – | Н | ||||||||
2. | Beechcraft 77 | 9,14 | 12,06 | 6,93 | 7,35 | – | – | – | – | – | Н | ||||||
3. | Cessna 152 | 9,97 | 14,59 | 6,81 | 7,34 | – | – | – | – | – | Вп | ||||||
4. | Aero Boero 115 | 10,4 | 16,4 | 6,6 | 6,9 | – | – | Вп | |||||||||
5. | L-40 | 10,0 | 14,5 | 6,9 | – | – | – | – | Н | ||||||||
6. | Piper РА28 | 9,1 | 14,9 | 5,6 | 7,1 | – | Н | ||||||||||
7. | Robin 3140 | 9,81 | 14,5 | 6,65 | 7,51 | – | – | – | – | – | H | ||||||
8. | Cessna 172 | 11,0 | 16,2 | 7,4 | 8,2 | – | Вп | ||||||||||
9. | Partenavia Р57 | 9,1 | 13,4 | 6,2 | 6,6 | – | – | Вп | |||||||||
10. | Beagle«Terrier2» | 11,0 | 17,1 | 7,1 | 7,1 | – | – | Вп | |||||||||
11. | Aero Boero | 10,7 | 16,4 | 7,0 | 7,4 | – | – | Вп | |||||||||
12. | Beechcraft С23 | 9,98 | 13,57 | 7,34 | 7,58 | – | – | – | – | – | Н | ||||||
13. | Valmet L-70 | 9,9 | 14,0 | 7,0 | 7,5 | – | Н | ||||||||||
14. | Bölkow 207 | 10,8 | 15,4 | 7,6 | – | – | Н | ||||||||||
15. | PZL-104“Wilga ” | 11,1 | 15,5 | 8,0 | 8,2 | – | – | В | |||||||||
16. | ЕА7 Оптика | 12,0 | 15,8 | 9,1 | 8,16 | – | – | – | – | С | |||||||
17. | Як-112 | 11,05 | 17,0 | 7,2 | 6,96 | – | Вп | ||||||||||
18. | Cessna 180 | 10,92 | 16,16 | 7,38 | 7,81 | – | – | – | – | – | Вп | ||||||
19. | Piper PA24 | 11,0 | 16,5 | 7,3 | 7,7 | – | – | Н | |||||||||
20. | Ил-103 | 10,56 | 14,7 | 7,58 | 8,0 | – | Н | ||||||||||
21. | IAR-823 | 10,0 | 15,0 | 6,7 | 8,24 | В | |||||||||||
22. | Як-18Т | 11,2 | 18,8 | 6,6 | 8,4 | – | Н | ||||||||||
23. | Cessna 185 | 10,92 | 16,16 | 7,38 | 7,85 | – | – | – | – | – | Вп | ||||||
35. | Beechcraft V35 | 10,21 | 16,8 | 6,21 | 8,05 | – | – | – | – | – | Н | ||||||
36. | Cessna 206 | 10,9 | 16,1 | 7,4 | 8,5 | Вп | |||||||||||
24. | Cessna 210 | 11,2 | 16,3 | 7,7 | 8,6 | Вп | |||||||||||
25. | UTVA 60 | 11,4 | 18,1 | 7,2 | 8,2 | – | – | Вп | |||||||||
26. | Lockheed 60 | 11,9 | 19,5 | 7,2 | – | – | – | Вп | |||||||||
27. | Р-300 Equator | 12,4 | 19,0 | 8,1 | 8,53 | В | |||||||||||
28. | IAR-824 | 12,4 | 23,6 | 6,5 | 9,2 | В | |||||||||||
29. | Як-58 | 12,7 | 20,0 | 8,06 | 8,55 | – | – | Н | |||||||||
Самолеты с 2-мя двигателями | |||||||||||||||||
30. | Аеro 145 | 12,3 | 17,1 | 8,8 | 7,5 | – | Н | ||||||||||
31. | SIAI-S210 | 11,6 | 17,2 | 7,8 | 8,6 | – | – | – | |||||||||
32. | P68 Victor | 12,0 | 18,6 | 7,7 | 9,2 | – | В | ||||||||||
33. | L-200D Morava | 12,0 | 17,0 | 8,5 | 8,6 | Н | |||||||||||
34. | АККОРД-201 | 13,75 | 17,04 | 11,1 | 8,08 | Вп | |||||||||||
35. | F-20 | 9,52 | 14,4 | 6,3 | 8,3 | Н | |||||||||||
36. | Cessna Т303 | 11,9 | 17,6 | 8,06 | – | – | – | Н | |||||||||
37. | Cessna 310 | 11,3 | 16,6 | 6,8 | 9,0 | – | - | Н | |||||||||
38. | В58 Baron | 11,53 | 18,5 | 7,2 | 9,1 | Н | |||||||||||
39. | Super Star700 | 11,2 | 18,0 | 6,95 | – | С | |||||||||||
40. | B60 Duke | 11,96 | 19,8 | 7,2 | 10,3 | Н | |||||||||||
56. | Cessna 402с | 13,45 | 20,98 | 8,6 | 11,09 | – | – | – | – | – | Н | ||||||
41. | Ан-14A | 22,0 | 39,7 | 12,2 | 11,36 | – | Вп | ||||||||||
42. | Cessna 421 | 12,76 | 19,7 | 8,3 | 11,0 | Н | |||||||||||
43. | Do 128-2 | 15,55 | 8,33 | 11,4 | – | – | – | – | В | ||||||||
44. | Р-166 | 13,5 | 26,6 | 6,9 | 11,9 | В |
Приложение 2
основные данные ДВИГАТЕЛЕЙ легких самолетов
В данном приложении приведена статистическая информация о современных авиационных двигателях, применяемых на легких самолетах. Информация взята в основном из различный литературных источников и рекламных проспектов МАКС.
Авиационные роторно-поршневые двигатели ВАЗ Таблица П 2.1
Модель двигателя ВАЗ | -416 | -426 | -4265 | -526 |
Взлетная мощность, л.с. | ||||
Число цилиндров | ||||
Рабочий объем, л | 1,308 | 1,962 | 1,962 | 2,616 |
Вес сухого двигателя, даН | ||||
Высота двигателя, мм | ||||
Ширина двигателя, мм | ||||
Длина двигателя, мм |
Основные данные поршневых двигателей Таблица П2.2
Характеристики двигателя | Модель двигателя | |||||
М-14П | М-17 | М 332 A | М 137 А | М 337 А | АПД | |
Максимальная (взлетная) мощность, л.с. | ||||||
Максимальное (взлетное) число оборотов в минуту | ||||||
Объем цилиндров, л | 10,16 | – | 3,98 | 5,97 | 5,97 | 2,3 |
Число цилиндров | ||||||
Степень сжатия | 6,3 | – | 6,3 | 6,3 | 6,3 | |
Диаметр поршня, мм | – | |||||
Ход поршня, мм | – | 86,5 | ||||
Удельный расход топлива при максимальной мощности, даН/(л.с.×ч) | 0,315 | – | 0,265 | 0,366 | 0,373 | 0,190 |
Крейсерский удельный расход топлива, даН/(л.с.×ч) | 0,210 | 0,175 | 0,243 | – | – | 0,180 |
Вес двигателя, даН | ||||||
Ширина двигателя, мм | ||||||
Высота двигателя, мм | ||||||
Длина двигателя, мм |
Двигатели BOMBARDIER-ROTAX Таблица П2.3
Характеристики двигателя | 912UL | 914UL |
Максимальная (взлетная) мощность, л.с. | 100 (115) | |
Максимальное (взлетное) число оборотов в минуту | ||
Объем цилиндров, л | 1,21 | 1,21 |
Число цилиндров | ||
Степень сжатия | 9,5 | 8,75 |
Диаметр поршня, мм | 79,5 | 79,5 |
Ход поршня, мм | ||
Удельный расход топлива при максимальной мощности, даН/(л.с.×ч) | 0,213 | 0,202 |
Крейсерский удельный расход топлива, даН/(л.с.×ч) | – | 0,199 |
Вес двигателя, даН | ||
Ширина двигателя, мм | ||
Высота двигателя, мм | ||
Длина двигателя, мм |
Двигатели TELEDYNE CONTINENTAL MOTORS Таблица П2.4
Характеристики двигателя | Модель и модификация двигателя | |||||
O-200 | O-300A | IO-360 ES | IO-360 H | TSIO- 360 D | IO-470 V | |
Максимальная продолжительная мощность, л.с. | ||||||
Максимальное число оборотов в минуту | ||||||
Объем цилиндров, л | 3,28 | 4,92 | 5,9 | 5,9 | 5,9 | 7,7 |
Число цилиндров | ||||||
Степень сжатия | 7,0 | 7,0 | 8,5 | 8,5 | 7,5 | 8,6 |
Диаметр поршня, мм | ||||||
Ход поршня, мм | 98,3 | 98,3 | 98,3 | 98,3 | 98,3 | |
Вес, даН | 85,4 | |||||
Ширина, мм | ||||||
Высота, мм | ||||||
Длина, мм |
Двигатели TELEDYNE CONTINENTAL MOTORS Таблица П2.5
Характеристики двигателя | Модель и модификация двигателя | ||||
IO-550 G | IO-550 A | IO-520 K | TSIO-550 A | GTSIO-520 K | |
Максимальная продолжительная мощность, л.с. | |||||
Максимальное число оборотов в минуту | |||||
Объем цилиндров, л | 9,01 | 9,01 | 8,52 | 9,01 | 8,52 |
Число цилиндров | |||||
Степень сжатия | 8,5 | 7,5 | 8,5 | 7,5 | 7,5 |
Диаметр поршня, мм | 133,4 | 133,4 | 133,4 | 133,4 | 133,4 |
Ход поршня, мм | |||||
Вес, даН | |||||
Ширина, мм | |||||
Высота, мм | |||||
Длина, мм |
Приложение 3