Описание проблем(ы), решению/снижению остроты которой(ых) посвящён проект, обоснование социальной значимости проекта

Сегодня около 70 % всех правонарушений в школе являются следствием конфликтных ситуаций, поэтому принципиально важно для педагогов и старшеклассников содействовать закреплению в школах между учащимися технологии мирного разрешения конфликтов. Сегодняшние комиссии по делам несовершеннолетних, как нам представляется, не способны разрешить эту проблему, действия которых запаздывают по времени, практикуются репрессивные меры по отношению к детям, уже совершивших правонарушения. В ходе реализации социального проекта «Лаборатория школьной службы примирения «Содействие» нами были получены такие статистические данные (см. Медиация. Восстановительные технологии в образовательной среде. // Бачков Р.А. Опыт внедрения института школьных служб примирения в образовательные учреждения). – под общ. ред. О.В.Зыкова. – М.: РБФ НАН, 2012): доля респондентов, считающих школьную службы примирения необходимым элементом предотвращения конфликтов и правонарушений, возросла с 48 % до 72% (декабрь 2011 г. и декабрь 2012 г. соответственно). Столь же высокие результаты нами были получены при ответах на вопросы об участии самих учащихся в разрешении конфликтов, о способности ШСП информировать учащихся и педагогов о способах разрешения конфликтов, разрешать более эффективно межэтнические и межнациональные конфликты в молодёжной среде (от 60-70% положительных ответов, декабрь 2012 г.). Вместе с тем, что социальный проект «Лаборатория школьной службы примирения «Содействие» в целом казался успешным (была создана широкая сеть школьных служб примирения в Ставропольском крае - более 20, всего за 2011-2013 гг. было проведено около 30 примирительных программ), следует отметить, что отсутствие территориальной службы примирения, которая действовала бы при КДН районных администраций, не позволяет в полной мере оценить эффективность внедрения технологий восстановительного правосудия (работа с ребятами «группы риска», учащимися ОУ, уже совершившими административные и уголовные правонарушения, организация реабилитационных программ с этими несовершеннолетними). Реализуя программы в сфере восстановительного правосудия, следует обратить внимание на профилактическую составляющую, поскольку сами школьные службы примирения работают только с подростками, уже совершившие правонарушения. В этой связи представляется актуальными несколько направлений: организация сети общественных приёмных, правовое просвещение несовершеннолетних, реализация образовательных программ в сфере развития коммуникативных навыков учащихся и самих медиаторов, совершенствование процедуры примирительных встреч, развитие института молодёжных тренеров данного типа социальных программ, действующие по принципу «равный-равному».

В связи с этим отметим, что данные проблемы ещё ждут своё эффективного решения. Так, разросшаяся сеть юридических «контор» активно предлагает свои платные услуги в правой сфере. Воспользоваться же данными услугами позволить себе может не каждый. Так, в июне 2012 в Предгорном районе Ставропольского края было проведено исследование, в рамках которого нами было опрошено 185 детей: 139 из опрошенных указали на то, что им приходилось в жизни непосредственно встречаться с правовыми проблемами, 13 из них обращались к юрист-консультантам, а имело возможность обратиться лишь 73 человека (да и только через посредничество родителей и педагогов). При этом следует отметить, что молодёжь городов здесь находится в более выгодном положении, поскольку в районах Ставропольского края такие юридические конторы находятся только в административных центрах. В ходе реализации упомянутого проекта была создана общественная приёмная при МКУ «Молодёжный центр» (Предгорный район Ставропольского края). Однако, как позже выяснилось, деятельность такой общественной приёмной была эффективной только вследствие её высокой мобильности (когда сами волонтёры проекта отправлялись в поселковые территории и организовывали на местах сбор заявок на юридическую помощь).

Усугубляется ситуация и правовой неграмотностью молодёжи. Так, проведенное исследования в декабре 2012 года в 30 школах Ставропольского края показало, что 38 % школьников 11 класса имеют представление о ряде своих прав и обязанностей, знают о самостоятельных (простейших) способах защиты прав лишь 10 % опрошенных. 20 % из опрошенных граждан знают о существовании справочных правовых систем, и лишь 5 % умеют ими пользоваться.

Наконец, непростая ситуация в Ставропольском крае и с разрешением межэтнических и межнациональных споров и конфликтов, эффективного инструментария для которого ещё не создано. В Ставропольском крае проживают по крайней мере 9 крупных национальных диаспор (русские, армяне, греки, дагестанцы, чеченцы, азербайджанцы, кабардинцы, евреи, карачаевцы), а если верить результатам нашего анкетирования респондентов, среди которых молодёжь 14-18 лет – наиболее представительная – 70 %, причиной 20% общего числа конфликтов в среде молодёжи являлись межэтнические и межнациональные противоречия.

Реакцией на сложившуюся ситуацию стало намерение расширить деятельность общественной организации в этих крайне важных направлениях, направленным не только на эффективное развитие сети школьных служб примирения в Ставропольском крае, но и организацию первичной юридической поддержки на местах, реализации образовательных программ в сфере правового просвещения, технологий медиативного разрешения конфликтов и развития толерантного отношения к друг другу в среде молодёжи. Масштаб проекта соответствует возможностям группы реализации проекта: организация мероприятий школьной службы медиации возлагается на активистов ученического самоуправления (и уже имеющих опыт продвижения в своих школах технологий медиации (созданные ШСП при ОУ Предгорного района) и кураторах (педагоге, заместителе директора по воспитательной работе), которые прошли обучение на специализированных тренингах Общественного Центра «Судебно-правовая реформа» и проявляют заинтересованность в решении проблем конфликтов в образовательных учреждениях. Существенную поддержку проекту будет оказывать деятельность наиболее успешной общественной приёмной, созданная студентами и преподавателями СФ МГГУ им. М.А.Шолохова, которые имеют солидный опыт в реализации образовательных программ в области правового просвещения и первичной юридической поддержки населению.

Цель проекта: содействие снижению уровня противоправного поведения несовершеннолетних в образовательных учреждениях Ставропольского края через организацию и реализацию специализированных образовательных и юридических профилактических программ Центра общественной защиты «Содействие».

Задачи:

- повышение качества и уровня информирования участников образовательного процесса относительно способов и возможностей медиативного разрешения конфликтов на основе оперативного обмена информации между участниками проекта, а также через партнёрство с другими общественными организациями и государственными/муниципальными учреждениями, с одной стороны, и Центра общественной защиты «Содействие», с другой стороны;

- повышение качества и уровня знаний и навыков по основам конфликтологии (технологии примирения), правового просвещения и работы молодёжного тренера социальных программ на базе комплекса просветительских действий и программ;

- реализация программы экспериментальной площадки – территориальной службы примирения при КДН Администрации Предгорного района;

- осуществление деятельности мобильной общественной приёмной на базе ЛКМО (Юридическая клиника) СФ МГГУ им. М.А.Шолохова;

- приобретение участниками проекта, вовлечёнными в его исполнение, практического опыта реализации технологий медиации для образовательных учреждений через внедрение на базе последних инновационных технологий примирения;

- тиражирование в образовательных учреждениях опыта деятельности сети служб примирения, находящихся под патронатом Центра общественного развития «Содействие»;

- описание и обобщение опыта реализации социального проекта «Центр общественной зашиты «Содействие».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: