Подходы и принципы классификации научных исследований

Принципы классификации научных исследований основаны на критериях, используемых в типологии научных исследований. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований. Фундаментальные исследования направлены на познание явлений окружающего мира в независимости от практических потребностей общества, на выявление новых связей и отношений между объектами и явлениями реальной действительности, открытие новых фундаментальных законов и принципов, создание методологий и технологий [1,2].Данный тип исследований связан со значительным риском и неопределённо с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10%. Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития, как самой науки, так и общественного производства. Прикладные исследования ориентированы на получение новых знаний, необходимых для удовлетворения новых практических потребностей общества. Результаты практических исследований применяются при совершенствовании существующих технологий, материалов, машин или при выявлении новых закономерностей и принципов, разработке новых способов и средств, методологий и моделей.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности исследования и поиск путей решения научных задач. Научные разработки ─ завершающая часть фундаментальных или прикладных исследований, которая, как правило, включает в себя создание опытных образцов или пилотных проектов, на основе которых формируется решение о дальнейшем развитии исследуемого объекта или процесса.

Научные исследования могут классифицироваться с использованием и других признаков, что представлено в табл.1.1.

Таблица 1.1 ⎼ Классификация видов исследований

Классификационный признак Виды научных исследований
Целевое назначение научного исследования Фундаментальные Прикладные Поисковые Разработки
Источник финансирования Бюджетные Хоздоговорные Не финансируемые
Длительность научного исследования Долгосрочные Краткосрочные Экспресс - исследования
Роль в науке Прорывные Развивающие
Способ инициации научного исследования Инициативные (спонтанные) Систематизированные Заказные

При использовании критерия «длительность» научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования. Многолетние исследовательские программы характерны для фундаментальных исследований. Прикладные исследования, как правило, чаще всего бывают краткосрочными длительность до 1 года. Примером могут служить исследования внешней среды организации, исследование факторов, воздействующих на экономику региона или отрасли, исследование явлений и процессов, происходящих в социальной в сфере, экономике или менеджменте под воздействием определенных факторов. Экспресс - исследования проводятся в основном в ознакомительных целях и выполняются в кратчайшие сроки, по упрощенной схеме с учетом ограниченности временных ресурсов.

Особое место в классификации научных исследований занимают прорывные исследования, которые изначально или в процессе разработки ориентированы на получение принципиально новых знаний, преобразующих фундаментальные представления о природе и обществе. Примером могут служить исследования в области нанотехнологий, фармакологии, биологии. Развивающие исследования ориентированы на углубление прорывных исследований с целью дальнейшего внедрения результатов во всех сферах жизнедеятельности человека.

Очевидно, что представленный в табл.1.1 список, можно расширить, включив такие классификационные признаки как используемые средства (мыслительные, экспериментальные исследования), количество участников (индивидуальные, групповые исследования), форма представления результатов (количественные, качественные), форма отражения процесса и результатов исследования (монографические, тематические, сборные исследования) и др.

В соответствии с представленной в табл.1.1 классификацией диссертационная магистерская работа является научным исследованием, относящимся к виду прикладного или поискового, нефинансируемого, краткосрочного, развивающегося, инициативного исследования.

Исходным моментом научного исследования является выявление проблемы. В общем случае под термином «проблема» понимается расхождение между желаемым и реальным состоянием объекта исследования. Именно желание устранить имеющееся рассогласование является побудительным мотивом, импульсом для начала исследования. В исследовательской деятельности под проблемой понимают сложную научную задачу, решение которой должно дать новые знания для развития теории и совершенствования практики в экономической деятельности и менеджменте. Однако в этом случае перед исследователем встает задача определить, каким путем необходимо идти для устранения проблемы, то есть выбрать подход, позволяющий осуществить ее полное или частичное решение. При выявлении проблемы исследователь уже формирует некоторое априорное знание об объекте исследования, что позволяет ему сформулировать возможные варианты решения проблемы. Такое научное предположение, вытекающее из теории или практики, которое еще не подтверждено и не опровергнуто и нуждается в научном доказательстве (опровержении) получило название гипотезы (от греч. hypotheses ‒ основание, предположение). Гипотеза не является догмой и в процессе исследования может уточняться, дополняться, изменяться. Начальную версию гипотезы называют рабочей гипотезой. Для ее трансформации в научную гипотезу необходимо, чтобы он соответствовала следующим требованиям:

1. Научная гипотеза должна быть проверяемой, т.е. следствия, сформулированные логическим путем на основе дедукции, должны поддаваться проверке и соответствовать фактам, результатам опытов, наблюдениям и т.д.

2. Научная гипотеза должна соответствовать достаточной общностью и предсказательной силой, т.е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления и процессы.

3. Научная гипотеза не должна быть внутренне противоречивой.

Различают описательные и объяснительные виды гипотез. Описательные гипотезы - это предположения о свойствах и характеристиках изучаемых явлений, процессов и объектов, основанные на эмпирических фактах. Объяснительные гипотезы - это обоснованные предположения о причинно-следственных зависимостях между изучаемыми процессами. Он выявляют сущность и оценивают силу причинно-следственных связей.

Выдвижение гипотезы ‒ лишь начальный шаг исследования, который является идей решения проблемы. Выбор подхода к научному исследованию определяет путь решения проблемы. При его выборе значительную роль играют знания, накопленные об объекте исследования, свойства и характеристики объекта, цели и задачи исследования, допущения и ограничения, возможные при проведении исследований.

Автор магистерской диссертации, исследовав различные источники информации и проанализировав социально-экономические результаты постсоциалистической трансформации в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и России, показал, что влияние предпринимательства на экономические процессы в переходный период характеризуется существенными особенностями, в силу чего оценивается неоднозначно. Отсюда определение его роли в процессе становления рыночного хозяйства в постсоциалистичесих странах является достаточно сложной, однако перспективной в научно-практическом смысле исследовательской задачей. Ее решение требует переосмысления сложившихся теоретических представлений, а также разработки новых положений на основе проведения специальных методологических исследований.

Таким образом, проблемой является, по мнению автора, несовершенство теоретических представлений о роли и особенностях предпринимательства в странах ЦВЕ и России. В качестве гипотезы автор выдвигает идею проведения исследования для переосмысления теоретических положений в области предпринимательства и разработки новых, способствующих становлению методологии познания предпринимательства.

Сформулированная цель исследования, объект и предмет исследования могут быть представлены следующим образом:

Целью исследования является разработка методологических положений по изучению предпринимательства как фактора производства, а также положений по повышению эффективности воздействия предпринимательства на экономические процессы в развивающихся рыночных системах, в особенности, на распространение нового типа хозяйственных отношений.

Объектом исследования являются теоретические и методологические аспекты проблемы сущности и экономического содержания предпринимательства как фактора производства в переходных экономиках стран Центральной и Восточной Европы и России.

Предметом исследования служит способ изучения предпринимательства как фактора производства в переходных экономиках постсоциалистических стран.

Тема: Теоретико-методологические проблемы анализа предпринимательства как фактора производства в переходной экономике.

Для систематизации существующих подходов целесообразно произвести их классификацию. В качестве классификационных признаков могут выступать степень формализации проблемы, глубина исследования, комплекс признаков, заложенных в реализацию подхода к исследованию, необходимых для выявления и учета характерных свойств объекта.

В случае, когда цель определена и формализована, а проблема предполагает поиск оптимального решения в условиях существующих ограничение, применяется так называемый «жесткий» подход. Этот подход использует формальный аппарат исследований и исключает из рассмотрения факторы, не подлежащие формализации. Примером могут служить проблемы неэффективного использования оборудования, высоких издержек на производство продукции, оптимального инвестирования и т.д.

Для решения проблем при недостаточном уровне знания об объекте или его непредсказуемом поведении, значительной неопределенностью информации и высоких рисках используется «мягкий» подход, опирающийся как на формальные, так и на эвристические методы исследований.

При использовании классификационного признака « глубина исследования» можно выделить клинический, исследовательский и проектирующий подходы.

Клинический подход предполагает частичное решение проблемы и является достаточным для заключения о состоянии объекта исследования. Этот подход применяется для диагностики или на начальных этапах исследования. Примерами, иллюстрирующими клинический подход к исследованию, может служить экспресс-анализ деятельности предприятия при решении проблемы неэффективности бизнес-процессов или социологические исследования, направленные на качественный анализ изучаемых социальных проблем с целью диагностирования ситуации, информирования руководства, выработки альтернативного решения социальной проблемы.

Исследовательский подход ориентирован на применение математических методов и моделей с целью получения оптимального в соответствии с заданными целями решений, но не исключает комбинации с клиническим подходом. Примером может служить исследование, направленное на снижение затрат в хозяйственной отрасли или на предприятии или исследования, направленные на формирование оптимального пакета инвестиционных проектов с минимизацией рисков.

Проектирующий подход в качестве целевой установки ориентирован на изменение свойств объекта исследования или внешнего окружения, вызывающего проблемную ситуацию. Примером может служить реинжениринг бизнес-процессов в организациях.

С точки зрения учета характерных свойств объекта в процессе исследования выделяют аналоговый, редукционистский, комплексный, системный, ситуационный, диалектический, логический, прагматический и другие подходы.

Аналоговый подход к исследованиям используется как правило в тех случаях, когда проблема или объект исследования мало изучены. В этом случае в основу исследований ложатся известные характеристики и свойства аналога, отобранного исследователем на основе имеющихся знаний и опыта.

Редукционистский (аддитивный) подход основан на предположении, что свойства объекта сводятся к сумме свойств его элементов. Примером могут служить региональные исследования, базирующиеся на исследованиях субъекта региона.

Достаточно широко находит применение комплексный подход к исследованиям, когда объект рассматривается во всей его полноте с различных точек зрения, а акцент делается на многоаспектности исследования, на рассмотрении объекта, в том числе и элементарного (несистемного), с разных его сторон. Например, исследование с целью повышения эффективности предприятия предполагает применение комплексного подхода, затрагивающего финансовую деятельность предприятия, оценку компании с точки зрения клиентов, исследование внутренних бизнес-процессов и деятельности персонала.

Системный подход ориентирован на проведение исследования не столько во всей полноте, сколько во взаимодействии его составных частей. В его основе лежит целостное рассмотрение объекта исследования как совокупности компонентов, их внутренних взаимосвязей и связей с внешней окружающей средой. Примером могут служить исследования, направленные на комплексную автоматизацию хозяйствующих субъектов.

Ситуационный подход предполагает исследование объекта с учетом конкретной ситуации как совокупности внешних и внутренних факторов.

При диалектическом подходе исследователь использует объективно обусловленные, научно разработанные, практически проверенные и наиболее эффективные в конкретных условиях диалектические принципы исследования, например, взаимоотношений общего и частного, качества и количества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и пр.

Исторический подход основан на рассмотрении объекта исследования в некотором временном интервале, рассматривая его свойства и характеристики в прошлом, настоящем и будущем.

В обобщенном варианте классификация подходов к научным исследованиям может быть представлена в виде табл.1.2.

Таблица 1.2⎼ Классификация подходов к научным исследованиям

Классификационный признак Виды научных исследований
Степень формализации проблемы «Жесткий» «Мягкий»
Глубина исследования Клинический Исследовательский Проектирующий
Возможность учета характерных свойств объекта исследования Аналоговый Редукционистский (аддитивный) Комплексный Системный Ситуационный Диалектический Логический Прагматический Исторический и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: