Успех и достижение поставленных целей научных исследований во много определяется применяемыми методами исследований. Метод (от греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, действия) ─ определенная совокупность устойчивых правил, предназначенных для достижения какой-либо цели. Метод – это прием мышления или практического действия, а также средство или инструмент для исследования какого-либо объекта. «Под методом я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное, и шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать» (Р.Декарт).
Выбору адекватных методов исследований способствует их классификация, которая позволит в последующем провести разделение единиц исследования на группы (классы) и облегчит анализ объекта исследования. Рассмотрим варианты классификации, представленные в табл.1.3.
Таблица 1.3 ⎼Методы исследований
Классификационный признак | Виды методов | Примеры |
Подходы к исследованию | Научные методы | Методы, основанные на рациональном, доказательном и системном исследовании. Облают свойствами строгости, однозначности, эффективности, простоты, эвристичности. |
Ненаучные методы | Апелляция к религии, авторитетам, идеологии, обыденных знаниях | |
Методы научных исследований | ||
Содержание объекта исследования | Методы естествознания | Методы, применяемые в естествознании |
Методы социально–гуманитарных наук | Методы, применяемые в социально-гуманитарных науках | |
Отрасль науки | История Философия Экономика Социология Психология и др. | Группы методов, применяемые в конкретной науке |
Сфера применения и общность методов | Всеобщие | Философия |
Общие | Математика, статистика, виды эксперимента, виды наблюдений, моделирование и др. | |
Частные (специальные) | Экономическое наблюдение Экономический эксперимент и др. | |
Уровень познания | Эмпирические методы | Наблюдение, сравнение, описание, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент |
Теоретические методы | Аксиоматический метод. Гипотетический метод Формализация Абстрагирование Логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия) | |
Система основания | Формальные | Аналитические методы или методы элементарной математики (функциональный анализ) и методы математического анализа (интегральные, дифференциальные, вариационные исчисления), вероятностно-статистические методы (математическая статистика, теория вероятности), методы исследования операций, методы теории выбора и принятия решений, методы математической логики, математическое и имитационное моделирование и др. |
Эвристические методы | Индукция, дедукция, синтез и др. | |
Степень применения логики | Логические | Дедукция, индукция, аксиоматика, аналогия, доказательство, логическое обоснование и др. |
Нелогические | Экономическое наблюдение, интуиция и др. | |
Логические методы исследований | ||
Система основания | Количественные | Математические методы Статистические методы |
Качественные | Наблюдение, анкетирование, опрос, собеседование и т.д. |
При классическом подходе принято выделять научные и ненаучные методы исследований. Ненаучные методы представляют собой методы, основанные на ограниченно-рациональном, несистемном, недоказательном подходе к процессу исследования. К таким методам относят апелляцию к авторитетам, религии, обыденным экономическим знаниям.
|
|
|
|
В рамках данного пособия рассматриваются только научные методы, представляющие собой способы освоения действительности, основанные на рациональном, доказательном, системном исследовании.
Признаками научных методов являются их строгость, однозначность, эффективность, простота, эвристичность. Под строгостью в научном методе понимается его рациональность, доказательность, согласованность всех структурных элементов теоретического построения. Внутренняя непротиворечивость, соответствие друг другу по смыслу утверждений, присутствующих в теории характеризует однозначность научного метода. Эффективность научного метода определяется возможностью получить решение проблемы за конечное число шагов. Простота (экономичность) научного метода ‒ это достижение научного результата при минимальном количестве действий. Эвристичность метода ‒ этого его способность привносить новый результат (знание), которое может быть использовано или распространено в новые области данной науки или в других областях знаний.
В зависимости от содержания объектов исследования различают методы естествознания и методы социально-гумманитарных наук. При более детальной классификации выделяют методы по отраслям науки: математические, биологические, правовые, социально-экономические и т.д.
Аналогично классификации методологий научных исследований все методы могут быть разделены на всеобщие, общие и частные. Эти понятия полностью коррелируются с понятиями всеобщей, общей и частной методологиями.
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней. К эмпирическому уровню относят знание, полученное в результате материальной практики или благодаря некоторому непосредственному контакту с действительностью. Эмпирическими методами называют методы познания реальности, действующие на уровне опыта, например наблюдение, измерение, эксперимент. Использование этих методов предполагает обращение в той или иной форме к деятельности органов чувств человека, опору на чувственные формы отражения действительности. Теоретическое знание является результатом обобщения, абстрагирования, введения идеализированных объектов, математизации и т. п. К числу теоретических методов относят использование аналогии, гипотезы, интерпретации, применение математического аппарата, разнообразных моделей, а также исторический и эволюционный анализ в экономике и т. п.
Достаточно широко распространена классификация, при которой научные исследования строятся на двух основополагающих классах методов: формальных и эвристических. Формальные методы опираются на точные абстрактные языки (математические, формальной логики и др.), модели, объекты. К формальным методам относят, например:
- аналитические методы или методы элементарной математики (функциональный анализ) и методы математического анализа (интегральные, дифференциальные, вариационные исчисления);
|
|
- вероятностно-статистические методы (математическая статистика, теория вероятности);
- методы исследования операций;
- методы теории выбора и принятия решений;
- методы математической логики;
- математическое и имитационное моделирование.
Слово «эвристика» происходит от греческого слова heurisco, оно означает «узнавать новое», «открывать». В этой связи под э вристическими методами понимают специальные логические способы решения задач, построенные на методах научного познания, имитирующих процесс человеческого мышления, на использовании специальных правил, приемов, обобщений, различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов.
К эвристическим методам относят:
- методы как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых осуществляется решение творческих задач (дедуктивные и индуктивные методы, метод аналогий, анализ и синтез) и относящиеся к общим методам научного познания;
- методы, направленные на сокращение времени решения задач (процедура направленного перебора, матричные методы и др.).
- методы экспертных оценок.
Еще один способ классификации методов научных исследований ‒ это их деление на логические и нелогические методы. Логические методы основаны на логике: формальной и математической и представляют собой знаково-символьную систему, отражающую инструменты и результаты научного познания. Примерами логических методов могут служить методы индукции, дедукции, формализации и матемизации, метод интерпретации в объяснении фактов и явлений, метода аксиоматизации в построении экономических теорий и доказательств, метода аналогий и др.
Нелогические методы являются своего рода антиподами логическим методам и по своей структуре не связаны с формальной и математической логикой. При этом их значение в научных исследованиях достаточно велико. Например, интуиция как нелогический метод исследования достаточно часто опережает логические методы исследований.
|
|
Логические методы исследований в зависимости от того, какие системы обоснования в нем используются, подразделяются на количественные и качественные.
Количественные методы исследования базируются на использовании измеряемых величин, выраженных, как правило, в числах. К числу количественных методов относят математические и статистические методы, однако в прикладном значении эти методы объединяют в один общий метод ‒ эконометрический. Качественные методы исследований базируются на словесных описаниях, интерпретации, истолковании и объяснении свойств и характеристик исследуемого объекта.
При выполнении научных исследований понятие метода следует отличать от понятий техника, процедура, методика научного исследования. Опираясь на представленные определения, можно графически представить взаимосвязь понятий в виде рис. 1.2.
Рис. 1.2. Взаимосвязь понятий и определений
Методология исследования - последовательность привлечения различных форм знаний и позволяющей осуществить основные принципы научных исследований: объективность, воспроизводимость, доказательность (верификацию) и точность полученных результатов.
Метод ─ определенная совокупность устойчивых правил, предназначенных для достижения какой-либо цели, способ познания объективной действительности.
Методика исследования - совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов
Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода.
Процедура исследования - последовательность действий, способ организации исследования.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под термином «исследование»? Приведите примеры исследований в экономике и менеджменте.
2. Какие критерии могут быть положены в основу классификации научных исследований?
3. Какую роль в научном исследовании играет выбор подходов к исследованию? Какие подходы к исследованию вам известны?
4. Дайте определение термину «гипотеза». Охарактеризуйте значение гипотезы в научном исследовании.
5. Что понимается под эмпирическими и теоретическими исследованиями? Существует ли зависимость между ними?
6. Назовите особенности и виды экспериментальных исследований. Приведите пример эксперимента в экономике и менеджменте.
7. Чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость проведения исследований?
8. Что вы понимаете под термином «методология исследования»? Какова роль методологии в научном исследовании объектов и процессов?
9. К каким видам методов можно отнести статистические исследования?
10. Установите связь между такими терминами как «методология», «методика», «техника исследования» и «процедура исследования»