Исторического романа

Эта литература возникла в первой половине XIX века как стремление дополнить Великую французскую революцию всеобъемлющей революцией духа. Романтики в первую очередь обратились к проблеме творческого «я», к художественному воплощению субъективных переживаний, к напряженному поиску человеком истины и своего места в мире. Они были убеждены в том, что литература и искусство – средство поведать людям об основах мироздания, дать всеобъемлющее знание, синтезирующее в себе все достижения рода человеческого. Основные темы – человек и общество, человек и история, человек в общении с людьми. Мораль создается общим впечатлением от произведения. Это не направление, а мироощущение.

Новые жанры – психологическая повесть (французские романтики), лирическая поэма (Байрон, Шелли), лирическое стихотворение. Поэзия – комментарий к философии и воспевание самоценности прекрасного (то есть провозглашается единство нравственного и эстетического начала). Искусство пересоздает действительность, так как само восприятие красоты преображает человека лучше, чем поучения, и делает его счастливее и нравственнее. Искусство достигает цели, не ставя ее перед собой, оно утешает, облагораживает, открывает человеку его предназначение. Мораль создается общим впечатлением от произведения. Ориентация на культуру средневековья. Сосредоточенность на современности, которая делится на Юг с греко-римскими канонами (французская, итальянская, испанская литература) и Север с самостоятельностью, свободностью от условностей, меланхоличностью, чувственностью (английская, немецкая, датская, шведская литература), но и то, и другое со ссылкой на идеализируемый фольклор.

Герой – индивидуалист, личность, наделенная ярким страстным характером. Это или мечтательный чудак, загадочно-инфернальная личность, трагически одинокий индивидуалист (герой Гофмана), или герой, отличающийся гордым самоутверждением, подвигами во имя эгоистических целей или ради бунта против несовершенства мироздания (герой Байрона, Б.Констана и др.). Воспроизведение всей жизни человека. Идея бесконечного совершенствования. Идеализация. Внимание к внутреннему миру человека. Проблема гения, который творит в уединении. Кроме того, трагичность человеческого бытия в неразрешимом противоречии его конечности с бесконечностью устремлений человеческого духа. Действительность – нечто таинственное, иррациональное, загадочное, противостоящее разуму и личной свободе человека как сфера социальных разочарований, а отсюда – мировая скорбь. Основной закон бытия – всеобщая изменчивость. Гротеск проявляется как заострение образа, сочетающееся с гиперболизацией тех или иных черт внешнего вида и характера персонажа, но и гиперболизация, и идеализация порождают трагедию, как и любое преувеличение. А ирония – это осознание вечной изменчивости и возможность возвыситься над обстоятельствами.

Романтическое произведение – это лирическое самовыражение чувств поэта, передача состояния мира как состояния духа. Мировая скорбь – это душа героя, а дух, субъективность человека – это мера всех вещей. Это переживания и размышления героя на фоне романтического пейзажа. Культ экзотики – в природе, неповторимо-индивидуального – в человеке, исключительного – в обществе.

Э.Т.А.Гофман (1776 - 1822) – универсальный человек во всех областях: музыкальный критик, дирижер, театральный декоратор, график, писатель, музыкант, юрист. Описывает панораму большого города. Основной жанр – сказка, так как она дает возможность полета фантазии, основой которой является реальная жизнь. Герой – художник, энтузиаст, каскрывающий свой характер через деталь, жест, реплику.

Д.Г. Байрон (1788 - 1824) – крупнейший писатель английской романтической литературы 1-й четверти XIX века. Его творчество теснейшим образом связано с национально-освободительным движением в Европе. В образах скитальцев, отщепенцев, изгнанников – Чайльд-Гарольда, Каина, Манфреда - воплотил вечно мятущийся дух романтизма, характерную для него неудовлетворенность сущим, трагический разлад с бытием. Он разработал особый жанр романтической поэмы – лиро-эпический. Примером таковой может служить «Паломничество Чайльд-Гарольда» с автобиографическим образом главного героя. Чайльд-Гарольд – типичный герой, бунтарь, противопоставивший себя миру, но отнюдь не борец, чем контрастен Корсару из одноименной поэмы Д.Г.Байрона, входящей в восточный цикл – герою-мстителю, активному борцу и мятежнику. По мнению Байрона, смысл жизни не в страдании, а в бесконечном противостоянии вечному злу. Борьба – высшее благо, цель и смысл жизни героев. Трагическая коллизия, разрешаясь, движет общество вперед, но рождает новый цикл трагических противоречий. Мир несовершенен, но активность героя не позволяет безраздельно установить власть того, или другого. Внимание направлено на характер и на его индивидуальное своеобразие. Общественная ценность личности – в ее неповторимости. Мифологизируется романтическое отчаяние. Как варианты решения исторического конфликта сильной личности со своим временем представлен бунт против закона, согласие с законом, индивидуалистический выбор.

Готический роман – это роман ужасов, черный роман, роман с напряженной драматической интригой, «неистовый» роман с нагромождением невероятных событий и «роковыми» страстями. Цель – вызвать у читателя ужас и содрогание. Включает: 1) условный мир романов Уолпола («Замок Отранто»); 2) рационально объяснимые тайны А.Рэдклиф. У нее характеры подчиняются обстановке. Призраки развенчиваются, напряженное ожидание трагической развязки сменяется торжеством добродетели, чувством облегчения, темный сумрак подземелий противопоставлен чарующему, озаренному солнцем пейзажу, так как не ужас и страх, а жажда новизны, живописного, страшного и неизведанного порождает «галлюцинации» человека. Пейзаж передает работу ума и воображения, прочерчивает ход мысли героя от разумного рационального объяснения к вымыслу; 3) существование ирреального и ужасного как чего-то объективного и не вызывающего никаких сомнений у Льюиса. У него есть мотив «ужаса души», мотив недосказанности и прием контраста; 4) психологический боевик Коллинз. Им вводится прием монтажа, экстраординарные явления, влияние обстоятельств на характер и наоборот. Все герои главные.

Исторический роман: 1) нравоописательного и социально-психологического типа (бытовая и историческая достоверность).

2) Обращение к прошлому из-за критического отношения к современности.

3) Реальность сосуществует с фантастикой, сказкой, игрой воображения.

4) Изображение духовной сферы, процессов формирования нового нравосознания, идей духовной свободы человека.

5) Душа человека, его сердце – арена противоборства Добра и Зла.

6) Утверждение высокого нравственного идеала как нормы поведения.

7) Занимательность сюжета.

8) Эпичность видения.

9) Хронологическая точность событий, наличие исторических лиц.

10)Идеализация героев и событий.

11)Формульность образов.

12)Проблемность.

В.Скотт (1771 - 1832) - создатель исторического романа в английской романтической литературе. Его перу принадлежат «шотландские», «английские», «французские» романы, которые, в свою очередь, делятся по принципу временного охвата действительности и отличаются скрупулезным этнографизмом (печатал их под псевдонимом «Автор «Уэверли»). Романтическое переплетает с реалистическим. Подчеркивал зависимость судьбы отдельного человека от хода развития истории. Фольклор и история – основные источники творчества. Возвысил роман до философии истории, осуществил синтез науки и искусства.

«Айвенго» - роман средневекового цикла о доблестном рыцаре, защищающем королевскую власть. Помимо классового конфликта XII века – между феодалами и крепостными крестьянами – повествование осложнено национальным конфликтом в Англии того времени: завоеватели-норманны выступают против коренных жителей - англо-саксов.

В.Гюго (1802 - 1885) – французский писатель-романтик, творивший в жанрах прозы, поэзии, драмы. Ярчайший образец романа – «Собор Парижской Богоматери», где можно найти такие типично романтические особенности, как романтический гротеск и контраст, местный колорит и т.д. Он передает дух эпохи, а не точные события. Указывает на зависимость формирования внутреннего мира человека от обстоятельств его жизни, но социальный закон побеждается нравственным законом добра. Описывает исключительные характеры и события, антитезу добра и зла, так как мир – это единство несовместимого, в мире хаос, стихийное побеждает закономерность, наряду с добром в мире существует зло. Человек – это два борющегося начала – ангел и зверь. Формирование внутреннего мира человека зависит от обстоятельств его жизни. Обстоятельства толкают ко злу. Но достаточного одного «события-откровения», чтобы разрушить власть этого закона. Человек добр. Даже самый большой злодей может переродиться. История – это путь от зла к добру, от лжи к истине, от ночи ко дню.

Ф.Купер (1789 - 1851) – самобытный писатель американского романтизма. Главное произведение Купера – пенталогия о Кожаном Чулке, в центре которой – образ Натаниэля Бумпо, бесстрашного первопроходца, покорителя диких американских прерий («Пионеры»», «Следопыт», «Зверобой», «Последний из могикан», «Прерия»). Ставил проблему отношения к индейской культуре, необходимости определиться перед неведомым в жизни, перед небывалым в истории и перед самим собой.

А.Дюма (1802 - 1870) поставил перед собой задачу оживить мгновение исторического прошлого. Ему важно мгновение жизни: герои лишены прошлого и будущего, они живут этим мгновением. Считал необходимым отражать историческую правду в изображении вещей, а не действий. Герои деятельны и активны, надеются на себя, не изменяются (события изменяются, герои сохраняются). Это романтический герой, но без внутреннего разлада и не одинокий. Подчеркивается ценность личности как таковой, которая не дается благодаря званиям и титулам. Внес элементы мелодрамы (роковые тайны, аффектация чувств, эмоциональная насыщенность). Говорит о призрачности целей, к которым стремится человек. Уделяет внимание жизни и поведению героя в определенный промежуток времени.

Обратите особое внимание:

1. Каким образом переплетаются реальность и фантастика?

2. Двоемирие и его функции: а) тема двойничества; б) проблема образов-масок; в) принцип увеличительного стекла; г) раскрытие характера через деталь, жест, реплику.

3. Байроническая личность и байронизм. Различные типы байроновских и байронических героев.

4. Автобиографические элементы.

5. Причины разочарованности героя.

6. Основные черты исторического романа.

7. История и современность у Скотта.

8. Временной и национальный колорит в романе «Айвенго».

9. Воплощение романтических особенностей в романе «Собор Парижской Богоматери».

10. Роль приемов гротеска и контраста в понимании основной идеи романа. Связь образа Собора с сюжетом и основной идеей романа.

11. Каким образом «сюжет страсти» связан с основным сюжетом?

12. Американский романтизм. Особенности его освоения в литературе. Проблемы соотношения естественной природной среды и цивилизации.

Литература

1. Э.Т.А.Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М., 1987.

2. Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982.

3. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

4. Клименко Е.И. Английская литература первой половины ХIХ века (очерк). Л., 1971.

5. Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л.,1970.

6. Дьяконова Н..Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1971.

7. Дьяконова Н.Я. Английские романтики: Проблемы эстетики. М., 1978.

8. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

9. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М.,1977.

10. Бельский А.А. Английский роман 1800 – 1810 гг. Пермь, 1968.

11. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1985.

12. Трескунов М.С. Виктор Гюго: Очерк творчества. М., 1961.

13. Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1971.

14. Евнина Е.М. Виктор Гюго. М., 1976.

15. Шейнкер В.Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера и проблемы развития американской литературы первой половины ХIХ века. Л., 1971.

16. Боброва М.Н. Джеймс Фенимор Купер: Очерк жизни и творчества. Саратов, 1967.

17. Моруа А. Три Дюма: Литературные портреты. М., 1986.

18. Пирсон Х. В.Скотт. М.,1984.

19. Дайчес Д. Сэр В.Скотт и его мир. М.,1987.

20. Сафронова Н.Н. В.Гюго. М.,1989.

21. Евнина Е.М. Гюго. М.,1976.

22. Шейнкер В. Исторический роман Купера. Иваново, 1980.

1.8. Реалистическая литература XIX века

Характеры и обстоятельства объясняются социально-исторически, типической причинностной связью. Задача – воспроизведение действительности и вынесение ей приговора, так как страдания человека – обыкновенная история. Божественная комедия заменена на человеческую. Путь к совершенствованию – это путь к цели. Герой стремится преобразовать мир в соответствии со своими идеалами, но это не поиск истины, а поиск покоя. Сопоставление романтизма и реализма приводит к следующему:

Романтизм Реализм
1. разорванное сознание демонического героя и гармоническая личность его возлюбленной. 1. история становления личности в условиях противостояния среде или ее поглощения этой средой.
2. история неразделенной любви. 2. столкновения носителей противоположных политических, религиозных и моральных идей.
3. стремление человека цивилизации вернуться к природе. 3. отношения отцов и детей.
4. Культ героя. Историю делает личность. 4. Культ героя. Историю делает личность.
5. идеализация прошлого. 5.Идеализация настоящего и будущего.
6. трагическое одиночество всех. 6.Одиночество сильной личности.
7. поэт и толпа. ----------------
8. Культ страсти и фантазии ------------
Вывод: 1. ставятся вопросы взаимоотчуждения; 2. Исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Вывод: 1. Ставятся вопросы понимания/непонимания (т.е. диалогичность); 2. Типичные характеры в типичных обстоятельствах.

Перу Ф.Стендаля (1783 - 1842) принадлежат романы и повести, книги по теории и истории искусства, очерки путешествий и психологические трактаты. Он считал, что роман должен быть уподоблен «зеркалу, проносимому по большой дороге». Он создал социально-психологический роман, в котором проявляет интерес к человеческому уму, его связи с чувствами. По его мнению, человек определяется тем, что он понимает под «счастьем» и тем, как он за ним отправляется, то есть целью своей жизни и средствами ее достижения. Часто это раздвоенный герой – один действует, другой наблюдает за ним. Стендаль выделил и описал страсть-любовь, страсть-честолюбие, страсть-влечение, страсть физическую. Отразил талант и расчет в духе времени. Нет хороших и плохих. Человек определяется тем, что он понимает под счастьем и тем, как он за ним отправляется, то есть человек определяется целью своей жизни и средствами ее достижения. Действия человека связаны с его личным, эгоистическим интересом. Красота – обещание счастья, но прекрасное всегда объединяется с полезным. В романе «Красное и черное» рассказано как человек сделал карьеру не тартюфством, а своими истинными, природными достоинствами, а общество убило его за неподчинение рутине и реализацию своих внутренних незаурядных возможностей.

Ч.Диккенс(1812 - 1870) – крупнейший представитель английского критического реализма. Пытался решить проблему взаимоотношений личности и общества. Иногда описывает гиперболизованные образы, нарочито лишенные индивидуальных черт, передающих самое характерное. Город (Лондон) предстает как сложный узел взаимосвязей, таинственной повязанности всего со всем. С этим сопряжено усиление детективной интриги, обостренное ощущение знаковости любого явления, вещи, лица. Биполярность мира размывается, психолог в Диккенсе все больше теснит моралиста, а четкая схема мелодрамы уступает место смутной загадочности символа. Его герой не разочаровывается в жизни, сохраняет нравственную чистоту. Это утопия детскости. Травма падения во взрослый мир, полный нравственной неопределенности, болезненна, но и благостна, поскольку будит в человеке энергию сопротивления и самосбережения – творческую энергию.

Наиболее полно гений Диккенса воплощен в романе «Домби и сын». В 1-й части романа речь идет о детстве и смерти наследника мистера Домби, Поля, во 2-й – о купленном за деньги втором браке мистера Домби и о крушении его надежд получить второго наследника.

О. де Бальзак (1799 – 1850) показал безоговорочное господство денег в обществе. Считал, что человеческое общество, подобно животному миру, представляет собой «единство организмов», где каждое живое существо развивается и функционирует в соответствии с законами своей среда. Отсюда обостренный интерес писателя к материальной обстановке, характеризующей персонажа, его потребность «изображать мужчин, женщин и вещи». Вещи – это предметный мир, который окружает человека и свидетельствует о его социальном положении, уровне образования, культурных запросах, духовном облике, о том мире, в котором он живет. Вещи – материальное воплощение мышления людей. Человек и то, что его окружает, равно устрице и той скале, к которой она прилепилась, улитке и ее домику. Каждый тип должен быть характером, в каждом персонаже должно биться человеческое сердце и таиться целая философия.

В 1829 году написал первый роман будущей «Человеческой комедии» - «Шуаны». «Человеческая комедия» - это панорама жизни Франции XIX века, включающая: 1) сцены нравов – сцены частной, провинциальной, парижской, политической, военной, сельской жизни. Например, социальная функция ростовщика и связь его принципов с принципами аристократии («Гобсек»), гибель личности под воздействием обстоятельств, пути обретения богатства («Евгения Гранде»); 2) философские этюды – отношение автора к творчеству, страстям и человеческому разуму, соотношение правды жизни и правды искусства («Неведомый шедевр»), фантастический случай как квинтэссенция закономерностей своего времени и социальная роль денег в судьбе молодого человека («Шагреневая кожа»); 3) аналитические этюды – исследование причин появления тех или иных типов. В «Человеческой комедии» утверждается: 1) единство общественного организма при его кажущейся дробности и разобщенности; 2) зависимость каждого организма от окружающей среды; 3) поиски системы в жизни общества и причинно-следственных связей его развития; 4) история общества – это история нравов, то есть привычек, истории, среды обитания и личных отношений людей.

Автор не стремится непосредственно выразить свои симпатии или антипатии, свое отношение к событиям. Историк – это само общество, а писатель – лишь его секретарь, точнее, ученый-аналитик, исследующий социально-экономическую и психологическую стороны жизни людей. Анализ состояния общества дается преимущественно через изображение семьи, которая предстает у Бальзака как средоточие общественных конфликтов и духа времени. Но стремится составить опись пороков и добродетелей, собирая главнейшие проявления страстей, исследуя характеры, выбирая главные общественные события. («Человеческая комедия» должна была включать 143 произведения, но было создано 95). Много «сквозных» персонажей, т.к. жизнь постоянно меняется и развивается. Современный мир – это огромная сцена, на которой разыгрывается история нравов. Тема эволюции молодого героя рассматривается в двух вариантах: 1) либо он, преступив моральные нормы, превращается из наивного юноши в опытного дельца и хищника; 2) либо, не сумев вытравить из себя естественные человеческие качества, становится жертвой антигуманного общества, что и происходит. Общество обрекает человека на отказ от иллюзий и заставляет: 1) уходить в личную жизнь; 2) выгодную торговлю убеждениями; 3) объединением первого и второго пункта.

Обратите особое внимание:

1. Соответствуют ли герои Стендаля принципу Макиавелли («Основной закон для всего сущего – это уцелеть, выжить»)?

2. Какие теории смог совместить Жюльен Сорель? Смог ли герой реализовать свои способности? Найти себе применение?

3. Могут ли люди, подобные Сорелю, разрушить существующий порядок вещей?

4. Каким образом беззащитный и беспомощный ребенок обнаруживает сверхчеловеческую силу сопротивления? Почему очень часто у Диккенса ребенок выступает в роли покровителя взрослых?

5. Детская иллюзия – это футляр, непроницаемо отгораживающий героя от мира и других людей. Докажите или опровергните это утверждение примерами из текста.

6. Бальзак назвал повесть «Шагреневая кожа» «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма». Как он это доказывает?

7. Закономерно ли появление шагрени в XIX веке? А в Париже?

8. Почему Евгения Гранде «взбунтовалась»? Изменилась ли жизнь Евгении потом? Изменили ли Евгению деньги и отцовское воспитание?

Литература

1. Реизов Б.Г. Стендаль: Годы ученья. Л., 1968.

2. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1969.

3. Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974.

4. Тугушева М. Чарлз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М., 1979.

5. Тайна Чарлза Диккенса. М., 1975.

6. Михальская Н.П. Чарлз Диккенс: Биография писателя. М., 1987.

7. Сильман Т.И. Диккенс. Л.,1970.

8. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М.,1975.

9. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1987.

10. Обломиевский Д.Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. М., 1957.

11. Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: