Творчество В. Шекспира

Шекспир (1564 - 1616) – это образованный самоучка-эксперт во всех областях от философии до садоводства. Родился в год смерти Микеланджело, умер одновременно с Сервантесом в год суда над Галилеем, родился в эпоху Выскочек. Человеко изучение эпохи Возрождения превратил в человеко утверждение, воплощаемое практически и повсеместно. Пытался решить вопрос: Сам ли себе творец человек? «Вышивал» по канве общей памяти, изображал общеизвестное. Основные темы: 1) изображение человека как части целого общества, неразрывно связанного с этим целым, от него зависящего, составного элемента его; 2) развитие человеческой души, связанное с развитием общества, с процессами, в нем происходящими; 3) тема разочарования в новом рождающемся обществе. В центре внимания – движение времени, изменения, происходящие в обществе и в человеке: описывается попытка эпически цельного и прекрасного героя пробиться в мир любовью (Отелло), добром (Лир), силой (Макбет), но Время - противник героя. Впервые характер человека выражается в слове, а наказание обнаруживает себя нравственной мукой, а не божественным возмездием.

Шекспир – универсальный гений, написавший всемирную историю человечества, включающую: 1) хроники (от предыстории до наступления существующего порядка вещей, идея государственного порядка, обеспечивающего процветание нации, тема нравственной ответственности великого человека, так как свобода личности – это произвол человека).

2) комедии – современный мир с идеей об установлении его домашнего упорядочения, так как муж-повелитель – это и глава государства, и глава семьи. Ввел комедию ситуаций, комедию масок, комедию двойной интриги, комедию – маскарад, философскую комедию. Комедия появляется из ошибки, недоразумения, случая.

3) трагедии, так как век расшатался, век вывихнут. «Ромео и Джульетта» - трагедия идеи о союзе душ, вопреки обстоятельствам, о молодых людях погубленных неблагоприятным для них временем, но поправших смертью смерть. «Гамлет» - трагедия человека, которому нужно судить одну эпоху по нормам другой, уже ушедшей. «Отелло» - союз душ благодаря обстоятельствам, трагедия нового человека, отдающегося своим чувствам, доверчивого к людям, убийство – бескорыстный порыв вернуть вселенной целостность и гармонию после столкновения возможности Отелло и возможности Яго на использование свободы воли, трагедия свободного волеизявления характеров. «Король Лир» - трагедия человека, повинующегося собственной натуре. Впервые действие выходит на сцену и разыгрывается в важнейших столкновениях персонажей. Характер человека выражается в слове. Наказание обнаруживает себя нравственной мукой, а не Божественным возмездием.

4) трагикомедии - утопии, в которых нет спасения.

5) сонеты – беседы со «светлооким» другом и «смуглой леди». Поэт переживает возрастание плотского и убывание духовного начала.

Шекспировский жанр – не нечто законченное и застывшее, а способ видения, угол зрения, преломляющий магистральную тему: для трагедии – Человек, для комедии – Природа, для хроники – История. Чем более велик герой, тем вернее он обречен на отчуждение и гибель. Да и само его величие все более отодвигается в прошлое. В настоящем – отчуждение и отчаяние, в будущем – сказка или утопия.

Театр Шекспира был без антрактов, занавеса и декораций. Зрители могли непосредственно участвовать в представлении, так как сидели на сцене. Главное – естественность актеров и воображение зрителей. Всё строилось по законам внутренней гармонии, то есть порождало стремительность действий, насыщенность образов и силу страстей. Чередовалось самозабвение и внимательность к мелочам мира, так как мир – это точка слияния идеальности реального и реальности идеала. Таким образом, театр превратился в критерий, которым можно мерить настоящее.

Елизаветинский театр Шекспировский театр
1. нет профессиональных актеров. 1. бродячие труппы.
2. нет постоянного места. 2. предприниматели или актерские товарищества на паях.
3. придворный и публичный театр 3. придворный, частный и публичный театр.
4. инсценировки рыцарских романов и исторические повести. 4. о вечных проблемах и зритель – непосредственный участник и комментатор действия.

Обратите особое внимание:

1. В чем суть мук Гамлета, его мучения над «быть или не быть»? Муки Гамлета - это разочарование в идеале или в возможности его воплощения в историческом времени?

2. В чем «вывихнутость сустава» окружения Гамлета? А целого века?

3. В чем выражается философия Яго?

4. В чем причины предательства Яго.

5. Каковы доказательства вины Дездемоны?

6. Почему Отелло убивает Дездемону? Что оказалось причиной убийства?

Литература

1. Шенбаум С. Шекспир. М., 1988.

2. Холидей Ф.Е. Шекспир и его мир. М., 1986.

3. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

4. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

5. Левин Ю.Д. Шекспир и русская литература ХIХ века. Л., 1988.

6. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

7. Гилилов И. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса. М., 1997.

Литература эпохи барокко и классицизма

Барокко – это художественное направление конца 16-17 вв., но иногда рассматривается как повторяющаяся фаза почти каждого этапа развития цивилизации. Понятие введено Теофилем Готье и переводится как жемчужина неправильной формы, нечто странное, причудливое, вычурно-экстравагантное. Девиз: «Кто не нарушает правил, тот не поэт». Философская основа – скептицизм (мир неустойчив все переменчиво, значит, я ничего не знаю, воздерживаюсь от выводов и ничего не понимаю; и за, и против равно возможны). Попытка совместить реальность и иллюзию порождает сложные графические конструкции в поэзии и мысль, что мир – это лабиринт и хаос. Используются неожиданные метафоры, подчеркивается драматизм, парадоксальность отношений человека, времени и вечности. Акцент делается на неожиданность, игровое начало, непроясненность, игру контрастами света и тени, высокого и низкого, утонченно-мистического и грубонатуралистического, трагического и комического, двойственность всего (так как главное – удивить).

Человек утратил свою патриархально-природную целостность, он не только совершенное от природы творение Божие, но и существо, отмеченное печатью греха и смерти. Появляется тема мучения, самоубийства и страдания человека в сочетании с жаждой жизни и стремлением к наслаждению (жизнь - это театр, жизнь – это сон, иллюзия, жизнь – это путь к смерти). Лозунг «делай что хочешь» сменяется на «человек человеку волк», «война всех против всех». Человек зависит от своего происхождения, наследственности, окружающего мира, от капризов судьбы-фортуны. Но культура барокко всё же стремится противостоять хаосу бытия, ищет свою особую причудливую барочную гармонию, основанную на сопряжении несопрягаемого (в этом ее отличие от гармонии классического искусства, стремящегося к ясности, отчетливости представлений и логической непротиворечивости их соединения).

Испанский театр барокко отличался особым своим построением: 1) устраивался на заднем дворе; 2) представление шло с полудня до темноты; 3) не было декораций; 4) обычен динамизм действий, обилие музыки, пения, выходов шутов; 5) вставлялись шумные и не всегда пристойные интермедии между тремя обязательными действиями (хорондами); 6) в конце показывался одноактный водевиль, переходящий во всеобщий танец с масками, куплетами и шутками.

Классицизм – конец 17 –18 вв. Разрыв чувства и разума сменен на конфликт личного чувства и общественного долга (лозунг «делай что долг велит»). Основные принципы: 1) отражать общее, закономерное; 2) полезное сочетать с приятным («развлекая, поучай»); 3) пропорциональность частей, строгая композиция (единство места, времени и действия); 4) симметрия, логичность; 5) сдержанность выражения; 6) трактовка событий вне определенной исторической среды; 7) обрисовка характеров вне их индивидуализации. Действия героев основаны на сознании общественной необходимости, которую олицетворяет король, а отсюда появляется необходимость смирения чувств разумом, принесения счастья и жизни в жертву долгу, следование нормам добродетели, назидательность, одноцветность образов; 8) требование ясности, прямоты, простоты выражения, сдержанности в эмоциях и страстях. Воспевается элегантность прямой, квадрата и круга. В архитектуре важна осевая композиция, иерархия деталей, цельность. Архитектура организует пространство, а не архитектура в окружении природного пространства.

Корнель (1606 - 1684) написал первое классицистическое произведение - трагикомедию «Сид». Конфликт дона Гомеса (отца Химены) и дона Дьего (отца Родриго) за право воспитывать наследника осложнен конфликтом между личными стремлениями героев и долгом перед феодальной семьей, фамильным долгом (Родриго и Химена), конфликтом между чувствами героя и долгом перед государством, перед своим королем (Инфанта), конфликтом фамильного долга и долга перед государством (король Испании Фернандо). Автор решает конфликт между долгом и чувством как последовательную верность долгу, которая позволяет любящим друг друга героям соединить свои жизни. Кроме того, доказывается, что любовь – это не темная, губительная страсть, не галантное, легкомысленное развлечение, а добродетель, уважение в другом благородной личности. Героям не свойственна многосторонность, кричащая конфликтность внутреннего мира, противоречивость поведения. Одна проблема разными людьми решается одинаково. Корнель подчиняет нас своим характерам, своим идеям. Он рисует людей такими, какими они должны быть. У него больше того, что восхищает, чему нужно подражать. Он возвышает, дивит, господствует, учит. Корнель – это изречения, правила, наставления, всё, что есть наиболее благородного в разуме. Он поучителен и занят мыслью.

Расин (1639 - 1699) написал трагедию «Андромаха», где конфликт чувства и долга сочетается с идеей «трагической вины» героев (неподчинение долгу, действия вопреки идеям государства). Расин рисует людей такими, какие они есть. По его мнению, совершенных героев нет. Ему интересен внутренний мир человека в момент катастрофы. У его героя больше того, что замечаешь в других, что испытываешь в самом себе. Он нравится, волнует, трогает, проникает в тебя. Страсти облагораживаются им за счет гармоничного, благородного языка. Расин – это вкус и чувства; всё, что есть в страсти наиболее нежного, наиболее тонкого. Он человечен, потрясающ, волнующ. Корнель – это победа долга, Расин – победа чувства.

Мольер (1622 - 1673) восстановил права комедии (комедии нравов и комедии-балета), не соблюдал правила, а был верен действительности, ориентировался на партер, изображал характерные черты, а не характеры. Его комедия остра, сатирична, но в то же время исполнена жизни и веселого смеха. Его комедия подчинена развлекательным задачам, а предмет смеха – пощечины, избиения палками, неприличные ситуации. Он высмеивает условность культуры, вычурный язык и манеры. Прославился «комедиями характера»: в них главную роль играет не внешнее действие, а нравственно-психологический облик персонажа, проблема воспитания. Отстаивает право человека на вступление в брак по любви и вопреки препятствиям.

Обратите особое внимание:

1. Из чего возникает комизм ситуаций в комедиях?

2. Презирает ли Мольер своих героев? Сочувствует ли им?

3. Почему Мольер характеризует своих героев столь прямолинейно?

4. Как проявляется сочетание трагического и комического в комедиях?

5. В чем проявляется связь пьес Мольера с традициями народного театра?

Литература

1. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

2. История зарубежной литературы 18 века. М., 1984.

3. Кадышев В.С. Расин. М., 1990.

4. Балашов Н.И. Пьер Корнель. М., 1956.

5. Гриб В. Расин. Мольер. Избранные работы. М., 1956.

6. Гликман И.Д. Мольер: Критико-биографический очерк. М.-Л., 1966.

7. Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1964.

8. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

9. Мультатули В.М. Мольер. М., 1988.

Литература эпохи Просвещения. «Естественный человек» Руссо, Вольтера, Свифта и Дефо

Искусство - способ и средство нравственного воспитания. Связь эстетического и политического в жизни и искусстве. Не кротость, грация, честь, изящество, а твердость и гордость важны для человека. Идеал естественной, гармонической, целесообразной природы противопоставлен испорченности и искусственности «цивилизации». Описываются экстремальные, а не типичные обстоятельства. Интерес к общественной жизни людей. Основной объект типизации – социальная сущность характеров. С преодолением «тьмы невежества» связываются надежды на справедливое и разумное устройство жизни. Интерес просветителей к повседневному быту обыкновенных людей стимулируется появлением «мещанской драмы», комедии. Ведущий жанр – социально-бытовой роман. Популярность приобретает роман воспитания, в котором встречаются: 1) пассивный характер; 2) общество - как антагонист героя и его школа жизни; 3) хронологический сюжет; 4) история ученичества; 5) ироническое освещение героя. Герой с человеческими чувствами и рациональным началом, титан и подчиненный (Гулливер в стране лиллипутов и великанов), так как здравый смысл неизменен, а величие и мощь человека относительны. 6) другие персонажи как воспитатели и спутники; 7) назидательность стиля. Литераторы популярно излагают последние достижения науки и философии. Воспитание нравов может быть только в театре, так как только там говорят и можно сказать правду.

Ричардсон (1689 – 1761) создал семейно-бытовой роман, ввел эпистолярную форму повествования. Он хотел передать опыт строительства жизни. Критиковал эгоизм и безнравственность аристократии.

Вольтер (1694 - 1778) подчинил себе все музы, все жанры, кроме скучного. Один из первых обратился к изображению Востока. В его произведениях переплетались экзотический колорит, иносказание о Франции, образно-сатирический показ действительности, философские рассуждения. Образно-сатирический показ действительности сочетал с философскими рассуждениями.

Руссо (1712 - 1778) поставил проблему судьбы личности в современном европейском обществе с его искусственной культурой и противоречиями (оппозиции: природа – культура, естественный – цивилизованный человек, гармония чувства – искусственность рассудка). Идеализировал прелести сельской жизни и примитивизма, патриархальность и пасторальность, красоты природы. Он считал, что человек в естественном своем состоянии не зол и не добр, так как не развитие знаний, не узда закона, а спокойствие страстей и неведение порока способствует тому, что люди не делают зла. В естественном состоянии человек подчиняется природному порыву человеколюбия, и сострадание заменяет ему право и нравственность. Прогресс наук и искусств – порча нравов. Науки и искусства нужны деспотам, чтобы сломить людей. Разум рождает самолюбие и черствость (каждый сам за себя), а надо соединить разум с чувствами. Все пороки будут объяснены, если изучить историю человеческого сердца, то есть создать философию чувства, систему воспитания разумно-естественного человека. Необходимо: 1) развить чувственный опыт, любовь к самому себе, так как обманывает не ощущение, а суждение, к которому оно приводит; 2) получить знания, способствующие нашему благополучию, то есть знать не то, что есть, а то, что полезно. Хотя у человека нет врожденного знания о добре, лишь разум дает ему это знание. Совесть заставляет любить добро и делает человека подобным богу. Задача писателя – изучить человека и познать его природу, обязанности и назначение. Театр очищает страсти своей эмоциональностью.

«Юлия, или Новая Элоиза» – эпистолярный роман о противоречии между естественными чувствами и социальными условиями, о необходимости соединить умеренные потребности и добродетели и подчинить страсти законам природы, о процессе воспитания чувств добродетельными примерами, соприкосновением с природой, изначальной добротой сердца. Вводит нового героя – плебея, наделенного богатым духовным миром, необычайной чувствительностью.

Д.Дефо (1660 - 1731) – основоположник европейского реалистического романа нового времени. Зачинатель романа воспитания, приключенческого, биографического, психологического, исторического, уголовного романа нового типа. Считал, что человек добр по природе, которая меняется под воздействием окружающей среды и жизненных обстоятельств. Сочетал черты дельца, политика, публициста, талантливого писателя. Разрабатывал проекты усовершенствования порядков.

Очерк «История Александра Селькирка» (1713) положил в основу трехтомного романа о Робинзоне Крузо (1) «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719). 2) «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» (1719). 3) «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира» (1720)). В этом романе дидактические рассуждения о жизни переплетены с деловыми авантюрами, торговыми сделками и спекуляциями в Индии, Китае, Сибири, религиозность и набожность с практицизмом дельца. Это жизнь и приключения человека, оказавшегося вне общества; человек в единоборстве с природой. Это история жизни и становления личности. «Робинзонада» – это: 1) аллегория человеческой жизни как таковой; 2) вера в возможности каждого; 3) тема созидательного труда; 4) увлекательность и простота повествования; 5) правдоподобие. Дефо делает вывод о том, что счастливее всех тот, кто ограничивает свои желания одними естественными потребностями, у того же кто поощряет свои прихоти, нужды возрастают наравне с богатством.

Д.Свифт (1667 - 1745) высмеивал своекорыстие «частного» интереса и «благоразумие» буржуа. Писал о реальном, обычном через остраненные формы и образы. Написал «Путешествия в разные отдаленные страны Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а затем капитана нескольких кораблей», совместив роман и памфлет, так как в нем присутствуют публицистичность, конкретность обличений в подчиненности тенденциозному замыслу автора всей структуры произведения и созданных в нем образов. Это приключенческо-фантастическое путешествие (Лиллипутия – пародия на Англию, Бробдингнег великанов – это идеальная монархия, страна Лапута – сатира на науку, оторванную от жизни, страна гуигнгнмов – патриархальная община добродетельных лошадей и их слуг йеху). Это история обогащения представлений человека о мире, вопрос об относительности человеческих знаний. Вывод: ни государство, возглавляемое просвященным гуманным монархом, окруженным честными и умными советниками, ни независимое крестьянство - ничего не изменят.

Обратите особое внимание:

1. Как переплетаются интимно-лирический, конкретно-бытовой, социальный и философский планы произведений?

2. Какую программу развития общества изложил Руссо в своем романе в 1 и 2 частях, 2 и 3 частях и т.д.?

3. Насколько «естественны» главные герои романа?

4. Какова роль образа господина де Вольмара?

5. Для чего нужен пейзаж и как он описывается? Удалось ли автору показать процесс воспитания чувств под влиянием добродетельных примеров, соприкосновения с природой и изначальной добротой сердца?

6. Для чего Вольтер обращается к теме Востока и дает двойное название своим повестям?

7. Почему у Вольтера философия говорит шутливым языком?

8. Как решается проблема соотнесения добра и зла в мире, влияния этих сил на судьбы человеческие в каждой из повестей? К какому выводу приходит Вольтер?

9. Какие дополнения вносят Свифт и Дефо?

Литература

1. История зарубежной литературы 18 века. М., 1984.

2. Проблема Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

3. Акимова А.А. Вольтер. М., 1970.

4. Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтические движения). М., 1984.

6. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

7. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

8. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблема типологии. Киев, 1983.

9. Аникст А.А. Даниель Дефо: Очерк жизни и творчества. М., 1957.

10. Нерсесова М.А. Даниель Дефо. М., 1960.

11. Урнов Д.М. Дефо. М., 1990.

12. Муравьев В.С. Джонатан Свифт. М., 1968.

13. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. М., 1973.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: