Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока: желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией). Заметим, что учитель, успешно использующий правило, предстает в мнении школьников «сильной личностью» и приобретает авторитет на длительное время.
Приведем примеры решения конфликтных ситуаций учителями.
Ситуация: «Год назад я принял 8-й класс, в котором был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Из бесед с директором школы Николай выводов не делал. Хуже всего было то, что класс все более попадал под влияние этого ученика. На одном из первых уроков этот ученик решил «прощупать» и меня. Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай С., звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал записывать тему».
Итак, правило 2 «Задержка реакции» учителем использовано.
Затем я спокойно оглянулся: класс замер в ожидании.
|
|
Теперь реализовано правило 1 «Два возбужденных человека...».
Спокойно взглянул на часы...
Реализация 3-го правила «Перевод реакции».
Далее я сказал: «Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!»
Здесь реализовано правило 4 «Рационализация ситуации».
Взрыв смеха, причем смеха-одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше ничего подобного на моих уроках не было. Ученик ведет себя нормально. Улучшилась дисциплина этого ученика и на других уроках.
Рассмотрим случай успешного применения правила 5 «Парадоксальная реакция».
«Это произошло на уроке иностранного языка. В классе стояла тишина. Четвероклассники внимательно слушали учителя, вводившего новую лексику. И вдруг под партой Васи С. что-то зашевелилось. Все повернули головы в его сторону. Тут на середину выкатился какой-то комок. Класс захихикал. Учитель насторожился. Вася покраснел. В его глазах застыл испуг. Ребята перевели взгляд на учителя. Учитель тихонько подошел к сумке и развязал ее. Оттуда показалась мордочка котенка. Вася сжался, класс замер. Учитель взял котенка на руки и сказал: «Какой ты молодец, Вася. Ведь сегодня мы будем впервые знакомиться со словом «кошка», а я забыл картинку с изображением котенка».
Ребята засмеялись. Вася облегченно вздохнул. Урок продолжался, а котенок, ласково прижавшись к ноге учителя, замурлыкал».