Перспективная подготовка преподавателя к занятиям по предмету

Перспективную подготовку можно условно разделить на подготовку к учебному году и подготовку к изучению очередной темы учебной программы.

Подготовка к учебному году у преподавателя, как правило, не имеет четких временных рамок и проводится обычно в течение текущего учебного года. Естественно, ее содержание, глубина, широта охватываемых вопросов различны для опытного и молодого (тем более начинающего) преподавателя, хотя этот этап подготовки обязателен для каждого педагога.

Подготовка к учебному году включает изучение преподавателем квалификационной характеристики профессии, учебного плана, программы своего предмета, программы производственного обучения, а также других смежных предметов учебного плана. Особенно важно это в тех случаях, когда в предстоящем учебном году вводится новая учебная документация. Изучая ее, преподаватель определяет, какие новые знания, умения и навыки должны быть усвоены учащимися, какова последовательность учебного процесса в целом и по его предмету в частности, какие связи между предметами, а также между теорией и практикой предусмотрены в учебных программах.

Преподаватель совместно с коллегами намечает и координирует конкретные пути и способы межпредметных связей, осуществляемых непосредственно в ходе учебного процесса, вносит разумные изменения в последовательность изучения и содержание взаимосвязанного материала учебных программ.

Преподаватель изучает также новые учебники и учебные пособия, материалы научно-технической информации, отраслевые журналы, брошюры, инструкции и другие литературные источники, освещающие современное состояние техники и технологии в соответствующей отрасли производства, и передовой опыт по специальности. В целях повышения уровня педагогического мастерства преподаватель особое внимание должен уделять новинкам педагогической литературы, брошюрам о передовом педагогическом опыте, методическим рекомендациям, материалам педагогической информации.

Готовясь к учебному году, преподаватели принимают участие в педагогических чтениях и конференциях, на которых выступают с докладами и сообщениями о совершенствовании учебно-воспитательной работы с учащимися.

Подготовка к изучению очередной темы учебной программы начинается прежде всего с того, что преподаватель определяет место данной темы в учебном процессе по предмету, содержание, а также количество отведенных на нее часов. Различной будет подготовка к изучению темы ознакомительного или вводного характера и темы, в которой изучаются узловые, основополагающие вопросы предмета. Подготовка к теме, особенно большой по объему, - сложная и многогранная работа, требующая педагогического мастерства. Поэтому, раскрывая содержание подготовки к изучению темы, будем здесь иметь в виду значительную по количеству часов, сложную по содержанию и важную по значимости тему программы.

Готовясь к изучению темы, преподаватель должен прежде всего глубоко овладеть фактическим материалом, составляющим ее содержание, продумать наиболее эффективные методические средства для этого. Очень многое зависит от педагогического опыта преподавателя, его предварительной подготовки, эрудиции. Опытному преподавателю достаточно просмотреть свои конспекты, записи, накопленный материал, ознакомиться с материалами научно-технической информации и периодической печати.

Обобщая опыт лучших училищ, можно сформулировать некоторые общие рекомендации о личной подготовке преподавателя к изучению темы учебной программы:

чтобы преподавать, нужно знать учебный материал темы значительно шире и глубже, чем предусмотрено программой. Это даст возможность преподавателю свободно оперировать своими знаниями, анализировать, сравнивать, доказывать, убеждать, объяснять материал с различных позиций, находить наиболее эффективные методические приемы и т. п.;

изучая содержание материала темы, одновременно продумать методику его преподавания, подобрать примеры, иллюстрации, упражнения, наметить лабораторно-практические, контрольные работы, экскурсии и т. п.;

выделить узловые, базовые вопросы материала темы, которые учащиеся должны глубоко и прочно усвоить. Эти вопросы впоследствии будут основой при планировании системы уроков по теме и отдельных уроков;

лично сделать выводы всех формул, встречающихся в содержании материала, решить задачи, разобраться в схемах, выполнить построения — все это делать свободно, непринужденно, не прибегая к конспекту;

проанализировать воспитательные возможности материала темы, продумать примеры, иллюстрации, ознакомиться с необходимыми дополнительными источниками;

начинающему преподавателю чаще советоваться с опытными коллегами; использовать их материалы по подготовке к занятиям;

иметь все источники для подготовки в личном пользовании.

Готовясь к изучению темы, преподаватель предварительно продумывает основные вопросы методики изучения учебного материала. Такая методическая подготовка, как правило, бывает различной, так как не может быть одинаковой для всех преподавателей увязки содержания учебного материала с формами и методами его изучения. Здесь проявляется педагогическое творчество преподавателя. Выбор форм организации, методов и приемов проведения занятий зависит от многих факторов: содержания и целей уроков, их места в общей системе, уровня подготовки учащихся, педагогического замысла преподавателя, его опыта, учебно-материальной базы кабинета и т. п.

Анализируя материал уроков с точки зрения методики его изучения преподаватель определяет, что он будет излагать сам, что учащимся целесообразно изучить самостоятельно, когда будет демонстрировать кино- или диафильмы и применять другие технические средства обучения, в связи с изложением каких вопросов использует эвристическую беседу, проблемное изложение или изучение материала путем разрешения проблемных ситуаций и т. п. Очень важно предварительно продумать и наметить самостоятельные работы и упражнения, которые учащиеся будут выполнять на уроках.

Продумывая виды и формы осуществления межпредметных связей, преподаватель должен иметь достоверные и достаточные сведения о том, что и в каком объеме учащиеся изучили на уроках по другим предметам, где и как могут быть использованы эти знания для более глубокого и полного раскрытия сущности изучаемых на данном уроке фактов, явлений, зависимостей, теоретических положений и т. п. В то же время преподавателю необходимо иметь четкое представление, где и каким образом учащиеся могут и должны применять знания, полученные по его предмету, изучая другие дисциплины или в процессе производственного обучения.

Особое внимание преподаватели общетехнических и специальных предметов обязаны уделять взаимосвязи учебного материала по своему предмету с содержанием общественно-политических дисциплин - обществоведением, политической экономией, а также с курсом «Основы экономики труда и производства», продумывать и намечать эффективные пути и формы тесной связи обучения с решением воспитательных задач.

Намечая межпредметные связи, следует скоординировать способы их осуществления с преподавателями взаимосвязанных предметов и мастерами производственного обучения, ибо только при согласованных усилиях всех педагогов можно сформировать в сознании учащихся четкую систему знаний, умений и навыков. Поэтому вопросы межпредметных связей при перспективной подготовке должны систематически обсуждаться методическими комиссиями училищ. В перспективно-тематическом плане отражаются главным образом связи по содержанию изучаемого материала.

Перспективная подготовка учебно-материальной базы по теме состоит в том, что преподаватель систематизирует по урокам все дидактические средства обучения, имеющиеся в учебном кабинете (учебно-наглядные пособия, кино- и диафильмы, карточки-задания, приборы, принадлежности для проведения опытов, лабораторно-практических работ и упражнений учащихся, раздаточный материал для самостоятельной работы на уроке и т. д.). Определяется комплектность оснащения дидактическими средствами каждого урока и намечаются меры для заблаговременного приобретения или изготовления недостающих учебно-наглядных пособий, кино- и диафильмов и др.

В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку.

ТЕКУЩАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ. ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН И КОНСПЕКТ УРОКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Проводя подготовку к теме, составляя перспективно-тематический план, преподаватель уже определил основное содержание учебного материала, выносимого на урок.

При определении содержания и объема материала, планируемого для изучения на уроке, необходимо строго руководствоваться учебной программой, а также соотнести его с учебником или учебным пособием, которым пользуются учащиеся. Для изучения на уроке необходимо планировать такое количество материала, чтобы учащиеся поняли, осмыслили, закрепили, запомнили основные ведущие положения, приобрели первоначальные умения оперировать полученными знаниями. Все это необходимо согласовать с ограниченным временем, отведенным на урок.

При определении содержания и объема нового материала, планируемого на урок, важно также выделить уровни его изучение и усвоения.

Следующий элемент подготовки к уроку - определение его целей. При подготовке к уроку цели определяются четко и конкретно с учетом глубокой проработки материала и анализа создавшихся условий.

Определив цели, т.е. конечные результаты урока, преподаватель в деталях продумывает последовательность его построения, т. е. структуру и содержание каждого структурного элемента.

Содержание любой учебно-воспитательной задачи неотделимо от форм, методов и приемов ее решения. Поэтому, наметив структуру урока, преподаватель определяет организацию каждой части урока, выбирает методы и методические приемы, способствующие наиболее эффективному выполнению намеченных целей. Это наиболее ответственный этап подготовки к уроку, в котором воплощается педагогический замысел преподавателя.

Выбор методов и методических приемов в значительной степени определяется содержанием материала урока, намечаемыми уровнями его усвоения.

При подготовке к устному изложению материала очень важно наметить наиболее целесообразную конструкцию лекции, рассказа, объяснения, чтобы приводимые преподавателем положения и аргументы прочно укладывались в сознании учащихся. Для этого необходимо в намечаемом для изучения материале выделить ведущие узловые вопросы (идеи, законы, положения, закономерности, факты), которые в комплексе охватывают всю тему урока, и расположить их в рациональной последовательности изучения.

Готовясь к изложению учебного материала, преподаватель должен четко определить место средств наглядности, порядок их демонстрации, собственные пояснения при этом, подобрать примеры из практики, литературы, продумать методические приемы активизации учащихся, поддержания их интереса.

Определенную сложность представляет подготовка к сообщению нового учебного материала с применением эвристической беседы. Основа подготовки к эвристической беседе - подбор, формулирование и расположение вопросов, которые преподаватель будет ставить перед учащимися, чтобы подвести их к определенным выводам. Конечно, все вопросы наметить заранее невозможно, тем более уточняющие, наводящие, вспомогательные, дополнительные. Однако узловые вопросы, определяющие логические ступени беседы, сформулировать и зафиксировать необходимо.

Включая в урок самостоятельное изучение учащимися материала по учебнику, учебному пособию, технической литературе, справочникам или используя для этого раздаточный материал, просмотр кинофрагмента или серии диафильмов, диапозитивов, преподавателю следует наметить вопросы, на которые учащиеся Должны ответить в ходе самостоятельной работы, подготовить таблицы для заполнения, карточки-задания, материалы для машинного и безмашинного программирования.

При подготовке к проблемному изучению учебного материала важно предварительно продумать методику руководства познавательной деятельностью учащихся. Как уже отмечалось, проблемное обучение предполагает рациональную организацию умственного поиска в процессе приобретения новых знаний путем решения проблем. Для управления этим поиском могут применяться разные методы: беседа, устное изложение, самостоятельные работы, наблюдения, лабораторно-практические работы, демонстрации и т. п. Задача преподавателя - четко определить место каждого метода в учебном процессе с учетом основного педагогического замысла. При подготовке к занятиям полезно продумать и четко сформулировать для последующей записи учащимися в тетрадях выводы, определения, закономерности, которые должны быть сформулированы на уроке в процессе проблемного поиска.

Серьезной подготовки требует проведение на уроке самостоятельной работы и упражнений учащихся по закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков. Сложность здесь в том, что эти виды учебной работы дают необходимый эффект только тогда, когда все учащиеся работают на максимуме своих возможностей, когда их деятельность четко организована и умело направляется преподавателем.

Важное место на уроке занимает устный опрос учащихся. Как указывалось ранее, устный опрос применяется в начале урока в целях повторения ранее изученного и подготовки учащихся к изучению нового материала, для оценки знаний учащихся, для текущей и итоговой проверки и закрепления изучаемого материала. При проведении повторительно-обобщающих и контрольно-проверочных уроков опрос может составлять их основную часть.

Готовясь к уроку, нужно наметить вопросы к учащимся, особенно тогда, когда будет проводиться индивидуальный опрос на оценку, продумать организацию опроса (параллельный опрос нескольких учащихся, комментирование учащимися ответов их товарищей, выдача задания учащимся и т. п.). Некоторые преподаватели предварительно намечают опрашиваемых учащихся. Для начинающего преподавателя полезно продумать и вопросы для фронтального опроса.

Составной частью подготовки к уроку является подготовка к использованию технических средств обучения, так как эффект будет максимальным только тогда, когда учащиеся хорошо видят и слышат их, когда демонстрации проводятся без срывов и помех, когда технические средства органически включены в учебный процесс.

Итогом подготовки преподавателя к занятиям является составление плана урока. Продуманный план урока как отражение проделанной преподавателем подготовительной работы - пусть не гарантия, но обязательное условие хорошего урока. Без письменного плана немыслимы высокие результаты урока.

В плане урока необходимо фиксировать каждый этап урока, считая этапом вид работы преподавателя, а также учащихся под его руководством.

В плане урока указывается его материально-техническое оснащение, если оно недостаточно полно отражено в перспективно-тематическом плане. Начинающим преподавателям материально-техническое оснащение урока в плане отражать следует в любом случае.

В плане урока необходимо также указывать время, планируемое на каждый его этап. Это ориентирует преподавателя на рациональное использование времени и способствует организованному проведению урока. Многие преподаватели при составлении плана Урока оставляют «чистое поле» после каждого элемента, куда вносят уточнения, поправки, дополнения. Особенно это важно в тех случаях, когда план используется при проведении уроков в параллельных группах.

Наиболее подробно фиксируется план изложения нового материала. Примеры, иллюстрации, расчеты, демонстрации и т. п. в плане урока обычно не раскрываются, на них делаются ссылки с указанием источника.

Объем плана урока во многом зависит от содержания и цели урока, его места в учебном процессе, опыта преподавателя, от способности его держать в памяти основные излагаемые положения.

В практике работы преподавателей широко применяется составление конспектов изучаемого учебного материала. Составление конспекта - не обязательный элемент в подготовке преподавателя к уроку, однако хорошо подготовленный конспект помогает провести урок на высоком уровне, особенно в тех случаях, когда преподаватель не имеет достаточного опыта.

Конспект представляет собой краткое, в большинстве своем тезисное изложение основной сущности учебного материала, включает необходимые расчеты, построения, выводы формул, табличные данные, схемы, эскизы и т. п. Некоторые методисты рекомендуют составлять конспекты совместно с планами уроков, т. е. планы-конспекты уроков. По-видимому, это не совсем целесообразно, так как такой документ получается громоздким, им сложно и неудобно пользоваться на уроке. Кроме того, соединение конспекта с планом урока исключает возможность его использования в будущем, так как распределение материала по урокам на следующий год может измениться.

Поэтому обычно конспект составляется целиком на тему или подтему, если тема очень крупная. Конспект готовится на основе учебника или учебного пособия с использованием дополнительных источников. Конспект - документ длительного пользования, его постоянно дополняют выписками из новых книг, материалов научно-технической информации, журналов, брошюр по обмену опытом, вырезками из газет и др. Конспект, таким образом, содержит материал, который преподаватель постоянно пополняет, внося все новое, что он узнал, изучил. Такой конспект представляет большую ценность при подготовке к урокам.

Обычно конспекты составляются на отдельных листах и комплектуются в тематические папки. На уроке конспект является подсобным справочным материалом, к которому преподаватель обращается в ходе изложения нового материала.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ПТП И ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ (УПР). НОРМИРОВАНИЕ УПР

Мастер знает свою нагрузку на следующий год еще до конца текущего учебного года - или он продолжает работу со своей группой на очередном году обучения, или готовится принимать новую группу. В любом случае у него есть время и возможность спланировать (а по существу «запрограммировать») свою будущую деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения.

Опытные мастера накануне конкретного занятия проводят только окончательную отработку и систематизацию материала. Изучение и распределение фактического материала, подготовку материальной базы, подбор наглядных пособий и технических средств, продумывание приемов и определение системы упражнений все эти составляющие работы выполняются заранее, причем подготовка ведется в разрезе всей темы.

Составление тематического плана - сложная и ответственная работа. Понятно, что молодому мастеру будет полезно воспользоваться существующим опытом, тем более что составленный перспективно-тематический план не исключает систематической работы по его улучшению и совершенствованию. Независимо от формы плана при перспективном планировании необходимо учитывать ряд методологических моментов. Назовем их.

1. Учебная программа для конкретной группы распределяется по темам, подтемам (разделам), которые, в свою очередь, соотносятся с конкретными занятиями. Это несложно сделать, так как в программе указаны часы, а при известном количестве занятий в неделю происходит четкое распределение по месяцам и полугодиям. При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т.е. должна быть целостная система.

2. В соответствии с программой определяется круг теоретических сведений, которые следует закрепить на практике. При перспективной подготовке мастера к занятиям представляется возможным наметить и определить, какими средствами наглядности и ТСО он располагает для иллюстрации своих инструктажей.

3. Наиболее существенным при перспективном планировании «является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральный моментом здесь является выбор из перечней учебных работ конкретного изделия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии.

Перспективное планирование в значительной степени облегчает работу мастера при подготовке к очередному занятию. Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче мастеру составлять поурочное. Это обстоятельство известно всем опытным педагогам, так как многократно подтверждалось практикой.

Содержание перечней учебно-производственных работ

Будущая работа учащихся по специальности на производстве всегда связана с огромным разнообразием деталей (изделий), которое не может быть учтено заранее. В программе определяют только общее содержание и объем учебного материала по каждой теме, но не устанавливают выполняемые при ее отработке учебно-производственные работы. Следовательно, мастер должен запланировать, на каких изделиях будут формироваться профессиональные знания, навыки и умения, предусмотренные программой производственного обучения.

С этой целью и разрабатывается (под непосредственным руководством старшего мастера и с привлечением других мастеров данной специальности) перечень учебно-производственных работ для подготовки рабочих по конкретной профессии. При его составлении необходимо учесть ряд условий, соблюдение которых благотворно отразится на качестве обучения. Эти учебные требования многократно проверены практикой и заключаются в следующем.

1. Изготовление деталей (изделий) должно включать приемы, предусмотренные изучаемыми темами, желательно комплексно объединенные, чтобы при их отработке решались учебные задачи. Напротив, при подборе работ для изучения операций надо обращать внимание, чтобы применялась только данная операция как единственная или преобладающая.

2. Изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых к сложным, с тем, чтобы их посильность давала возможность учащимся преодолевать возрастающие трудности, не теряя уверенности в своих силах.

3. Максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность. Для обучающегося совсем не безразлично, делается «бросовая» деталь или идущая на сборку выпускаемой продукции с известным экономическим эффектом.

4. Подбор работ (в том числе и их вес) должен соответствовать физическим возможностям учащихся, а их технологическое содержание учитывать объем изученных на данный период технических знаний.

5. Однообразная работа в течение длительного времени угнетающе действует на психику, устойчивость внимания, настроение учащегося.

6. Желательно, чтобы перечень был ориентирован на выпускаемую учебным заведением продукцию. В этом случае объекты труда могут быть постоянными на длительный период, что благотворно для организации производственного обучения.

7. Комплексные работы должны составляться из деталей, охватывающих все (или большинство) изученных до этого операций. Они должны выявить уровень усвоения учащимся практических умений. По их итогам мастер может принять решение о необходимости индивидуальной помощи учащемуся.

Все учебно-производственные работы по перечню в обязательном порядке должны иметь достаточное (на группу) число чертежей, разработанных инструктивных и технологических карт и т. п. Учащимся должны сообщаться ученические нормы времени. Выполнение - дополнительный стимул, повышающий мотивацию к учебе.

Подбор предусмотренных в перечнях учебных работ, рабочих мест и объектов, как при обучении в мастерских, так и непосредственно на производственной практике, должен обеспечивать постепенный, планомерный и постоянный рост личного мастерства учащихся, достижение ими установленных норм выработки.

Запланированные объекты труда должны побуждать учащихся к овладению производственными приемами работы, развивать стремление к применению современной техники и технологии, изучению передового опыта новаторов.

Нормирование труда учащихся

Цель технического нормирования труда в учебных мастерских - установление научно обоснованных затрат рабочего времени на различные изделия, создание основ рациональной организации обучения, планирования работ, морального и материального стимулирования труда учащихся.

В профтехучилищах нормы времени устанавливают принятой в стране методике технического нормирования, т. е. суммарным, аналитическим и аналоговым (сравнительным) методами. По методу определения нормы времени подразделяются на технически обоснованные и опытно-статистические.

Суммарным методом определяют нормы времени на операцию при помощи хронометража, фотографии рабочего времени и фотохронометража. Этим методом пользуются восновном для определения опытных норм в единичном мелкосерийном и частично в серийном производстве.

Аналитический метод определения нормы времени позволяет устанавливать обоснованные нормы на основании централизованно подготовленных нормативов. Такой метод рекомендован как основной Положением о планировании учебно-производственной деятельности профессионально-технических учебных заведений и нормировании работ учащихся.

Аналоговый метод установления норм используют, когда начинается производство изделий, выпускавшихся на других предприятиях. Этот метод может быть применен в профтехучилищах в производстве изделий по заказам базового предприятия при сходной технологии.

На основе разработанных рабочих норм на учебно-производственные работы в зависимости от периода обучения устанавливаются ученические нормы.

В нормировании рассматриваются два этапа.

Первый - в операционный период обучения при освоении приемов наиболее целесообразного выполнения операций. Внимание мастеров при этом направляется на качественные, а не количественные показатели, и сообщать учащимся нормы времени нецелесообразно, так как они служат в этот период справочным материалом для планирования.

Второй - в период комплексных работ, формирования умений и навыков. Работы учащихся нормируются с применением переводных коэффициентов для перевода рабочих норм в ученические нормы времени.

Техническое нормирование в учебных мастерских осуществляется главным образом аналитически расчетным путем.

Расчетные (технические) нормы времени определяются по формуле

Тшт = tосн + tвсп + tобс + tест + t

где Тшт - время, затрачиваемое на изготовление одного изделия (операцию); tBcп - вспомогательное время (установка и снятие заготовок, деталей, измерения, пуск и остановка оборудования); tобс - время обслуживания рабочего места (регулировка, смазка оборудования, снятие инструмента и т. п.); tест - время, затрачиваемое на отдых и естественные надобности; п - з - подготовительно-заключительное время; z - количество изделий (работ).

Ученическая норма времени рассчитывается по формуле Нучшт ·К, где: Тшт - технически расчетная норма времени; К - переводной (поправочный) коэффициент, указанный в Положении или разрабатываемый в профтехучилищах.

На каждую работу (изделие), выполняемую учащимся или бригадой, мастер, начиная с периода комплексных работ, выписывает наряд, в котором указывает норму времени и расценку. Расчет бригадных нарядов производится по методике, приближенной к производственной, принимается с учетом коэффициента трудового участия (КТУ).

При изготовлении партии деталей первую из них учащийся должен предъявить мастеру для контроля и затем продолжать обработку.

Качество выполненных работ проверяет мастер, отмечает сроки их начала и завершения и подсчитывает фактическое выполнение установленной ученической нормы (Нфакт) в процентах по формуле

Нфакт = ·100

где Тнорм - норма времени в часах; Тфакт - фактическое время изготовления изделия (работы).

Внедрение нормирования ученического труда должно сопровождаться учетом выполнения норм каждым учащимся и на этой основе мерами для последовательного увеличения производительности труда каждым из них.

ТЕКУЩАЯ ПОДГОТОВКА МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА МЕСЯЦ И КОНСПЕКТ ОТДЕЛЬНОГО УРОКА

В ходе подготовки к уроку мастер анализирует итоги предыдущих занятий, на основе этого уточняется содержание, тема и цель предстоящего урока.

Готовясь к уроку, мастер определяет его структуру и время на каждый элемент. И структура, и распределение времени во многом зависят от периода обучения, от места данного урока по теме.

Обязательные структурные элементы урока - вводный инструктаж, упражнения (самостоятельные работы) учащихся и текущее инструктирование их мастером, заключительный инструктаж.

Распределяя время урока по его элементам, необходимо учитывать реальные условия изучения учебного материала. Обычно на вводный инструктаж отводится от 15-20 до 40-50 мин, на заключительный – 10-15 мин, остальное время - на упражнения (самостоятельную работу) учащихся и их текущее инструктирование.

Важнейшим элементом подготовки мастера к занятиям является определение конкретных учебно-производственных работ, которые будут выполнять учащиеся на предстоящем уроке. С учетом индивидуальных особенностей, уровня подготовленности учащихся, учебно-материальных идругих условий мастер намечает, кто, какие и сколько учебно-производственных работ будет выполнять, устанавливает общее количество работ на группу, подготавливает заготовки, материалы, инструменты, приспособления - все необходимое для качественного проведения урока, проверяет исправность оборудования, качество материалов и соответствие заготовок требованиям рабочего чертежа, схемы, технической документации.

Готовясь к уроку, мастер внимательно продумывает все важнейшие моменты его проведения: что и когда нужно объяснять, какие приемы и в какой последовательности показывать, кому какие вопросы задавать, когда и какие наглядные пособия и технические средства использовать, как организовать упражнения, на какие моменты обратить особое внимание в процессе текущего инструктирования учащихся, как контролировать работу учащихся, каким образом, при подготовке к уроку мастер продумывает не только свою работу, но и предстоящую работу своих учеников. На этом тапе подготовки к занятиям он намечает, проектирует формы и методы наиболее эффективного решения воспитательных задач: подбирает примеры и факты, иллюстрирующие связь работы учащихся собщими задачами (в частности - производственными), стоящими перед учебным заведением, на материале урока намечает пути и способы воспитания у учащихся аккуратности, бережливости, ответственности, культуры и дисциплины труда, творческого отношения к учебно-производственной деятельности.

Ряд особенностей имеет подготовка к урокам, на которых используются «проблемные ситуации». При этом подбираются такие проблемные ситуации, которые органично связаны с материалом урока, продумывается формулировка познавательной задачи, формыи методы введения учащихся в ситуацию, способы обсуждения решения проблемных задач в процессе вводной беседы и упражнений, содержание и формы подведения итогов разрешения обсуждаемой проблемной ситуации.

При подготовке к проведению нетрадиционных уроков - уроков-конкурсов «Кто лучше», «Кто быстрее»; уроков творчества; уроков - деловых (ролевых) игр и т. п. мастер разрабатывает подробные сценарии их проведения. Важным элементом подготовки таких уроков является материально-техническое обеспечение. Это сложные по подготовке и проведению уроки, поэтому проводятся они, во-первых, при острой необходимости (а не только для разнообразия), во-вторых, так, чтобы урок получился эффективным и по содержанию, и по форме, и по процедуре, и по результатам, и по впечатлению. В противном случае нельзя рассчитывать на интерес и активность учащихся.

Заключительным этапом подготовки мастера к уроку является составление плана урока, который служит рабочим документом при его проведении.

План урока производственного обучения составляется, как правило, применительно к организационной структуре урока.

Стандартных, обязательных форм планов уроков производственного обучения не существует, ибо форма плана урока, как и его содержание, глубина раскрытия процедуры проведения, изменяется в зависимости от содержания урока, его дидактических целей, характера учебно-производственных работ, организации упражнений (самостоятельной работы) учащихся и других причин Содержание плана урока во многом зависит от опыта мастера опытный мастер составляет план урока обычно более краткий и менее подробный, чем начинающий мастер.

В плане урока указывается тема и цель урока; основные учебно-производственные работы, которые будут выполнять учащиеся; учебно-материальное оснащение урока, специально подготавливаемое к уроку; отражается организационная структура урока, а так же время на отдельные его структурные элементы.

В плане урока обычно отражаются: план объяснения, вопросы для проведения бесед с учащимися (при актуализации знаний и опыта учащихся и при проведении эвристических бесед); трудовые приемы и способы выполнения учебно-производственных работ, которые намечается демонстрировать учащимся; особенности технологий выполнения учебно-производственных работ, на которые следует обращать особое внимание учащихся в процессе вводного инструктирования. В плане урока указываются содержание тренировочных упражнений учащихся; порядок выполнения учебно-производственных работ; цели основных обходов мастером рабочих мест учащихся; содержание домашних заданий учащимся.

Анализируя и обобщая передовой опыт, можно выделить следующие общие рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке планов уроков производственного обучения:

в план урока не следует включать и раскрывать пункты, отражающие постоянные стандартные обязанности мастера: проверка явки учащихся, осмотр их внешнего вида и т. п.;

при составлении плана урока следует использовать единую систему знаков и обозначений его пунктов, пользоваться единым грамматическим стилем записей формулировок плана, подчеркивать главные пункты плана;

вопросы для бесед с учащимися (повторительной, эвристической, контрольной) при проведении вводного инструктажа отражаются в тех формулировках и той последовательности, как они будут предлагаться учащимся;

основная часть урока - упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером в плане урока отражается путем перечисления упражнений, которые учащиеся выполняют (особенно это характерно для уроков, на которых изучаются, отрабатываются трудовые приемы и трудовые операции), и указания целей основных обходов мастером рабочих мест учащихся;

в тех случаях, когда на уроке отрабатывается большое количество разнообразных трудовых приемов и видов работ, в плане урока указывается ориентировочное время на каждое из таких упражнений.

Для мастеров, начинающих свою педагогическую деятельность, рекомендуется составлять вместе с планом урока конспект вводного инструктажа.Это не обязательный элемент подготовительной работы мастера, но правильно составленный конспект помогает процвести инструктаж на высоком уровне. В конспекте обычно кратко излагается основная сущность содержания материала инструктажа, приводятся табличные данные, расчеты, эскизы и т.п. Конспект обычно составляется на всю тему или подтему, дополняется выписками из специальных журналов, новых книг, брошюр по обмену опытом, материалов научно-технической информации и других источников и является сборником, куда мастер вносит все новое, что он узнал, изучил.

Ранее уже подчеркивалось, какое важное значение при проведении уроков производственного обучения, особенно при изучении операций, имеет показ мастером трудовых приемов. Для успешного показа приемов недостаточно иметь только высокую профессиональную квалификацию. Многие квалифицированные специалисты произвольно демонстрируют трудовые приемы не так четко и уверенно, как обычно выполняют их на своем рабочем месте. Большим изменениям подвергаются трудовые действия, когда они демонстрируются в замедленном темпе. Дело в том, что работа мышечной системы рук и корпуса при замедлении темпа совсем иная, чем при обычном рабочем темпе, и специалист, хорошо владеющий приемами в обычных условиях, делает ошибки, когда эти условия изменяются.

Поэтому мастерам производственного обучения, особенно начинающим, настоятельно рекомендуется при подготовке к уроку предварительно поупражняться в показе трудовых приемов. Необходимо, чтобы при этом присутствовали более опытный коллега по работе или старший мастер, которые смогли бы со стороны оценить успешность показа и помогли бы избежать ошибок при этом. Репетиция показа попутно дает мастеру возможность в практических условиях проверить исправность оборудования, инструментов, приспособлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: