УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО ОБЩЕМУ КУРСУ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Г. Пермь 2007 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. История развития железнодорожного транспорта РФ ………………….4
2. Компания ОАО «РЖД»…………………………………………………...20
3. Габариты…………………………………………………………………...27
4. Путь и путевое хозяйство…………………………………………………34
5. Соединения и пересечения путей………………………………………..70
6. Электроснабжение железных дорог……………………………………..87
7. Локомотивы и локомотивное хозяйство…………………………….......93
8. Вагоны и вагонное хозяйство…………………………………………...112
9. Автоматика, телемеханика и связь
на железнодорожном транспорте………………………………………122
10. Автоматизированные системы управления и информатизации…….154
11. Раздельные пункты…………………………………………………….159
12. Организация перевозок………………………………………………..185
13. Организация движения поездов……………………………………....197
14. Библиографический список…………………………………………...219
|
|
В настоящем учебном пособииприведены основные сведения о железнодорожном транспорте его роли в транспортной системе страны, изложены вопросы о возникновении, развитии и современном состоянии отечественного железнодорожного транспорта. Рассмотрена система управления железнодорожным транспортом России. Дана информация о сооружениях и технических средствах путевого хозяйства, электроснабжении подвижного состава железных дорог; об устройствах автоматики, телемеханики и связи. Освещены важнейшие вопросы организации железнодорожных перевозок и основы организации движения.
Учебное пособие предназначено для студентов Пермского института железнодорожного транспорта. Оно может быть использовано на практических аудиторных занятиях и при самостоятельной работе.
Составитель: старший преподаватель факультета высшего
профессионального образования ПИЖТ
Любимов В.В.
Рецензент: заместитель директора ПИЖТ
Субботин Г.М.
РАЗДЕЛ 1.
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РФ
открыта первая в России железная дорога общего пользования Петербург - Царское село.
В августе 1834 г. по приглашению горного ведомства в Петербург приехал известный австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. За четыре месяца он объездил множество городов от Москвы до Урала и по возвращении в Петербург подал императору Николаю I обстоятельную записку, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог. В ней отмечалось, что "…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения". Для начала, чтобы рассеять сомнения относительно возможности эксплуатировать железные дороги в зимних условиях, предлагалось построить небольшую линию.
|
|
15 апреля 1836 г. был обнародован Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги. Согласно проекту, она начиналась в Петербурге на левом берегу Фонтанки, в 370 м от Обуховского моста. Там предполагалось построить большое станционное здание, увенчанное башней с часами. Путь в одну колею от первой станции должен был пройти вдоль набережной Введенского канала до Обводного, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремлялся совершенно прямо в юго-восточном направлении - к Царскому Селу и Павловску. Герстнеру было дозволено учредить акционерную компанию с капиталом в 3 млн. руб.
Для Царскосельской дороги была выбрана колея шириной 6 футов (1829 мм). Такое решение Герстнер обосновал необходимостью сделать шире подвижной состав, чтобы увеличить вместимость вагонов и тем самым получить возможность перевозить громоздкие грузы, в том числе и кареты. Кроме того, такая колея позволяла в будущем увеличивать мощность паровозов, паровые цилиндры, движущие механизмы которых располагались внутри рамы.
Начавшееся 1 мая 1836 г. строительство планировалось завершить к 1 октября того же года. Всего за один месяц 2500 рабочих и 1400 солдат уложили 5-километровый участок железнодорожного полотна. Но к сроку закончить работы не удавалось, поэтому Франц фон Герстнер принял решение начать движение на готовом участке между Кузьмином и Павловском, где 3 ноября 1836 г. совершил первый рейс поезд на паровой тяге.
Франц фон Герстнер сам неоднократно выступал в роли машиниста и перевез тысячи людей. Позднее он писал, что проехал "в первые пять дней по пятиверстному расстоянию 116 раз".
30 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги.
Отношение к Царскосельской дороге в разные периоды было неодинаково. Многие дали ей пренебрежительное название "увеселительной", считая ее чем-то вроде аттракциона. Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в стране. На торжественном собрании Императорского русского технического общества, посвященном 50-летию начала строительства рельсовых путей в России, отмечалось: "Царскосельская железная дорога в отношении ее общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении ее сооружения, справедливо будет рассматриваться подобно достопамятным потешным полкам и ботику императора Петра I, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот".