Подготовка транспорта и войск к перевозкам

В современных условиях успех боевых действий вооруженных сил и работы тыла во многом зависят от состояния и эффективности работы транспорта. В сложных условиях транспорт должен обеспечить выполнение массовых воинских перевозок различенного назначения, что требует от органов управления четкой и слаженной работы. Важнейшее значение в современных условиях приобретает подготовка специалистов органов ВОСО, войск и транспорта к работе в военное время.

Для успешного выполнения воинских перевозок в мирное и военное время необходима постоянная готовность путей сообщения, транспортных средств и войск.

Особенно важна подготовка транспорта к работе в военное время, которая осуществляется заблаговременно и заключается в проведении широкого комплекса мероприятий, направленных на полное удовлетворение в перевозках вооруженных сил и народного хозяйства. При этом необходимо предусматривать проведение специальных мероприятий по обеспечению надежной работы транспорта, повышению живучести путей сообщения и непрерывности воинских перевозок.

Современная война предъявляет повышенные требования к подготовке путей сообщения, как в глубине страны, так и на вероятных театрах военных действий.

Объем воинских перевозок в операциях постоянно возрастает, что вызывается насыщенностью войск новой боевой техникой, большим расходом материальных средств, крупными потерями и необходимостью их быстрого восполнения. Высокие темпы наступления войск, скоротечность операций, большой их пространственный размах и необходимость осуществления широкого маневра войсками создадут весьма напряженные условия для работы транспорта. Кроме того, возросшие возможности противника по вооруженному воздействию по транспортным объектам могут значительно снизить транспортные возможности путей сообщения.

Ведущее место в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок в мирное время принадлежит железнодорожному транспорту. Для повышения эффективности использования железных дорог важное значение имеет повышение веса поездов и скорости их движения, увеличение парка подвижного состава и особенно большегрузных вагонов.

Широкое применение средств механизации погрузочно-выгрузочных работ, внедрение контейнерных и пакетных перевозок, применение прогрессивных технологических методов и повышение производительности труда значительно улучшают показатели работы железнодорожного транспорта.

Непосредственная подготовка грузовых вагонов к перевозкам воинских грузов включает:

- технический, коммерческий и санитарный осмотр;

- очистку вагонов от мусора и остатков других грузов;

- ремонт отобранных вагонов для устранения мелких неисправностей.

При осмотре вагонов должна быть обязательно проверена исправность пола, обшивки и крыши кузова вагона, плотность закрытия дверей, плотность прилегания люков и исправность ходовых частей, сцепных и упряжных приборов. Если при осмотре вагонов, предназначенных для перевозки боеприпасов, ВВ и ЯВ, в вагонах будут обнаружены следы масла, нефтепродуктов, каменного угля, извести, кислот, минеральных удобрений или каких-либо опасных и легкогорючих грузов, то такие вагоны, помимо очистки, должны быть и промыты.

Подача вагонов из-под фосфора и смесей, содержащих фосфор, под погрузку боеприпасов, ВВ и ЯВ категорически запрещается.

Вагоны, предназначенные для перевозки продовольствия, помимо технического осмотра, подвергаются санитарному осмотру. В случае необходимости такие вагоны промываются и дезинфицируются.

Подготовка цистерн для перевозки горючего и смазочных материалов включает:

- технический осмотр ходовых частей, сцепных и ударных приборов;

- осмотр внутренней поверхности котла цистерны, плотности закрытия крышек, проверку исправности подогревательных змеевиков;

- очистку внутренней поверхности котла цистерны.

Технический осмотр цистерны производится в соответствии с правилами технической эксплуатации.

Осмотр и очистка внутренней поверхности котла цистерны от остатков ранее перевозимых грузов — сложный процесс, особенно при подготовке цистерн для налива авиационного бензина, топлива Т-1, автобензина и высокооктановых компонентов.

В зависимости от того, какой продукт перевозился ранее в подготавливаемой цистерне и, подкалив какого продукта, предназначается цистерна, операции по очистке внутренней поверхности котла цистерны могут быть следующие:

- удаление остатков ранее перевозившегося продукта путем спуска, откачки или вычерпывания;

- промывка горячей или холодной водой и пропарка внутренней поверхности котла;

- протирка насухо внутренней поверхности котла.

Промывочно-пропарочные пункты устраиваются на станциях при сравнительно небольшом объеме работ. На таких пунктах производится, помимо технического осмотра, очистка и полная промывка цистерн с применением горячей воды, острого пара, нефтяных и щелочных растворителей.

Для выполнения перевозок скоропортящихся грузов железнодорожный транспорт располагает соответствующими техническими средствами, к которым относятся:

- парк изотермических и специальных вагонов, приспособленных для перевозки скоропортящихся грузов в летних и зимних условиях, в том числе поезда, секции и отдельные вагоны с машинным охлаждением;

- пункты льдосолеснабжения, имеющие льдохранилища с не обходимыми запасами льда, солехранилища с запасами соли эстакады для снабжения льдом вагонов-ледников, железнодорожные пути, механизмы, инструменты и инвентарь для льдосолеснабжения;

- заводы по изготовлению искусственного льда на дорогах, где по климатическим условиям заготовка естественного льда затруднительна или невозможна;

- основные и транзитные базы по обслуживанию поездов, секций и вагонов с машинным охлаждением;

- молочные платформы и другие холодильные устройства. Для лучшей организации перевозок скоропортящихся грузов и обеспечения их сохранности холодильное хозяйство железных дорог выделено в самостоятельное подразделение.

Под погрузку скоропортящихся грузов с охлаждением должны подаваться изотермические вагоны, подготовленные в холодильном отношении и удовлетворяющие установленным санитарно-гигиеническим требованиям, а также удовлетворяющие требованиям ПТЭ при постановке их в поезда.

При выполнении массовых перевозок важное значение имеет обеспечение их необходимым количеством вагонов и локомотивов.

Обеспечение вагонами массовых воинских перевозок производится за счет наличного рабочего парка, вагонов, поступающих на дорогу по сетевой комплексной регулировке, вагонов, выходящих из ремонта, запаса дороги, запаса специальных вагонов промышленных предприятий Министерства обороны.

Наибольшие трудности может представить обеспечение локомотивами перевозок на электрифицированных железных дорогах. При значительных разрушениях объектов тягового хозяйства необходимо иметь соответствующие резервы автономных локомотивов.

Для организации воинских перевозок на приморских направлениях большое значение приобретает подготовка морского транспорта. Морской транспортный флот пополняется высокоэкономичными, универсальными и специализированными судами. Особую перспективу имеют суда для перевозки большегрузных контейнеров и суда смешанного плавания море — река — море. Транспортные суда нужно заблаговременно приспосабливать для перевозки войск и воинских грузов, создавать и накапливать запасы съемного воинского оборудования. Для выгрузки в необорудованных пунктах морские суда должны оборудоваться тяжеловесными стрелами.

Для улучшения показателей работы транспортного флота и более эффективного использования тоннажа увеличивается пропускная способность морских портов и в них создаются специализированные высокомеханизированные комплексы для погрузочно-выгрузочных работ.

Для перевозки войск и воинских грузов используются, как правило, суда транспортного флота.

Из морских судов наиболее пригодны для перевозки войск сухогрузные универсальные суда океанского и морского плавания, для перевозки воинских грузов — сухогрузные и наливные суда (танкеры - грузоподъемностью до 30 тысяч тонн), а также некоторые типы судов промыслового флота (рефрижераторные, плавбазы и др.).

Из речных судов наиболее пригодны для перевозки войск самоходные и несамоходные суда-площадки грузоподъемностью 500 т и более, самоходные и несамоходные паромы, а также пассажирские суда для личного состава, а для перевозки воинских грузов — грузовые теплоходы и наливные суда.

Основными военно-техническими требованиями, предъявляемыми к судам, привлекаемым для воинских перевозок, являются:

- достаточная воинская вместимость судна;

- грузовые помещения и палубы судна должны обеспечивать наибольшие удобства при погрузке и размещении на судне военной техники и личного состава перевозимых войск;

- наличие судовых грузоподъемных средств, обеспечивающих погрузку (выгрузку) военной техники у необорудованного берега (на рейде);

- наличие устройств для защиты экипажа судна, перевозимого личного состава и воинских грузов от оружия массового поражения;

- обеспечение безопасности и подготовленность судна и его экипажа к плаванию в условиях военного времени.

Для перевозки войск и воинских грузов используются суда, эксплуатационно-технические характеристики которых (главные размерения, водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, площади грузовых помещений и палубы, пассажировместимость, скорость хода и характеристики грузоподъемных средств) наиболее полно удовлетворяют характеру и условиям перевозки.

При перевозках войск на судах учитывается в первую очередь общая полезная площадь судна, которая включает в себя площади верхней палубы и палуб всех грузовых помещений. Общая полезная площадь судна характеризует его вместимость при перевозке войск и военной техники.

Для перевозки войск и воинских грузов наиболее удобны суда, грузовые помещения которых в плане близки к прямоугольной форме и не имеют внутри пиллерсов, полупереборок и других выступающих конструкций.

Суда с высокой степенью раскрытия палуб (суда с парными люками или одиночными люками больших размеров) обеспечивают наибольшие удобства при производстве грузовых работ и сокращают время, отводимое для них.

Для перевозки войск и воинских грузов используются самоходные и несамоходные суда, находящиеся в технически исправном состоянии.

Отбор, подготовка и оборудование транспортных судов производятся силами и средствами судовладельца при участии и под наблюдением линейных органов военных сообщений.

В подготовку судов входит:

- очистка, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, промывка и просушка судовых помещений (а при необходимости — дезактивация и дегазация);

- оборудование судовых помещений для размещения перевозимого личного состава, приготовления пищи и кипятка, хранения продовольствия, медицинского обслуживания и санитарной обработки с установкой в необходимых случаях в этих помещениях приборов освещения, отопления и вентиляции;

- установка на судне воинского людского оборудования (нар, гальюнов, умывальников) для перевозки личного состава или дооборудование судна для перевозки разрядных грузов;

- приведение в полную исправность имеющихся на судне погрузочно-выгрузочных устройств, инвентаря, а также водоотливных, противопожарных и аварийно-спасательных средств с проверкой, а в необходимых случаях и испытанием их в работе;

- снабжение судов топливом, пресной водой, продовольствием, необходимым противопожарным инвентарем и спасательными средствами в соответствии с действующими Правилами Регистра РФ и Речного Регистра РФ, а также крепежными и сепарационными материалами и необходимыми погрузочно-выгрузочными приспособлениями и инвентарем для погрузки или выгрузки судна на рейде или в необорудованных пунктах;

- приварка дополнительных рымов и обухов в грузовых помещениях и на верхней палубе для крепления военной техники и грузов;

- обеспечение мест производства грузовых работ на судне стационарным и переносным электрическим освещением.

На речных судах-площадках при перевозке войск и военной техники разбирается или демонтируется часть бункерного ограждения для обеспечения въезда техники на грузовую палубу.

К основным мероприятиям по подготовке и оборудованию судна относятся:

А) Составление договора на подготовку и дооборудование судна.

После отбора судов судовладелец в порту или на судоремонтном предприятии производит их подготовку и оборудование. В договоре на подготовку по каждому судну указывается количество перевозимых на судне личного состава, военной техники и грузов (раздельно по весам одной единицы до 5; 6—9; 10—15; 30 т и выше), количество крепежных и сепарационных материалов, количество погрузочно-выгрузочных приспособлений и инвентаря, а также обеспечение судна запасами топлива, воды и другими видами снабжения и имущества (спасательные и противопожарные средства).

Порт или судоремонтное предприятие на основании договора производит проектную проработку (если она не выполнена раньше) на установку типового съемного оборудования на каждом судне, определяет количество изделий типового съемного оборудования для получения их со склада. В случае отсутствия типового съемного оборудования производится оборудование судна двух или трехъярусными деревянными нарами. Одновременно определяется номенклатура и количество изделий, не входящих в состав типового съемного оборудования, требующихся на судах для обеспечения перевозимого личного состава (бачки для питьевой воды, огнетушители, спасательные средства); подготавливаются наряды, ведомости на склады, районы порта или в цехи завода на получение и установку оборудования и снабжение судов и организуется выполнение работ по оборудованию судов в установленные пароходством сроки. Перевозки личного состава на речном транспорте, как правило, производятся на пассажирских судах.

Объем и сроки подготовки каждого судна для воинских перевозок зависят от типа судна, его состояния на день отбора и подготовки, от состава перевозимой на судне воинской части или количества и вида перевозимых воинских грузов, а также от технических и производственных возможностей портов и судоремонтных предприятий, выполняющих работы по подготовке и оборудованию судов.

Б) Подготовка грузовых помещений.

На механическую зачистку грузовых помещений судов (сухая и влажная зачистка, мойка и сушка), а также дератизацию и дезинфекцию установлены соответствующие нормы, зависящие от цели обработки судов и их грузоподъемности. Так, например, на влажную зачистку морских судов нормы времени составляют от 2 до 8 ч. Мойка и сушка трюмов морских судов летом занимает от 12 до 24 ч, а зимой эти нормы увеличиваются на 4—6 ч.

Газовая дератизация в летних условиях требует от 24 до 36 ч., эти сроки увеличиваются в 2 — 3 раза в зимних условиях. На дезинфекцию и дератизацию судов химическим и механическим способами требуется от 11 до 16 ч.

По опыту перевозок на работы по оборудованию судов для перевозки личного состава требуется от 12 до 36 ч.

В целях сокращения времени на подготовку и оборудование судов ряд операций целесообразно совмещать и по возможности привлекать к работам личный состав перевозимых войск.

В) Установка СВО.

Морские транспортные суда, используемые для перевозки войск, как правило, должны оборудоваться типовым съемным людским воинским оборудованием.

В комплект типового съемного оборудования входят: тамбур схода, трап сдвижной, нары складывающиеся, нары из вертикальных рам, скамья складная, стол складной, гальюн палубный, умывальник лотковый, контейнер для вентиляции и подогрева воздуха, съемная сеть освещения.

Типовое съемное оборудование является унифицированным, т. е. пригодным для установки на судах различных типов (проектов). Оно предназначено для многократного использования при массовых перевозках войск на транспортных морских судах.

Необходимость установки воинского людского оборудования на судах, а также перечень устанавливаемого оборудования определяются органами военных сообщений. Органы морского транспорта на основании задания органов военных сообщений производят установку оборудования на судах.

Типовое съемное людское оборудование хранится в специальных складах морских портов (судоремонтных предприятий).

При отсутствии на бассейне или в порту погрузки типового съемного людского оборудования металлические палубы помещений судов, предназначенных для перевозки людей, покрываются деревянным настилом, матами или войлоком. При необходимости изготавливаются и устанавливаются деревянные скамейки и столы.

Г) Обеспечение погрузо - выгрузочным инвентарем и приспособлениями.

Суда, выделенные для перевозки войск, должны быть снабжены крепежным и сепарационным материалами по нормам Наставления по перевозкам войск. Эти материалы выделяются и доставляются морскими и речными портами.

При необходимости производства погрузки (выгрузки) на рейде или в необорудованных пунктах владельцы судов должны обеспечить суда необходимым погрузочно-выгрузочным инвентарем и перегрузочными приспособлениями, а также крепежными и сепарационными материалами.

Владельцы судов должны обеспечить суда коллективными и индивидуальными спасательными средствами по нормам Регистра РФ с учетом размещения на судах перевозимого личного состава.

Д) Обеспечение спасательными средствами.

Спасательные средства судна подразделяются на средства коллективного пользования (шлюпки, плоты, столы и скамейки с воздушными ящиками и другие плавучие приспособления) и средства индивидуального пользования (нагрудники, жилеты, костюмы-комбинезоны, круги, коечные матрацы и подушки).

Основными спасательными средствами коллективного пользования являются спасательные шлюпки вместимостью от 10 до 60 человек. Спасательные плоты применяются вместимостью от 4 до 25 человек и разных конструкций (металлические, надувные, трубчатые, пробковые, деревянные).

Самыми распространенными средствами индивидуального поль­зования являются спасательные нагрудники и жилеты, которыми должен быть обеспечен каждый человек на судне (пассажир или член экипажа судна).

Кроме перечисленных спасательных средств, количество которых определяется Правилами Регистра РФ, для спасения людей могут быть использованы различные плавающие приспособления и предметы, коечные матрацы и подушки (набиваемые непромокающим растительным пухом-капком).

При подготовке судна для перевозки личного состава и опасных воинских грузов проверяется его пожарная безопасность и при необходимости судно пополняется дополнительными противопожарными средствами.

Е) Приемка судна.

После окончания подготовки судна к перевозке эшелона его готовность проверяется комиссией с оформлением акта. В состав комиссии входят: представители органов военных сообщений, представители порта, капитан судна и врач санитарной службы.

На установленное типовое съемное воинское оборудование предприятие, производившее монтажные работы, передает администрации судна соответствующие описания и инструкции по их обслуживанию в пути следования.

Ж) Особенности подготовки судов для плавания в ледовых условиях.

К судам, предназначенным для эксплуатации в условиях ледового режима, предъявляются особые требования, а подготовка этих судов для выполнения воинских перевозок имеет свои особенности. Для перевозок в ледовых условиях наиболее пригодны суда, имеющие класс Регистра РФ для плавания во льдах (УЛА и УЛ).

Отобранные для воинских перевозок суда к выполнению этой задачи в ледовых условиях готовятся тем же порядком, что и суда для перевозок в обычных условиях плавания. Особое внимание обращается на техническую подготовку судна к плаванию и работе в ледовых условиях (снабжение судна ледовыми якорями, отпорными шестами, запасными тросами, повышенными запасами других видов снабжения), необходимость установки систем подогрева воздуха в людских помещениях судна и особо тщательную проверку готовности судна перед выходом в рейс.

Транспортная авиация может найти широкое применение для воинских перевозок в условиях ракетно-ядерной войны.

Воздушный транспорт постоянно развивается. Самолетный парк гражданской авиации обновляется и пополняется современными лайнерами с газотурбинными двигателями. Улучшаются летно-технические показатели авиационной техники и расширяются возможности ее использования в сложных метеорологических условиях.

Ведутся большие работы по строительству новых и реконструкции действующих аэропортов и аэродромов.

Подготовка гражданской и военно-транспортной авиации должна обеспечить максимальное использование возможностей воздушного транспорта для выполнения наиболее срочных воинских перевозок.

Подготовка войск к перевозке является важным этапом в процессе перевозки. Ей предшествует работа штабов войсковых соединений и частей. Подготовка войск к перевозке начинается с момента отдачи приказа по части на перевозку и осуществляется под непосредственным руководством командира части, начальника эшелона и других должностных лиц. Подготовка войск к перевозке включает в себя подготовку личного состава, подготовку военной техники и подготовку имущества (грузов).

Подготовка личного состава предусматривает изучение с личным составом: основных норм поведения и правил личной безопасности при погрузке, в пути следования и при выгрузке эшелона; сигналов тревог; обязанностей должностных лиц; особенностей несения службы лицами суточного наряда; а также проведение санитарно-профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (помывка, медосмотр, прививки и т д.).

Подготовка военной техники к перевозке по железной дороге осуществляется в два этапа: до выхода подразделений на станцию погрузки и по прибытии подразделений непосредственно на погрузочное место.

Подготовка боевой техники включает:

- проверку тормозов;

- наличие огнетушителей, лопат, запасных колес;

- проверку стопоров башен и пушек танков, а также стопоров и фиксаторов выступающих и вращающихся частей вооружения и техники;

- крепление люков и стекол дверей кабин машин;

- крепление груза в кузовах машин;

- маскировку вооружения и техники (при необходимости);

- проверку наличия крепежного материала (проволоки, троса, брусков, досок, распорок, строительных скоб);

- уменьшение по возможности высоты негабаритной техники и вооружения, демонтаж отдельных узлов, проверку надежности крепления пробок заливных горловин и отсутствие подтекания масел и других жидкостей;

- проверку исправности запоров на бортах кузовов, дверей кабин водителей и кабин управления агрегатами спецмашин;

- наличие топлива, масла и охлаждающей жидкости в системах, которое должно быть в пределах нормы.

В районе ожидания при погрузке на морской транспорт подразделения воинского эшелона готовят вооружение и военную технику к перевозке, и в соответствии с грузовым планом размещения воинского эшелона производят ее маркировку согласно установленной очередности погрузки на судно.

Маркировка наносится мелом на видных местах.

Например,

Тр-3

В х 10

где:

В — наименование судна (например «Восток»);

Тр-3 — наименование трюма (грузового помещения), трюм № 3;

6 — очередность погрузки в данный трюм (грузовое помещение);

10 — масса вооружения и военной техники, т.

Подготовка имущества (груза) к перевозке предусматривает его упаковку, маркировку и формирование укрупненных партий.

При перевозке разрядных грузов отправитель обязан нанести на упаковке груза или на контейнере по трафарету черной краской специальный знак - равносторонний треугольник с длиной стороны 150 мм. В середине треугольника той же краской арабскими цифрами проставляется номер разряда груза. На РГ, отправляемых без упаковки, знаки не проставляются, а данные о разряде груза указываются на бирках, прикрепленных к грузу (не менее двух).

На речном транспорте данные о разряде груза указываются в перевозочных документах.

После размещения вооружения и военной техники на железнодорожном подвижном составе или на судне необходимо:

- закрепить вооружение и военную технику от возможных продольных и поперечных смещений;

- включить стояночные тормоза, низшую передачу (у танков педаль тормоза и рычаг переключения передач после включения пломбируются);

- выключить передний ведущий мост у автомобилей установленных над сцеплением вагонов;

- проверить крепление погруженных вооружения и военной техники, съемного оборудования (огнетушителей, лопат, лестниц и т.д.) и запасных колес;

- проверить положение стопоров башен и пушек танков, стопоров и фиксаторов, выступающих и вращающихся частей другой техники и правильность их пломбирования, включить блокировки. В случае неисправности стопоров и фиксаторов все вращающиеся, выступающие части вооружения и военной техники необходимо закрепить в положении по-походному проволочными растяжками;

- проверить соответствие положения вооружения и военной техники габариту погрузки или требованиям к перевозке негабаритных грузов);

- закрыть и опломбировать люки, двери кабин, предварительно подняв стекла;

- в холодное время слить воду из системы охлаждения;

- закрыть и закрепить запорами борта платформ, в случаях, когда ширина техники не позволяет закрыть боковые борта плат форм, закрепить их в открытом (опущенном) положении (металлические борта закрепить за кольца на продольных балках, а при отсутствии колец увязать проволокой);

- произвести (при необходимости) маскировку погруженного вооружения и военной техники.

Маскировка вооружения и военной техники, погруженных на железнодорожный подвижной состав или на судно, производится личным составом экипажей (водителями, расчетами) под руководством командиров подразделений, экипажей (расчетов). При большом объеме маскировочных работ в помощь водителям автомобилей выделяется личный состав погрузочно-выгрузочных команд или подразделений воинского эшелона.

Для маскировки вооружения и военной техники используются табельные брезенты и специальное маскировочное имущество. Маскировочное покрытие не должно выступать за пределы габарита погрузки или мешать работе палубных устройств и механизмов. Брезенты, щиты, маты и т. п. должны надежно закрепляться, чтобы их не сорвало во время движения поезда или судна.

Проверку правильности размещения, крепления и маскировки вооружения и военной техники при погрузке производит начальник эшелона или представитель отправителя воинского транспорта, которые несут ответственность за размещение, крепление и маскировку вооружения и военной техники воинского эшелона (транспорта).

Подготовку боевой техники и грузов к процессу перевозки планирует и производят штабы войсковых соединений и в/ч, подготовка к перевозке и формированию воинского эшелона начинается с момента отдачи приказа по части и осуществляется под руководством начальника эшелона.

Подготовка военной техники и грузов к перевозке происходит поэтапно и зависит от принятого способа транспортировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: