Комплекс мероприятий по защите, обороне и охране объектов морского и внутреннего водного транспорта

Осуществление вышеуказанных целей и задач защиты и обороны морских коммуникаций, транспортных объектов и воинских перевозок достигается, прежде всего, выполнением комплекса мероприятий, выполняемых по видам обороны (ПВО, ПЛО, ПКО, ПМО, ППДО, ЗОМП, РЭБ), как в общей (зональной) системе защиты морских (речных) сообщений, так и индивидуальной (объектовой) защите отдельных транспортных объектов

Следует отметить некоторые особенности по организации этих видов обороны применительно к транспортным объектам.

Для организации противовоздушной обороны морских перегрузочных районов, кроме специально предназначенных сил ПВО фронта, флота и войск ПВО, привлекаются зенитные средства гражданских судов, а также объектовые средства ПВО. При этом каждому огневому средству определяется свой сектор наблюдения и обстрела. Общее руководство осуществляет начальник ПВО объекта.

При организации противолодочной обороны морских перегрузочных районов особое внимание уделяется защите гидротехнических сооружений и мест стоянки судов, для чего используются минные, сетевые и боновые заграждения, которые выставляются на входах в порты и пункты базирования соединениями ОВР в мирное время и усиливаются в угрожаемый период.

Особое внимание должно уделяться организации противоминной обороне.

Опыт Великой Отечественной войны и последующих локальных войн показывает, что противник в самых широких масштабах будет использовать минное оружие для разрушения гидроузлов, плотин, шлюзов и мостов.

Поэтому транспортным органам под контролем учреждений военных сообщений необходимо предусматривать мероприятия по защите гидротехнических сооружений от минного оружия.

Прежде всего, противоминная оборона гидротехнических сооружений обеспечивается созданием на некотором удалении от них тросовых, сетевых, боновых и барьерных ограждений.

Причем тросовые и сетевые ограждения должны устанавливаться на поплавках, боновые — на якорях и барьерные —на сваях.

Сетевые и боновые ограждения одновременно обеспечивают противоподводно-диверсионную оборону морских и речных путей сообщения, т. е. их защиту от подводно-диверсионных сил и средств (ПДСС) противника.

Боносетевые ограждения выставляются в мирное время и усиливаются в период угрожаемого положения. Постановка этих ограждений выполняется соединениями ОВР, которым на период работы придаются необходимые силы и средства. Тросовые и барьерные ограждения устанавливаются с использованием сил и средств транспортных органов.

В современной войне будет использоваться комбинированное оградительное сооружение, состоящее из секций противоторпедной (кольчужной) сети на поплавках, противоминной сети, вынесенной на два метра вперед на специальной раме и защищающей основную сеть от взрывов плавучих мин.

Противоподводно-диверсионная оборона организуется для охраны объектов морского и речного транспорта от диверсионных групп противника.

Как показал опыт Великой Отечественной войны и многих локальных войн последних лет при организации защиты и обороны морских (речных) сообщений необходимо обеспечивать оборону и охрану транспортных объектов от разведывательно-диверсионных групп и подводно-диверсионных сил и средств противника, так как они представляют серьезную угрозу транспортным коммуникациям и воинским перевозкам.

При этом противник большую роль в дезорганизации работы транспорта будет отводить диверсионно-разведывательным частям, воздушным десантам, партизанским формированиям, подводно-диверсионным силам (боевым пловцам) и средствам.

Целью обороны и охраны объектов морского и речного транспорта от диверсионных групп противника является:

- воспрещение проникновения диверсионных групп противника на объекты транспорта;

- предупреждение диверсионно-террористических актов;

- уничтожение диверсионных групп противника;

- недопущение или снижение масштабов воздействия диверсантов по личному составу и транспортным объектам.

Для охраны и обороны отдельных транспортных объектов от диверсионных групп противника заранее разрабатываются объектовые планы их охраны и обороны.

План охраны и обороны объекта отрабатывается на карте (схеме) с пояснительной запиской к нему. Планы предусматривают оборону самого порта на ближних подступах и охрану отдельных важных объектов в порту (ВПВМ, судов, складов с РГ, горючим и т.п.).

Они включают: расчеты сил и средств на охрану объектов, их задачи; боевые расчеты на оборону объектов, их задачи; порядок организации разведки (расстановку РПГ) и оповещения о противнике (сигналы по тревогам); порядок обороны на ближних подступах (оборонительные позиции, опорные пункты, секторы обороны, инженерное оборудование, систему огня и заграждения, порядок действия по боевой тревоге); порядок непосредственной охраны и обороны (порядок установки и использования технических средств сигнализации и заграждения, количество и состав КПП, караулов, постов (караульных и сторожевых), дозоров (патрулей), резервных групп); мероприятия по маскировке; противопожарные мероприятия; организацию и порядок медицинского обеспечения; порядок управления и использования связи; сигналы тревог и отбоя.

На большинстве транспортных объектов план их охраны и обороны отрабатывается штабом ГО объекта, подписывается начальником штаба, согласовывается с начальником ВОСО на бассейне (военным комендантом) и утверждается начальником объекта.

В случае привлечения для охраны и обороны транспортных объектов частей и подразделений фронтового (флотского) подчинения план согласовывается с командованием, выделяющим силы и средства.

Основным принципом обороны и охраны транспортных объектов от диверсионных групп противника является индивидуальная оборона и охрана каждого объекта. Она предусматривается даже в том случае, если транспортный объект прикрывается в общей системе обороны гарнизона, города на дальних подступах.

Основным способом обороны транспортных объектов от диверсионных групп противника на ближних подступах является круговая оборона. Для круговой обороны объекта оборудуются оборонительные позиции, основу которых составляют ротные и взводные опорные пункты или позиции отделений.

В целях защиты от ОМП на судах создаются пункты коллективной защиты (ПКЗ), развертываются пункты санитарной обработки (ПСО), устанавливаются системы водяной защиты (СВЗ), фильтровентиляционные установки (ФВУ), средства обеззараживания и т.д.

В портах производится рассредоточенная обработка судов, создаются запасы электроэнергии, воды, заземляются инженерные сети, рассредоточиваются подвижные средства механизации, обеспечивается защита личного состава рабочих смен и органов управления (с этой целью заблаговременно строятся защищенные пункты управления и убежища, создаются запасы индивидуальных средств защиты) и т.п.

Нельзя упускать из виду отдельные мероприятия по видам обороны, которые выполняются транспортными организациями под контролем со стороны органов ВОСО.

К таким мероприятиям относятся:

- вооружение судов с целью самообороны (установка зенитных средств для ПВО судов);

- размагничивание судов с целью уменьшения вероятности их подрыва на неконтактных минах (ПМО);

- использование специальных контролируемых фарватеров (ПМО);

- военно-морская подготовка командного состава и экипажей судов (ПК, ПВ, ПЛ, ПМ, ППД подготовки);

- установка тросовых, сетевых, барьерных ограждений у мостовых переходов на реках (ПМО);

- подготовка судов и портов к защите от оружия массового поражения (ЗОМП).

Подготовка морских и речных сообщений к работе в военное время производится заблаговременно и предусматривает выполнение комплекса мероприятий по обороне и охране транспортных объектов как на ближних подступах к ним, так и непосредственно каждого объекта.

Задачами обороны транспортных объектов на ближних подступах являются:

- недопущение проникновения диверсионных групп противника в район расположения транспортных объектов;

- уничтожение или обезвреживание диверсионных групп противника на ближних подступах к транспортным объектам (от 0,5 до 5 км).

Задачами непосредственной обороны и охраны объектов являются:

- предотвращение внезапного нападения диверсантов на транспортные объекты;

- воспрещение проникновения диверсантов на объекты;

- предотвращение диверсий на транспортных объектах специальными устройствами и боевыми средствами (магнитными и фотоэлементными минами, зажигательными и биологическими средствами и т. п.);

- предотвращение нападения боевых пловцов на порты, переправы, суда, мосты, плотины и другие гидротехнические сооружения;

- обеспечение сохранности материальных средств, техники, подъемно-транспортного оборудования и механизации;

- недопущение ведения разведки в районе транспортных объектов;

- предотвращение вывода из строя эксплуатационного персонала портов;

- уничтожение диверсантов при их обнаружении.

Успешное решение этих задач возможно лишь при сочетании активной борьбы с диверсионными группами противника на ближних подступах к транспортным объектам с непосредственной обороной и охраной этих объектов.

С этой целью могут использоваться различные современные технические средства. Например, для своевременного обнаружения фактов вторжения людей и техники на транспортные объекты в настоящее время широко используются периметровые средства обнаружения, сигнализации и обороны такие, как: радиолучевые, емкостные, радиотехнические, быстроразворачиваемые, оптикоэлектронные (охранные видеокамеры), инфракрасные, проводно-волновые, противоподкопные инфракрасные и вибрационные.

Кроме того, в совокупности с основным ограждением объектов и перечисленными техническими средствами применяются безопорные сборно-разборные заграждения из армированной скрученной колючей ленты.

Для оборудования охранных рубежей объектов применяется, как правило, комбинированная охранная система, которая обеспечивает обнаружение вторжения на объект.

Непосредственная оборона и охрана транспортных объектов является важнейшим мероприятием, проводимым на транспорте, с целью сохранения самих объектов, перевозимых войск и грузов и обеспечения непрерывности воинских перевозок. На большинстве транспортных объектов уже в мирное время имеются караулы, развернутые за счет сил ведомственной военизированной охраны, которые обеспечивают охрану транспортных объектов, перевозимой техники и материальных средств.

На период военного времени многие важные объекты (гидроузлы, плотины, шлюзы, мосты) будут переданы под охрану частям внутренних войск РФ, с которыми транспортные органы уже в мирное время заключают договоры на охрану объектов. Часть же портов, судоремонтных предприятий и других объектов морского и речного транспорта будет обороняться и охраняться силами самих транспортных объектов.

Для обороны и охраны особо важных транспортных объектов (гидроузлов, шлюзов, плотин, распорядительных портов) могут привлекаться силы и средства фронтового (флотского) подчинения.

Непосредственная оборона и охрана основных транспортных объектов (например, портов, судоремонтных предприятий) в военное время будет организована в соответствии с планами обороны и охраны, разрабатываемыми штабами ГО и ЧС указанных объектов, при участии линейных органов военных сообщений.

Контроль за выполнением мероприятий по непосредственной обороне и охране транспортных объектов, противовоздушной обороне и защите их от оружия массового поражения возлагается на линейные органы ВОСО.

Особое внимание в современной войне следует уделять защите объектов морского (речного) транспорта и воинских перевозок от новых систем оружия.

Защита транспортных объектов и воинских перевозок от новых систем оружия (высокоточного, лазерного, объемного) организуется с целью недопущения или максимального ослабления воздействия противника этим оружием, обеспечения бесперебойной работы морского (речного) транспорта и непрерывности выполнения воинских перевозок.

Защита транспортных объектов и воинских перевозок от новых систем оружия обеспечивается таким же порядком, как и от оружия массового поражения, т. е. путем проведения комплекса мероприятий как в общей (зональной) системе защиты морских (речных) сообщений, так и индивидуальной (объектовой) защите отдельных транспортных объектов. То есть в этом случае необходимо обеспечить разукрупнение и рассредоточение объектов, предусмотреть резерв пропускной способности (резерв ВПВМ), судов в морских перегрузочных районах, защиту личного состава рабочих смен и органов управления. Выполнение указанных мероприятий в объеме, предусмотренном по защите от оружия массового поражения, практически обеспечит и надежную защиту транспортных объектов и воинских перевозок от новых систем оружия

При планировании организации защиты, охраны и обороны транспортных объектов и воинских перевозок необходимо учитывать то, что в последние годы в США и странах НАТО появился ряд качественно новых образцов управляемого высокоточного оружия, наведение которого на цель основывается на использовании излучающих способностей объектов (электромагнитного, радиолокационного, инфракрасного, акустического), их фотометрической контрастности на фоне местности, эффекта скорости движения и т. п.

По объектам морского и речного транспорта, а также перевозимым войскам и воинским грузам могут быть применены практически все новые системы и образцы оружия, находящиеся на вооружении сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил США и НАТО (высокоточные ракетно-ударные комплексы, разведывательно-ударные системы, крылатые ракеты).

Для поражения транспортных объектов в современной войне также может быть применено и лучевое (лазерное) оружие. Диапазон его использования практически не ограничен. Лазерным оружием могут быть поражены любые точечные объекты (суда, плавсредства, механизация, техника, оборудование), объекты самых прочных конструкций (убежища, защищенные пункты управления) и личный состав перевозимых войск и портов.

По оценке специалистов масштабы разрушения транспортных объектов и поражения перевозимых войск при применении по ним новых видов оружия возрастут в несколько раз по сравнению с использованием обычного оружия. В отдельных случаях степень разрушения объектов будет близка к масштабам воздействия маломощных ядерных боеприпасов (например, при применении мощных бомб объемного взрыва).

Таким образом, воздействие новыми системами оружия по транспортным объектам и их использование для срыва воинских перевозок вполне вероятно, так как боевые возможности этого оружия могут обеспечить значительные разрушения и перебои в работе транспорта.

Главной задачей в подготовке транспорта к работе в военное время является обеспечение его защиты от оружия массового поражения и, прежде всего, ядерного. Проведение комплекса мероприятий, обеспечивающего успешное решение этой главной задачи, значительно снизит результаты воздействия по объектам транспорта и новых систем оружия, а в отдельных случаях обеспечит и полную защиту от него.

Комплекс мероприятий, выполняемых силами и средствами фронта, флота, военно-морских баз и войск ПВО по защите и обороне районов базирования, а также отдельные мероприятия по защите и обороне транспортных объектов, выполняемые транспортными органами, смогут обеспечить устойчивую работу морского (речного) транспорта и непрерывность воинских перевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: