Муниципальная служба в Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальная служба возникла в России одновременно с формированием института местного самоуправления. В 2007 году был принят основной нормативно-правовой акт в сфере муниципальной службы – федеральный закон № 25-ФЗ от 2.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ»
Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на:
1. муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);
2. должности муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
|
|
Лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими. Их статус законом о муниципальной службе не определяется.
Кроме того, в органах местного самоуправления (или избирательных комиссиях муниципальных образований) могут работать лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности этих органов, которые также не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Основными принципами муниципальной службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
|
|
10) внепартийность муниципальной службы.
Государственная и муниципальная служба имеют единые социально-правовые истоки и сходную историю развития, однако в настоящее время в российской системе публичной службе следует говорить лишь о взаимосвязи и некотором подобии этих институтов.
Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы:
1) основные квалификационные требования, ограничения и обязательства муниципальной службы и государственной гражданской службы едины;
3) требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих едины;
4) стаж муниципальной службы учитывается при исчислении стажа государственной гражданской службы и наоборот;
5) основные условия оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих соотносительны.
Государственная и муниципальная служба объединены организационно-правовой формой осуществления деятельности служащих (в органах публичной власти), однако очевидна принадлежность к различным видам публичной власти: государственной и местному самоуправлению. Вместе с тем, предмет и характер труда служащих обоих видов, объект и методы воздействия в процессе служебной деятельности, основы прав и обязанностей, необходимость регламентации процедур прохождения службы, важность соблюдения правоограничений и компенсирующих социально-правовых гарантий и льгот во многом совпадают.
Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне принят базовый федеральный закон № 25-ФЗ, также отдельные принципы регулирования и конкретные норма заложены в Конституции РФ, федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других законах и подзаконных актах. Предметом регулирования федерального законодательства являются общие принципы организации муниципальной службы, порядок поступления и особенности прохождения муниципальной службы и т.д. Немаловажная роль отводится и законодательству субъектов РФ. Во всех субъектах Федерации приняты законы о муниципальной службе, иные нормативные правовые акты. Субъекты Федерации регулируют достаточно большой спектр вопросов: реестры муниципальных должностей, денежное содержание муниципальных служащих, квалификационные требования к замещению должностей и др. Важная роль в организации муниципальной службы отводится и муниципальным правовым актам – уставу муниципального образования, нормативным актам представительного и исполнительного органов муниципального образования и т.д.
Следует обратить внимание на заметно большее поле регулирования Трудового кодекса в муниципальной службе по сравнению с государственной гражданской службой.
Аналогично государственной гражданской службе, для того, чтобы получить статус муниципального служащего, гражданин должен занимать должность муниципальной службы.
Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.
|
|
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1. высшие должности муниципальной службы;
2. главные должности муниципальной службы;
3. ведущие должности муниципальной службы;
4. старшие должности муниципальной службы;
5. младшие должности муниципальной службы.
На категории должности муниципальной службы не подразделяются. Законами субъектов РФ утверждаются реестры должностей муниципальной службы.
Для каждой должности существуют квалификационные требования:
- к уровню профессионального образования,
- стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности,
- профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Законом субъекта Российской Федерации для муниципальных служащих могут быть предусмотрены классные чины.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Муниципальным служащим может быть гражданин иностранного государства, в случае, если данное государство - участник международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.
Государственные служащие выступают представителями интересов публичной власти государства и общества, выполняя функции государственного управления. Особенность же статуса муниципальных служащих заключаются в осуществляемых ими полномочиях, в соответствии с которыми обеспечивается решение вопросов местного значения. Вместе с тем муниципальные служащие могут наделяться и некоторыми государственными полномочиями (при передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий).
|
|
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя - глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо.