Содержание отдельных форм бухгалтерской отчетности и пояснительной записки к ней

Бухгалтерский баланс

Строение бухгалтерского баланса содержит важные методологические предпосылки, определяющие всю методологию бухгалтерского учета и лежащий в ее основе принцип двойной записи. Он представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой стороне которой, представлены хозяйственные средства (актив), а в правой – источники их образования (пассив).

Средства, представленные в активе совершают непрерывный кругооборот. Чем быстрее оборачиваются средства организации, тем рациональнее они используются и тем экономически эффективнее работает предприятие. В связи с различным характером участия в кругообороте хозяйственные средства делятся на внеоборотные и оборотные активы. Внеоборотные активы – это здания, сооружения, машины, оборудование и другие объекты основных средств и нематериальных активов, а также различные долгосрочные вложения организации. Они участвуют в деятельности организации длительное время и постепенно частями вступают в кругооборот средств. В бухгалтерском балансе они отражаются в разделе «Внеоборотные активы». Оборотные средства вступая в кругооборот полностью потребляются в нем, изменяя при этом свою форму (например, деньги – материалы, готовая продукция - деньги). В бухгалтерском балансе для них предусмотрен раздел «Оборотные активы». Активы в балансе сгруппированы по принципу возрастающей ликвидности.

Источники хозяйственных средств в пассиве баланса делятся на собственные и привлеченные. Собственные источники представлены в разделе «Капитал и резервы». К ним относятся уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль. Привлеченные источники в зависимости от сроков погашения делятся на долгосрочные и краткосрочные. В разделе «Долгосрочные обязательства» отражаются кредиты и займы организации со сроком погашения более 1 года. В разделе «Краткосрочные обязательства» представлены кредиты и займы со сроком погашения менее 1 года, а также текущая кредиторская задолженность перед поставщиками, бюджетом, работниками и др.

Такое построение баланса позволяет сформировать представление об объеме, структуре и состоянии хозяйственных средств предприятия, об обеспеченности их собственными и привлеченными источниками их покрытия, а также о финансовом результате деятельности организации.

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. В этой форме отчетности представлен процесс формирования финансового результата деятельности организации.

В первой части отчета «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» определяется прибыль (убыток) от продаж как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг, а также коммерческих и управленческих расходов. Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то доходы от видов деятельности превышающие 5% от общей суммы доходов должны показываться раздельно.

Во второй части отчета о прибылях и убытках показываются прочие доходы и расходы организации, при этом отдельно выделяются проценты к получению и к уплате. В итоговой строке этой части отчета определяется прибыль (убыток) до налогообложения.

Строки отчета «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства» заполняют только организации, применяющие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02).

Полученный финансовый результат умножают на действующую ставку налога на прибыль и определяют текущий налог на прибыль. Разница между суммой прибыли и суммой налога на прибыль представляет собой чистую прибыль (убыток) отчетного года.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3)

Данная форма отчетности раскрывает информацию об изменениях капитала организации. В ней приводится подробная информация по каждому виду капитала (уставный, добавочный, резервный, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), а именно: о их величине на начало и конец отчетного периода и о изменениях в отчетном периоде с указанием причины изменений.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4)

Отчет о движении денежных средств содержит данные о движении денежных средств организации в отчетном периоде. Информация о наличии, поступлении и расходовании денежных средств представляется в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Текущей признается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности.

Инвестиционной считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также с их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений и т. п.

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных краткосрочных ценных бумаг, а также их выбытием.

Отчет о движении денежных средств содержит следующие показатели:

- остаток денежных средств на начало отчетного периода;

- поступление денежных средств – всего и в том числе от продажи продукции, товаров, работ, услуг, от продажи основных средств и иного имущества, авансы, полученные от покупателей и заказчиков, бюджетные ассигнования и целевое финансирование, кредиты и займы, полученные дивиденды, проценты по финансовым вложениям и прочие поступления;

- направление денежных средств – всего и в том числе на оплату товаров, работ, услуг, оплату труда, отчисления в государственные внебюджетные фонды, выдачу авансов, финансовые вложения, выплату дивидендов и процентов по ценным бумагам, расчеты с бюджетом, оплату процентов по полученным кредитам и займам, прочие выплаты и перечисления;

- остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Информация, представленная в отчете о движении денежных средств позволяет проанализировать эффективность движения денежных потоков и произвести оценку соответствия поступления денежных средств

Уровню ликвидности организации.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

В приложении к бухгалтерскому балансу содержаться сведения о движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемом имуществе, средствах финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, а также другие данные, характеризующие либо движение средств, либо их состояние на отчетную дату. Информация, содержащаяся в этой форме, предназначена для анализа деятельности организации по разным направлениям.

Пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности

В данной форме отчетности следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности, текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, то есть информацию для получения более полной и объективной оценки финансового положения организации, финансовых результатах ее деятельности за отчетный период и об изменениях финансового положения организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: