Технологию проектирования воспитательной системы класса можно представить в виде своеобразной цепочки последовательно выполняемых следующих действий:
- актуализация знаний классного руководителя об использовании системного подхода в воспитательной деятельности, о проектировании и построении системы воспитания учащихся в классе;
- составление плана работы по организации проектирования воспитательной системы класса;
- изучение классного коллектива и его членов, результатов предшествующей воспитательной работы с ними;
- формирование классным руководителем образа класса и процесса воспитания в нем;
- организации совместной деятельности детей и взрослых по проектированию образа класса;
- составление концепции воспитательной системы класса и программы ее построения;
- научно-методическая и управленческая экспертиза разработанного концептуального замысла.
Рассмотрим каждое из перечисленных действий.
1.Актуализация знаний классного руководителя об использовании системного подхода в воспитательной деятельности, о проектировании и построении системы воспитания учащихся в классе. Процесс проектирования воспитательной системы класса, как правило, начинается с момента издания директором образовательного учреждения приказа о назначении педагогов классными руководителями на новый учебный год. Учителю, ставшему классным наставником 1-го, 5-го или 10-го класса, необходимо продумать работу по проектированию и созданию системы воспитания учащихся в классном коллективе. В этой связи он актуализирует и пополняет свои знания о возможностях и условиях применения системного подхода в практике воспитательной деятельности. В настоящее время существует большое количество научно-методических публикаций по данной проблеме. Немало таких разработок размещено в Интернете. Правильно поступают в тех образовательных учреждениях, где накануне учебного года проводятся для классных руководителей первых, пятых и десятых классов теоретические и практические занятия по таким вопросам:
|
|
- Что такое воспитательная система класса?
- В чем заключается педагогическая целесообразность ее создания?
- Какие компоненты и связи составляют структуру системы воспитания детей?
- Как организовать деятельность по ее проектированию? Какие формы, приемы и методы помогают вовлечь детей и их родителей в работу по проектированию жизнедеятельности и воспитательного процесса в классном коллективе?
- Из каких разделов может состоять концепция воспитательной системы класса?
Самообразовательная деятельность и участие в учебных занятиях помогают обеспечить методическую готовность клас-сных руководителей к работе по формированию и реализации проектных представлений о воспитательной системе класса.
|
|
2.Составление плана работы по организации проектирования воспитательной системы класса. Чаще всего концептуальный замысел системы воспитания учащихся разрабатывается в течение 5-6 месяцев. На этот период классный руководитель составляет план работы. Данный документ может иметь следующие разделы:
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (раздел является открытым и пополняется посредством получения новых сведений).
- Задачи работы по проектированию воспитательной системы класса.
- Содержание и организация деятельности по проектированию системы воспитания детей в классном коллективе (см. табл. 19).
Таблица19