Политическая социализация личности: понятие, этапы, типы

Процесс политического становления личности, усвоение лично­стью ценностей и норм политической культуры общества для вхождения в систему политических и властных отношений называется политической социализацией. Другими словами, речь идет о формировании жизненной позиции человека на основе усвоения социального опыта. Термином «политическая социализация» названо вхождение человека в политику, его гражданское становление и созревание.

Политическая социализация выполняет следующие функции:

- воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений;

- передача новым поколениям политического опыта, воплощенного в нормах политической культуры;

- приобретение личностью новых, ранее неизвестного политиче­ского опыта;

- дальнейшее развитие личностью общественных отношений в ре­зультате его активной деятельности.

Политическая социализация происходит непрерывно, и этот про­цесс ограничен только продолжительностью жизни человека. В боль­шей степени на этот процесс влияют социальные группы: семья, группа родственников, круг общения, трудовой коллектив и социально- политические институты: государство, партии и общественные организации. Естественно, на политическую социализацию влияет широкая социальная среда, особенности личности, её социальный статус.

Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис в работе «Дети и политическая система» выделяют самый важный период социализации с 3 до 13 лет и делят его на 4 этапа:

I этап – политизация – под воздействием родителей формируются первые представления о мире политики;

II этап – персонализация – власть начинает приобретать в созна­нии детей конкретную политическую фигуру: президента, какого-либо популярного политического деятеля;

III этап – идеализация – ключевым политическим фигурам припи­сываются определенные человеческие качества, чаще положительные и затем на этой основе формируется эмоциональное отношение к власти;

IV этап – институционализация – это уже формирование обезли­ченного восприятия власти через государственный институты.

Вряд ли можно такой американский подход распространять на другие страны, поскольку очень многое зависит от общей культурной среды, традиций, стабильности общества, да и от множества других факторов.

Некоторые исследователи в Западной Европе выделяют три этапа:

I этап – 3-13 лет – власть только начинает приобретать формы конкретных фигур;

II этап – 13-18 - формирование политического «Я»;

III этап – с 18 лет – конкретные взаимоотношения с властью, в результате которых начинает формироваться реальное отношение к политической системе.

Таких схем можно приводить до бесконечности, поскольку политическая социализация развивается как непрерывный процесс.

Существует в политической науке несколько моделей (типов) политической социализации. Модель в переводе с французского «образец». Таких моделей в основном выделяется четыре.

Гармонический (системный) тип политической социализации характеризуется формированием позитивного отношения к власти, устоявшимся порядкам и традициям. Власть и личность воспринимают одинаково общепринятые идеалы, что позволяет молодежи очень бы­стро адаптироваться к политическим условиям.

Плюралистический тип предполагает более сложный путь освоения политических ценностей через свои культурно-этнические, другие социальные группы. Однако это многообразие в конечном итоге смыкается на общечеловеческих ценностях: свобода, права человека, демократия и личность получает высокий уровень гражданской активности.

Конфликтный тип политической социализации характеризуется лояльностью личности по отношению к своей социальной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп.

Гегемонистский тип политической социализации предполагает вхождение личности в политику исключительно на ценностях одного класса или религии или идеологии. Обычно молодежь нетерпимо настроена против любой политической системы кроме «своей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: