Основное содержание ответа. 1. Методы управления – это совокупность приемов, используемых руководителями для выполнения функций

1. Методы управления – это совокупность приемов, используемых руководителями для выполнения функций, они обеспечивают координацию деятельности сотрудников при достижении поставленных задач. В исследовании А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И. Шкатулла выделены три группы методов управления ДОУ: организационно-распорядительные; социально-психологические и экономические.

2. Организационно-распорядительные методы управления ДОУ – этометоды, которые реализуются путем регламентирования деятельности исполнителей (указания, распоряжения, приказы, требования и т.п.). Применяются при разработке и утверждении перспективных, годовых и других планов, решений педагогического совета, при приеме и увольнении сотрудников, закреплении их за группами в начале учебного года, также при подборе, расстановке и воспитании кадров и т.п.

С помощью этой группы методов в дошкольном учреждении поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом детского сада и правилами внутреннего трудового распорядка для работников детского сада, дисциплина, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника. При реализации принятых решений широко применяют инструктирование, которое осуществляется через агитацию, консультацию, директивы.

3. В управлении дошкольным учреждением ведущая роль отводится социально-психологическим методам управления. Данная группа метода реализуется в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного распоряжения, поощрения, благодарности и т.п. с помощью этих методов осуществляется планирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат в коллективе, повышается творческая активность и инициативность всех работников заведения, воспитывается групповое самообразование и чувство коллективной ответственности, изучаются и формируются положительные, социально-значимые мотивы трудовой деятельности. Эти методы опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, учитывают индивидуальные психологические особенности членов коллектива.

К социально-психологическому методу также относится умение правильно сделать замечание своему сотруднику:нельзя делать выговоры или замечания воспитателям в присутствии коллег и тем более детей;замечание следует сделать сразу же, когда обнаружено невыполнение каких-то служебных обязанностей;надо помнить, что никогда нельзя делать замечание или выговор в раздраженном состоянии, повышать на работника голос.В литературе приводятся методы и приемы положительного воздействия руководителя на подчиненного: «подавление» собеседника выдержкой и спокойствием; «насилие» над собственным мнением; концентрирование внимания на одном из подчиненных. В управлении широко используются методы общественного воздействия. Эти методы реализуются путем широкого вовлечения работников в управление, развитие в нем демократических начал, путем широкого коллективного обсуждения основных проблем образовательного процесса и путей их преодоления путем охвата членов коллектива методической учебой.

4. Экономические методы управления ДОУ являются методами стимулирования. В систему поощрения работников дошкольного учреждения можно включить:поощрения по итогам года, за успехи в работе по подготовке детей к школе, за лучшие показания в воспитании и обучении дошкольников, в оборудовании воспитательно-образовательного процесса;поощрение в связи с торжественными датами и т.п. Систематическое поощрение всех членов коллектива требует от заведующего дошкольным учреждением серьезной подготовительной работы, строго соблюдать определенные принципы. Прежде всего поощрение должно быть справедливым, соответствующим трудовым успехам. Незаслуженное поощрение становится причиной нарушения стабильности, прочности коллективных связей, вызывает недовольство сотрудников.

Таким образом, в работе заведующего, перечисленные выше группы методов управления должны применяться в единстве. Использование их зависит от отношения к своей работе сотрудников ДОУ, а также от научной подготовленности, личного опыта, способностей руководителя, его умения использовать опыт других, от содержания предстоящих управленческих действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: