Основное содержание ответа. Подготавливая ответ на первый вопрос необходимо рассмотреть понятие «здоровьесберегающие технологии» в психолого – педагогических исследованиях

Подготавливая ответ на первый вопрос необходимо рассмотреть понятие «здоровьесберегающие технологии» в психолого – педагогических исследованиях.

Можно остановиться на содержании рассматриваемого понятия данного в исследованиях Н.К. Смирнова, В.Д. Сонькина, О.В. Петрова. Например, Н.К. Смирнов считает, что здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология,по мнению В.Д. Сонькина, - это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

О.В. Петров считает, что система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (детей, педагогов и др.) называется здоровьесберегающей технологией. В эту систему автор включает:

· Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

· Учет особенностей возрастного развития детей и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям их памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д.

· Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

· Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности

Можно коротко осветить основные компоненты здоровьесберегающей технологии: аксиологический, гносеологический, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный.

А также рассмотреть основные функции здоровьесберегающей технологии: формирующую, информативно-коммуникативную, диагностическую, адаптивную, рефлексивная, интегративная.

Подготавливая ответ на второй вопрос необходимо рассмотреть классификацию здоровьесберегающих технологий:

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологииорганизации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Таким образом, здоровьесберегающую технологию можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Подготавливая ответ на третий вопрос необходимо дать анализ современных исследований разрабатывающих здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Можно рассмотреть здоровьетворящую технологию «Твори здоровье сам» разработанную в исследовании Л.В. Абдульмановой.

В работе моделируется здоровьесберегающее пространство ДОУ на основе здоровьетворящего принципа, который предполагает рассмотрение Человека как регулятора своего здоровья, участника его формирования. Здоровьетворящий отличается от здоровьесберегающего тем, что обеспечивает ребёнку возможность ощущать своё тело, состояние, окружающий мир для того, чтобы мыслью обозначить это состояние и определить те действия, которые позволят изменить его, то есть сотворить своё здоровье и ощутить радость от этого. Здоровьетворящий принцип определяет образовательное пространство, в котором с раннего возраста обеспечивается проникновение в сознание ребёнка значимости и ценности его здоровья как личностного смысла, потребности постоянно поддерживать своё тело и эмоции в состоянии равновесия – здоровья. При организации жизнедеятельности детей обеспечивается создание условий в образовательном пространстве дошкольного учреждения, определяющих своеобразный «круг здоровья» – от ощущений к рефлексии (здравомыслие), от мысли к слову (здравословие), от слова к действию (здраводеяние), круг замыкается на здравоощущении.

В исследовании выделены параметры конструирования здоровьетворящих технологий:

· игровая природа: в игровой деятельности и детском экспериментировании проявляется активность ребенка;

· - рефлексивная направленность: использование приемов и методов, обеспечивающих самостоятельное понимание, осмысление и осознание ребенком собственной позиции, прошлого опыта;

· необходимость педагогически организованного взаимодействия: максимальная эффективность личностного развития в детском саду достигается в совместной деятельности путем создания в группе особой эмоциональной психологической тональности общения и доверительного отношения педагога к детям; при этом взрослый выступает в роли не только организатора, но и соучастника;

· - смысловая полифония: в ходе интерпретации какого-либо культурного текста происходит выявление, реконструирование значений, смыслов сказочных образов, смыслового содержания, их действий и поступков;

· диалогичность: под диалогом понимается определенная коммуникативная среда, заключающая в себе механизм становления и самообоснования личности в условиях множественности культур;

· - учет индивидуальной траектории развития ребенка, особенностей психических процессов воспитания, памяти, мышления, воображения, а также его личностных свойств и качеств – целеустремленности, мотивационно-потребностной сферы, направленности, состояния активности;

· обязательность системы диагностирования эффективности приемов, используемых в работе с детьми;

· - карнавальность: развитие творчества ребенка происходит в праздничном действии, в фантазийном «выварачивании наизнанку» повседневного мира: отношение к празднику как к интегрированному способу становления социокультурного опыта детей (О.В.Дыбина, М.В.Корепанова, И.Э.Куликовская, В.И.Ляскало, Л.А.Парамонова, Т.Н.Таранова, Р.М. Чумичева и др.)

Технология «Твори здоровье сам» представлена:

· интеграцией средств (народная подвижная игра, музыкально-ритмические упражнения, танец);

· методов – познавательно-развивающих (проблемные ситуации, игровое моделирование, двигательные этюды и др.), оздоровительных (контрасты, пробы, упражнения, релаксация и др.), диалогово - рефлексивных (игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, работа с зеркалом и др.), экспериментальных (опыты, модели, схемы, упражнения и др.);

· форм организации жизнедеятельности детей (двигательно-игровая, интеллектуально-познавательная, оздоровительно-рефлексивная, тренирующая и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: