Лучшей гарантией успеха является обычно подстраховка, и потому
любые действия желательно осуществлять с учетом всех возможных
неприятностей со стороны противника или случайно подвернувшихся
свидетелей.
Отдельные приемы обеспечения безопасности (уход от слежки,
выявление прослушивания...) упоминались нами ранее, а здесь мы
разберем еще несколько встречающихся в практике стандартных ситуаций и
некоторые меры, ориентированные на их прикрытие. Будут рассмотрены:
1. Общие правила прямого общения.
2. Использование телефона.
3. Организовывание встреч.
4. "Уход на дно".
(1). Общие правила прямого общения
- стараться не вести информативные беседы открытым текстом на
людной улице или в общественном транспорте;
- не следует упоминать в открытом разговоре подлинных фамилий,
имен, общеизвестных прозвищ и адресов, а также не употреблять
"встревоживающую" терминологию;
- использовать для обозначения отдельных действий кодовые
наименования;
- самые тайные аспекты разговора (подлинные адреса, пароли, даты)
|
|
пишутся на бумаге, которая затем уничтожается;
- необходимо ориентироваться в технических возможностях систем
подслушивания и знать элементарные меры противодействия им (см. раздел
о получении информации...);
- при подмечании одним из собеседников во время разговора чего-то
настораживающего, партнер предупреждается особым словом ("атас"...)
или же жестом (палец к губам...) и вся беседа переводится в
нейтральное русло;
- если Вы знаете, что Вас подслушивают, информативные переговоры
лучше не вести или использовать их для дезинформации;
- когда Вас по всей видимости "слушают", а пообщаться все же
надо, то пользуются условным языком, где безобидные предложения имеют
совершенно другой смысл; используются также фразы, которые не следует
учитывать (о них обычно сообщается каким-либо обговоренным жестом, к
примеру, скрещиванием пальцев...), а зачастую и стандартные приемы
(покашливание, вкладыши во рту...) затрудняющие опознание говорящего;
- когда необходимо обеспечить полную тайну общения в людном
месте, используют методы условной (невербальной) связи, такие, как
язык жестикуляции, телодвижений и жестов пальцами, а также коды
опирающиеся на атрибутику одежды (разные положения головного убора,
галстучного зажима, носового платка...) или на манипулирование
подручными предметами (часами, сигаретами, ключами...).
(2). Использование телефона
А) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
- стараться обговаривать время чужих и собственных звонков и
ограничивать частоту контактов;
|
|
- не злоупотреблять беседами по собственному телефону (учитывая
что его могут прослушивать) и не давать другим без явной необходимости
свой номер (зная, что по нему несложно выйти на Ваш адрес);
- учитывать, что слушать могут как весь телефонный разговор (при
подключении на линии...), так и лишь то, о чем говорите Вы (заложенный
"жучок" или соседка дверью...);
- полезно встроить в аппарат простейшую "контрольку" (фиксирующую
падение напряжения...) на подключение к линии чужой аппаратуры;
- использовать АОН (автоматический определитель номера), а лучше
бы "анти-анти-АОН", чтобы не афишировать свой номер при вызовах
других;
- не полагаться на надежность любых радиотелефонов;
- междугородние и прочие фиксируемые контакты лучше осуществлять
с чужого "номера" по сотовому "двойнику" или радиоудлинителю (см.
раздел о шантаже...), а также через непосредственное подключение к
любой паре контактов в распределительном щите;
- для большей тайны переговоров можно задействовать шифраторы
(хотя бы простенькие импровизированные инверсоры и скремблеры), хотя
применение их способно резко стимулировать внимание других;
- не следует особо доверять защите посредством "зашумления" или
"подъема напряжения в линии";
- если вы не хотите "расшифровываться" собеседнику, то можно
попытаться изменить свой голос (посредством механических и электронных
штучек либо простым покашливанием, вытягиванием и разведением губ,
пережиманием носа...) и стилистический рисунок разговора
(использованием жаргона....);
- не забывать, что иной раз прослушиваются и телефоны-автоматы,
расположение которых легко вычисляется, как и всех прочих телефонов;
- если чужой звонок Вам нужен, но нет желания давать свои
координаты, используется промежуточный - с автоответчиком или живым
"диспетчером", который может либо знать, либо не знать (односторонний
вариант...) Ваш частный номер - телефон;
- в отдельных случаях возможно бессловесное использование
телефона, когда один, а чаще несколько "пустых" звонков в некоем ритме
являют некоторый код;
- конкретным сигналом иной раз может служить просто факт звонка
определенного лица при самом пустяковом разговоре, а также кодовое
упоминание неких имен при "ошибке номером".
Б) ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛОВЕСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
- не проводить деловые разговоры открытым текстом;
- не называть подлинных дат, фамилий, адресов;
- использовать кодовые наименования отдельных действий;
- пользоваться условным языком, в котором безобидные фразы имеют
совершенно другой смысл;
- звонить только по необходимости, хотя возможен также вариант
частых разговоров "не по делу" с одним и тем же человеком (тактика
"растворения информации").
В) БЕСЕДА ПРИ ПОСТОРОННИХ:
- весь диалог ведет партнер, а Вы лишь говорите "да" или "нет",
чтобы рядом стоящие ни капельки не поняли и не узнали;
- о том, что рядом посторонние, сообщается открытым текстом или
словесным кодом; беседу после этого должен вести партнер, которому не
подобает задавать каких-либо вопросов, требующих развернутых ответов;
- когда имеется прямой контроль не очень дружественного лица,
партнер предупреждается об этом обговоренной фразой-кодом (лучше в
приветствии...), после чего весь разговор ведется в пустопорожнем либо
в дезинформационном стиле;
- если один из собеседников считает, что телефон его
прослушивают, он сразу же старается предупредить об этом звонящих ему
посредством хорошо известной всем им фразы ("зубы болят"...) и
разговор затем сворачивается в нейтральное русло.
Г) ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩИМ ТЕЛЕФОНОМ (В КВАРТИРЕ, НА РАБОТЕ...):
- как можно менее использовать подобный телефон (в особенности -
|
|
"на прием"), если сие не связано с разыгрываемой ролью (диспетчер,
агент по рекламе...);
- звонить на данный телефон должен один и тот же человек;
- стараться не звонить излишне поздно и слишком рано;
- при попытке посторонних идентифицировать голос звонящего ("Кто
спрашивает?"...), ответить вежливо-нейтрально ("Сослуживец"...) и если
вызываемого нет, тотчас прекратить дальнейшую беседу;
- в сущности, несложно сделать и отдельный телефон, используя, к
примеру, кодовый разветвитель, так что при этом специфический набор
общего номера надежно обеспечит вызов только лишь Вашего аппарата,
нисколько не затрагивая соседний.