Во всех звеньях и на всех уровнях управления системы органов внутренних дел циркулируют многочисленные потоки информации, разнообразной по содержанию, форме и носителям. Ее назначение состоит в обеспечении успешного управления процессом функционирования системы. Но для того чтобы эффективно управлять необходимо не только владеть информацией, но и правильно ее оценивать (делать на ее основе определенные выводы, принимать решения и т.п.). Одним из этапов оценки информации является ее классификация. Четкая классификация информации позволяет руководителю осуществлять рациональное распределение ответственности за подготовку, обработку, хранение, передачу того или иного вида информации, определять порядок и режим работы с каждым видом документов (носителей информации), устных сообщений и распоряжений.
В этой связи необходимо отметить, что однозначной классификации информации не существует ввиду значительного разнообразия как самой информации, так и сфер ее использования. Основаниями для классификации могут служить различные признаки: область применения, целевое назначение, источники возникновения, маршруты перемещения, актуальность, срочность, степень гласности и др.
|
|
Так например, по источнику возникновения информация делится на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя информация "зарождается" внутри системы органов внутренних дел и представляет собой отчеты служб, подразделений, различного рода справки, акты и т.п.. Место возникновения внешней информации – внешняя по отношению к системе органов внутренних дел среда. К этой информации относятся письма, жалобы, заявления граждан, сообщения средств массовой информации, всевозможные справочные материалы и т.д.
По форме передачи выделяют следующие виды информации: устная (информация выраженная в речевой форме); визуальная (информация, содержащаяся в видеообъектах – видеокассеты, кинофильмы и т.п.); документальная (информация, содержащаяся в текстовых, графических или рисованных документах).
По секретности: секретная (особой важности, совершенно секретная, секретная); ограниченного пользования; открытая.
По степени актуальности: действующая, архивная.
Используя в качестве оснований для классификации другие признаки, можно выделить еще ряд разновидностей информации. Но поскольку используемая в управленческой деятельности системы органов внутренних дел информация тесно связана с реализацией целей и задач управления этой системы, то было бы целесообразно разделить управленческую информацию на две большие группы (вида): стратегическая информация и оперативная информация. Подобная классификация наиболее четко, на наш взгляд, отражает сущность двух одноименных видов управления в системе органов внутренних дел. Поэтому рассмотрим ее более подробно.
|
|
Безусловно, в силу специфичности свойств информации (подвижность и многоплановость), различия решаемых с ее помощью задач, а также временных интервалов ее использования, приведенное разделение носит весьма относительный характер. Так, к примеру, информация о появлении новых видов преступлений может носить как оперативный (в случаях единичного проявления этих преступлений), так и стратегический характер (в случае массового проявления), а следовательно, может использоваться как в оперативном, так и в стратегическом управлении органами внутренних дел.
В этой связи, представляется необходимым выделить основные признаки, отличающие стратегическую информацию от оперативной:
1. Решаемые задачи. Применительно к процессу управления, стратегическая информация призвана решать задачи, направленные прежде всего на достижение целей стратегического управления, которыми, как было ранее определено, являются развитие и совершенствование системы органов внутренних дел. Оперативная информация необходима для решения задач оперативного управления, целями которого являются стабилизация оперативной обстановки и придание устойчивости системе органов внутренних дел.
Хотелось бы отметить, что в данном случае рассматривается лишь основное предназначение названных видов информации, но это не означает, что стратегическая информация не используется в оперативном управлении, а оперативная информация - в стратегическом. Напротив, статистически накопленная и соответствующим образом переработанная оперативная информация ложится в основу стратегического управления. Также, в процессе оперативного управления, органы управления производят постоянное отслеживание и оценку отклонения реального направления развития системы органов внутренних дел (оперативная информация, характеризующая реальное состояние оперативной обстановки) с направлением, заложенным посредством стратегической информации в целях и задачах развития системы.
Масштабность рассматриваемых явлений как во временном и количественном их проявлении, так и по охвату (степени и объему охвата) элементов системы управления органов внутренних дел.
3. Степень агрегированности. Оперативная информация менее агрегированна, поскольку носит первичный характер по отношению к стратегической.
Таким образом, под стратегической информацией органов внутренних дел понимается информация, характеризующая основные цели и направления развития системы органов внутренних дел, а также информация, отражающая результаты и процессы достижения последних. Этот вид информации содержится в концепциях, планах, различного рода аналитических справках, отчетах об оперативной обстановке и тенденциях в изменении состояния ее элементов.
Под оперативной информацией, используемой органами внутренних дел, можно понимать совокупность данных, характеризующих оперативную обстановку [151] за определенный промежуток времени (в динамике развития) и используемых для реализации целей и функций оперативного управления органами внутренних дел. В этом ракурсе оперативная информация будет выступать в качестве основного элемента, образующего базу информационно-аналитической работы[152], сущность которой более подробно рассмотрим в следующей лекции. Более того, использование этого вида информации в полном объеме напрямую связано с оперативным управлением, которое выступает в качестве повседневной деятельности субъектов управления органов внутренних дел. Поэтому целесообразно рассмотреть оперативную информацию, используемую в органах внутренних дел, более подробно.
|
|
В этой связи, необходимо отметить, что используемая в оперативно-розыскной деятельности так называемая оперативная информация входит в состав оперативно-управленческой лишь как элемент, характеризующий оперативную обстановку, являясь при этом информацией первого уровня. По своей сущности оперативная информация является социальной. Поэтому в ее основе лежит массовое статистическое наблюдение, охватывающее все разнообразие условий, типов и форм развития изучаемого общественного явления. Оперативно-управленческая информация, с одной стороны, охватывает всю совокупность краткосрочных социальных процессов, проходящих в среде функционирования, с другой же отражает результативность краткосрочных процессов, реализуемых управляемой подсистемой, и ее возможности по их эффективному осуществлению. Оперативная информация должна содержать сведения “об отклонениях по всем показателям, которые... находятся в компетенции соответствующего уровня управления”[153].
В настоящее время аппараты управления органов внутренних дел в своей деятельности используют весьма многочисленную и разнообразную по содержанию оперативную информацию. Проведенный анализ литературы и нормативных документов позволяет определенным образом классифицировать оперативную информацию, используемую в деятельности аппаратов управления. Необходимо отметить, что четкая классификация информации имеет не только теоретическое, но и практическое значение в сфере управленческой деятельности органов внутренних дел. Она позволяет систематизировать информацию, осуществить рациональное распределение ответственности за подготовку, обработку, хранение, передачу того или иного вида информации, определить порядок и режим работы с каждым видом документов (носителей информации), устных сообщений и распоряжений. Таким образом, классификация служит основой совершенствования информационного обеспечения всей системы МВД.
|
|
Оперативная информация, используемая органами внутренних дел[154], может быть разделена на следующие виды: государственная и ведомственная оперативная статистическая информация (отчетность) – месячная; внеочередная оперативная информация о чрезвычайных происшествиях и опасных преступлениях; оперативная информация МВД, УВД – ежесуточная, декадная (недельная), месячная. На наш взгляд, подобная классификация оперативной информации, используемой органами внутренних дел, позволяет наиболее полно охарактеризовать все аспекты борьбы с преступностью, правонарушениями, а также деятельность органов внутренних дел. В этой связи подробнее остановимся на данной классификации.
Итак, государственная и ведомственная оперативная информация. Она является отчетной информацией о работе по линиям служб МВД России, состоянии преступности, результатах надзорно-профилактической деятельности органов внутренних дел. Вводится она, как правило, по инициативе тех или иных главков МВД России по актуальным вопросам борьбы с преступностью (приказ МВД РФ № 179 от 26.05.95 г. “Об утверждении форм статистической отчетности”).
Внеочередная оперативная информация о чрезвычайных происшествиях и опасных преступлениях представляется в МВД, УВД, центральный аппарат МВД России в соответствии с приказами МВД России. Своевременный и объективный доклад руководству и службам МВД России об опасных преступлениях, чрезвычайных происшествиях позволяет Министерству осуществить централизованное управление силами и средствами, контроль и оказание практической помощи местным органам внутренних дел избежать дальнейшего обострения обстановки.
Оперативная информация МВД, УВД включает ежесуточные, декадные (недельные) и ежемесячные сведения в пределах установленной МВД отчетности.
Необходимо отметить, что перечни (виды) и объемы рассматриваемой информации в тех или иных МВД, УВД различаются весьма значительно, поскольку это связано со спецификой оперативной обстановки на территории республики, края, области. Вместе с тем, ежесуточная информация, как правило, отражает:
- сведения, дифференцированные по видам преступлений и происшествий, зарегистрированных на подотчетной территории, по отдельным категориям лиц, совершивших преступления (например, ранее судимых, неработающих и т.п.);
- сведения о наличии, расстановке и использовании сил и средств (эти сведения содержат обобщенные данные о количестве дежурных нарядов, постов, патрулей милиции и т.п.);
- сведения о результатах оперативно-служебной деятельности конкретных служб по борьбе с преступностью, обеспечению охраны общественного порядка и безопасности.
Декадная информация неразрывно связана с суточной. Тем не менее, имея в основе данные суточной информации, она носит самостоятельный характер, включая дополнительные, более укрупненные показатели. Декадная информация формируется нарастающим итогом и содержит обычно следующие группы сведений:
- Зарегистрировано преступлений и происшествий; раскрыто и предупреждено преступлений.
- Результаты деятельности органов внутренних дел по линиям служб.
- Фактическое участие сотрудников служб в раскрытие преступлений.
Ежемесячная оперативная информация базируется на всем комплексе данных, предусмотренных государственной и временной оперативной статистической отчетностью, которая была нами рассмотрена. Она характеризует состояние и динамику преступности и иных правонарушений, результаты деятельности служб и подразделений, состояние сил и средств органов внутренних дел и, в основном, обеспечивает решение задач комплексного анализа оперативной обстановки и принятия управленческих решений по реагированию на ее изменения.
К оперативной информации, характеризующей внешнюю среду функционирования органов внутренних дел и поступающей в информационную систему извне, можно отнести следующие ее виды: государственно-политическая; нормативная; экономическая; социально-демографическая; географическая; социально-психологическая; научно-техническая; о состоянии правопорядка; о работе других подразделений силовых структур.
Примечательно, что порядок, формы и объемы оперативной информации, формирующейся в органах внутренних дел, регламентированы достаточно жестко. Передача и обмен этой информацией в соответствии с приказом МВД России № 994 от 6 декабря 1999 г. осуществляется с использованием магнитных носителей, локальных компьютерных сетей и ведомственной магистральной сети передачи данных. Естественно, что при передачи данных должна обеспечиваться защита от несанкционированного доступа.
Рассматривая любой вид информации, используемой в деятельности аппаратов управления органов внутренних дел нельзя не отметить основные требования, предъявляемые к ней. Тем более, что возникающие при формировании этой информации несоответствия данным требованиям могут отрицательно влиять на процесс принятия решения и его выполнения, в ходе реализации возникших или поставленных перед органом (подразделением) внутренних дел задач[155].
Перечень основных требований и соответствующих отрицательных последствий, возникающих в случае несоответствия им, представлен в виде таблицы (Таблица 1).
Таблица 1. |
Основные требования к информации в системе управления органов
внутренних дел.
№ п/п | Требования к информации | Возможные отрицательные последствия в случае несоответствия информации указанному требованию |
1. | 2. | 3. |
1. | Своевременность | Запаздывание информации затрудняет своевременное принятие управленческого решения, увеличивает степень риска, может принести значительный ущерб |
2. | Надежность (главными характеристиками надежности являются: достоверность, полнота, объективность) | Основное количество ошибочных решений в системе управления ОВД обуславливается недостаточной надежностью получаемой ими информации |
3. | Логичность и лаконичность, в определенной степени формальность (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткость временного интервала передачи сообщения, соответствие структуры сообщения требованиям системы) | При отсутствии или недостаточности этих качеств увеличиваются временные затраты на переработку и усвоение информации, усложняется задача хранения сообщения в памяти субъекта управления |
1. | 2. | 3. |
4. | Легкость, доступность в восприятии (краткость, наглядность, выразительность) | При отсутствии или недостаточности одного из соответствующих свойств субъект управления (руководитель ОВД) затрачивает дополнительные силы и время, обращаясь за разъяснениями к помощникам или в соответствующие инстанции |
6. | Системность и комплексность | Отсутствие данных свойств информации значительно снижает эффективность принятия управленческих решений, особенно в условиях обострения оперативной обстановки и повышении степени неопределенности |
7. | Соответствие поступаемой информации полномочиям и компетенции субъекта управления | Несоблюдение этого требования приводит к возникновению проблемы избыточности либо недостаточности информации с соответствующими отрицательными последствиями плюс дополнительные потери времени субъектов управления |