Субъекты международного права

Понятие субъекта международного права непосредственно связано с оценкой предмета международно-правового регулирования. Субъекты международного права не обязательно должны быть одинаковы с точки зрения их правовой природы и объема международных прав и обязанностей. Главное здесь состоит в том, чтобы их участие в международных отношениях регулировалосьнепосредственно международным правом. Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с понятием субъективного права, регулируемых правовыми нормами. Участники международных отношений, которые обладают правами и обязанностями, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к списку субъектов международного права. Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка. В их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а так же осуществление мер по предупреждению и исполнению норм через различные формы международно-правовой ответственности.

Субъектом МП может быть государство способное реализовывать свои права и обязанности посредствам прямого участия в международных отношениях (международная дееспособность) и в его подчиненности международному правопорядку (правосубъектность). И в этом смысле, международная правосубъектность равнозначна, международной дееспособности.

В международных правоотношениях от имени субъектов международного права выступают представляющие их органы или специально уполномоченные должностные лица.

Современная ситуация, знаменуется существенными переменами в международных отношениях, их структуре, объеме и соответственно в предмете правового регулирования. Естественно теорию международного права побудило совершенствовать определенные взгляды и на оценку понятия и видов субъектов международного права. И здесь ничего нет противоестественного в эволюции самих международных отношениях и подходе понятия и видов субъектов. Ранее в течение длительного времени статус субъекта международного права признавался только за государствами и их государственным суверенитетом ─ как основное свойство субъекта. Естественно, что не все государства того времени могли претендовать на статус субъекта, а только цивилизованные народы или государства (особый статус). Поэтому в ходе исторического развития общества и государств, народы и международные общественные организации могли получить признание в качестве субъектов международного права.

В теории международного права получила развитие концепция особого статуса его субъектов. Но это не главная черта. Основное же свойство субъекта ─ это юридическая способность к самостоятельным международным действиям; путём создания согласованных международно-правовых норм; независимое осуществление прав и обязанностей,установленных этими нормами.

Отличительная и главная черта субъектов международного права выражается в том, что они (субъекты) не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, то есть, они занимают независимые друг от друга положения.

Физические лица (индивиды) и юридические лица (хозяйствующие субъекты) находятся под властью и юрисдикцией своих государств, то есть не обладают независимым положением в международных делах, и их международно-правовой статус отрицался. В действующие международно-правовые акты и реальное состояние международных правоотношений обуславливает потребности нового подхода к оценке понятия и вида (категории)субъектов международного права.

Если взять из общей теории права понимание субъекта международного права, то понятие субъекта международного права с юридической возможностью будет характеризоваться как участник в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, наделенного для этого правами и обязанностями. Исходя из этого понятия, в число субъектов международного права должны входить: юридические и физические лица; международные хозяйственные объединения; неправительственные организации; составные части отдельных, прежде всего федеративных государств, в пределах допустимых внутригосударственным конституционным правом.

В литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории (виды): это

1. первичные (основные) и вторичные (производные) субъекты МП:

· категорию основных (первичных) субъектов составляют: -

прежде всего и главным, образом ГОСУДАРСТВО (под которым понимается ─ территория, население и суверенная власть или политическая, социальная, экономическая и духовная организация общества). Государство обладает государственным суверенитетом и в силу своего образования (возникновения), приобретает международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей имеющий всеобъемлющий характер.

· категория производных (вторичных) субъектов.

Это преимущественно международные межправительственные организации. Они порождены волеизъявлением государств ─ именно как субъекты международного права ─ в этом специфика их юридический природы. Следовательно, их правосубъектность производная, функциональная, индивидуализированная.

2. государственные образования, то есть исторически сложившиеся политико-территориальные или политико-религиозные образования (Ватикан). Сюда можно отнести нации, народы, борющиеся против колониализма, за создание собственного государства (национального суверенитета).

3.нетрадиционные субъекты:

а) международные неправительственные организации (например, Международный Комитет Красного Креста, Конвенция о защите жертв войны (1949 г.)).

б)юридические (хозяйствующие) субъекты и физические лица, наделенные конституционными полномочиями ─ выходящие за рамки самой конституции, то есть имеющие международно-правовой характер.

Из перечисленных субъектов международного права можно выделить также субъекты: (1) правосоздающие (нормотворческие) и правоприменительные - это государства и международные организации и (2) только правоприменительные (многовидовые хозяйствующие субъекты; неправительственные организации).

Короче говоря, круг правоприменительных субъектов международного права шире, чем круг нормотворческих субъектов. И этот круг не ограничивается только субъектами международного права, а охватывает субъекты государств там, где есть договорная регламентация по выполнению договорных обязательств -это субъекты конституционного права, административного, гражданского или уголовного права, субъекты международного гуманитарного права, финансового права и др., например, субъекты права внешних сношений.

2.2 Международная правосубъектность государств. Государственный суверенитет.

Международная правосубъектность универсальна. С понятием субъекта связана обобщающая характеристика соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин «международная правосубъектность» присущ не только науке, но и многим международно-правовым актам. Например, «Декларация о принципах международного права» о том, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств» или ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву «Орган по морскому дну обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижение целей».

Другие документы: «Декларация о сотрудничестве между РФ и Организацией экономического сотрудничества и развития».Статья 3 так и называется «Правосубъектность организации»; ст. 4 и ст. 1 Римского статута Международного уголовного суда «Суд обладает международной правосубъектностью»; в Уставе Объединенного института ядерных исследований о том, что «Институт в соответствии со статусом межправительственной организации обладает международной правосубъектностью».

Иногда употребляется термин «правоспособность» при регламентации международного статуса субъекта, но в это содержание включается комплексный смысл к самостоятельному осуществлению прав. Так Венская Конвенция о праве международных договоров в ст. 6 предусматривает, «каждое государство обладает правоспособностью заключать договора».

Правосубъектность субъектов воплощена в объеме их прав и обязанностей. И естественно они не однородны для всех субъектов.

Изначальными являются основные права и обязанности, которые в свою очередь делят на:

-основные общесубъективные, то есть присущи всем категориям субъектов.

-субъективо-видовые, свойственные определенным категориям субъектов.

К первой можно отнести: например, право участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами вообще и ко второй ─ право участвовать в создании международно-правовых норм путем заключения международных договоров, то есть, для определенной группы субъектов.

Основные обязанности государств определяются содержанием основных принципов международного права (например, сотрудничество с другими странами, невмешательство во внутренние дела других государств и др.).

Для других субъектов международного права обязанности вытекают из их Уставов и других учредительных документов. Они на основе волеизъявления, могут быть как общие, так и индивидуальные. П рава и обязанности, могут изменяться при заключении новых договоров. Каждое государство, участвуя в международном договоре, принимает на себя определенные обязательства и согласовывает с другими свои правомочия. Вместе с тем оно фиксирует в договоре права и обязанности своим компетентным органом, должностным лицам государства, гражданам.

Верховенство государства в пределах своей территории, самостоятельность и независимость во взаимоотношениях с другими государствами в своей совокупности составляют государственный суверенитет. Суверенитет государство осуществляет в рамках международного права с учетом уважения суверенитета других государств. Таким образом, государство ─ как субъект международного права, обладая суверенитетом, не может осуществлять своей власти в отношении другого государства. Равный над равным власти не имеет(один из постулатов Римского права).

В силу суверенного права само государство обладает определенным иммунитетом:

· неподчинение законодательства одного государства другому (т.е. действия определяются собственным законодательством и нормами международного права);

· неподсудность судебным органом другого государства;

· политический, экономический суверенитет.

Статья 79 Конституции РФ предоставляет право РФ участвовать в международных организациях и передавать им часть своих полномочий, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

Таким образом, правосубъектность государства существует в силу своего суверенитета независимо от воли других субъектов международного права, и сохранятся до тех пор, пока существует само государство.

Постоянно-нейтральные государства. Постоянно-нейтральные государства ─ это международно-правовой статус государства. Таким считается то государство, которое взяло на себя обязательство в одностороннем порядке или в соответствии с договором соблюдать постоянный нейтралитет. То есть, не вступать в военные союзы; не допускать на своей территории военного присутствия в мирное и военное время; воздерживаться от действий, которые могут вовлечь в войну; выступает против создания военных баз, против оружия массового уничтожения; активно сотрудничает в сфере разоружения; укрепляет доверие и сотрудничество.

Постоянный нейтралитет не влечет за собой утраты суверенитета и международной правосубъектности, за исключением ограничений военного характера. Однако, в целях самообороны государство может содержать свои вооруженные силы, военные укрепления, участвовать в международных организациях.

Например, в прошлом таким статусом обладала Бельгия (1831-1919 гг.), Люксембург (1867-1944 гг.).

В настоящее время: Швейцария (подписан акт о признании и гарантиях постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенность ее территории 8 ноября 1815 г.) и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Подписали соглашение Австрия, Великобритания, Франция, Россия, Пруссия и Португалия. В таком же порядке и таким же нейтралитетом обладает Австрия, Лаос (Женева, 23.07. 1962 г. Декларация о нейтралитете Лаоса), Камбоджа, Мальта, Туркменистан. Таким образом, полноправный субъект международного права может обладать статусом постоянного нейтралитета, его правосубъектность и суверенитет не могут быть ограничены (за исключением военного характера). 15 мая 1955 г. был подписан государственный договор (США, СССР, Англия, Франция) о независимости и территориальной ценности Австрии. А 26.12.1955 г. Австрийский парламент принял Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (в ст. 1 закреплено, что «Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете»).

Статья 1 Конституции Туркмении закрепляет «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международного права ─ государство ─ обладает статусом постоянного нейтралитета и не может служить ограничением его суверенитета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: