Международное право окружающей среды (международное экологическое право)

Охрана окружающей среды – становится одной из глобальных проблем человечества. Они могут решаться только общими усилиями государств жизненно требуемой международного сотрудничества (совместные согласования действий государств, международных организаций на всех уровнях; региональном, локальном, мировом).

Охрана окружающей среды (ООС) особенно остро обозначалась в конце 20 века. Причины: хозяйственная деятельность человека; научно-техническая революция; новая технология; появление и распространение новых видов оружия; рост населения и потребности человека; катастрофы техногенного характера и др. Всё это способно повлечь масштабные вредные последствия и даже уничтожить всё живое на Земле (например: последствия оружия массового уничтожения, эпидемии, катастрофы атомных реакторов, АЭС и др.).

Развитие человеческой цивилизации нередко сопровождается бесхозяйственностью, бесконтрольностью вмешательства в природные процессы, нарушение экосистем. Возникла опасность экономической катастрофы.

Всё это послужило точкой к развитию правового регулирования, как на уровне национальных правовых систем так и норм международного права окружающей среды.

Государства обладают суверенитетом над своей территорией в том числе природными ресурсами. Принцип суверенитета отражён и в нормах международного права. Так на Стокгольмской конференции 1972г. была принята Декларация об окружающей среде “Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды”, а ГА ООН 1962г. в резолюции подтвердила “неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами”.

Таким образом, нормы международного права рекомендуют государствам в силу суверенного права разрабатывать собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды:

- рационально использовать природные ресурсы;

- учитывать потенциальные возможности;

- не допустить необратимые последствия;

- осуществлять воспроизводство.

“Пользуйся так своим, что бы не вредить другому” только один из принципов международного права (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г.)

Государства несут международную ответственность за экологический ущерб.

Межгосударственные споры об ущербе за загрязнение рассматривают арбитражные и судебные суды.

В настоящее время право окружающей среды стало договорным. В зависимости от объекта (предмета) регулирования выделяются: договоры по охране океана, земной атмосферы, животного и растительного мира, биоресурсов; договоры по воздушному и космическому пространству, водно-болотных ресурсов и др. (например, экономические аспекты военной деятельности). Договоры, соглашения, конвенции, декларации применяются как на локальном, региональном так и мировых уровнях.

Примером могут служить:

- Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954г. (объект из универсальных договоров).

- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972г.

- Конвенция о водно-болотных угодьях имеющих международное значение главным образом в качестве место обитания водоплавающих птиц 1971г.

- Конвенция о биологическом однообразии 1992г.

- Конвенция ООН об изменении климата 1992г.

Региональные договоры (локальные):

- Конвенция о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992г.

- Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992г.

- Конвенция по защите окружающей среды района Балтийского моря 1974г.

- Соглашение о сохранении белых медведей 1973г.

- В регионах СНГ – Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды 1992г.

Заключены (заключаются) двухсторонние договоры:

- Соглашение РФ и Канады о сотрудничестве в области окружающей среды, а также с Монголией, ЮАР, Японией, Беларусь и другими, (например, Договор СССР и США о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в Чрезвычайных ситуациях 1982г.; соглашение между РФ и Белоруссии о совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы. В РФ приняты: Закон РФ 1991г. (изм.93г.) “Об охране окружающей природной среды”, ст.92 закрепляет принципы международного сотрудничества.

- Федеральный закон от 22.03.95 “О животном мире” (ссылается на нормы международного права ст.12,13,14) называет объекты животного мира экономической зоны). В развитии международного и российского законодательства приняты постановления правительства “ Об обеспечении выполнения положений протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1997г.; “О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающие из Конвенции о международной торговли видами дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения 1994г.и др.

Выделяются две формы сотрудничества: договорная (нормативная) и организационная.

В 1972г. в Стокгольме по решению ГА ООН состоялась конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Она приняла Декларацию принципов – свод правил и рекомендаций ГА ООН учредить программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая стала международной организаци ей.

Стокгольмскую декларацию дополняет качественно конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992г. в Рио-де-Жанейро. Она приняла Декларацию Рио об окружающей среде и развития.

Постоянные международные структуры:

- ООН и её главный орган - ГА и Экономический и Социальный совет.

- Всемирная организация здравоохранения (одна из функций – проблема загрязнения) 1903г.

- Международная морская организация (ИМО) – охрана морской среды.

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) вопроса охраны земель, лесов, вод, фауны и флоры.

- Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – разрабатывает международные стандарты авиашума (ЮНЕСКО – научные исследования).

- Международная организация по атомной энергии (МАГАТЕ) – обеспечение мирного использования атома и программа защиты человека и окружающей среды от радиации.

Неправительственная организацияМеждународный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) – разрабатывает международные программы, проводит совещания и конференции, готовит Конвенции.

На региональном уровне играют: ЕС, ЕЭН ООН, Северный Совет, ОБСЕ.

В рамках СНГ учреждены Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экономический фонд.

Упоминавшаяся международная организация ЮНЕП, обладает специальной компетенцией, т.е. полностью занимается окружающей средой. Имеет совет управляющих (главный руководящий орган), секретариат во главе с директором – исполнителем и фондом окружающей среды.

В Мехико (1994г.) учреждён Международный суд экологического арбитража и примирения (международный экологический суд) – неправительственный орган. Могут обращаться все субъекты права (государство, организации, общественные организации, физические и юридические лица).

Он может выступить в качестве третейского суда. В этом случае выбирается нечётное количество судей.

В компетенции суда: споры и возмещение вреда за трансграничные загрязнения окружающей среды; о выявление и прекращение экологически вредной деятельности; об использовании и охране природных комплексов и др. вопросы.

Охрана воздушного (планетарной среды) и космического пространства.

В ходе производственно- хозяйственной деятельности предприятий, учреждений идёт большой выброс токсичных веществ, тепла, производственных отходов. Отходы могут переноситься на большие расстояния наносящие ущерб экономическим системам. Тем более ущерб наносится не только самому государству, населению, но и другим государствам.

Данная проблема обсуждалось на широкой основе на ранее названной Стокгольмской конференции 1972г., уделялось ей в заключительном акте СБСЕ в 1975г. В 2003г в Москве проходил экологический форум, РФ 2004г ратифицировала Киотский протокол о сокращении выбросов в атмосферу. США против такого протокола (ранее указывалось-30% всех выбросов приходится на США). На основе Конвенции о физической защите ядерных реакторов приняты законодательные акты.

По нашей инициативе в 1977г. была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

Главная цель – предотвращение вредного искусственного влияния на климат, природу (погодная война). Данное воздействие может вызвать град, сильные дожди, снегопад и наоборот засуху, наводнения, оползни, селевые потоки. Приняв Конвенцию государства – участники обязались не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, имеющие долгосрочные, серьёзные и широкие последствия; не побуждать, не поощрять к таким действием.

В Конвенции 1979г. трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, государства выразили решимость охранять окружающую среду; проводить консультации, обмен информацией, мониторинг, политика борьбы с вредными последствиями и т.д.

Надо отметить угрозу загрязнения атмосферы радиоактивных выбросов от испытаний ядерного оружия, выбросов в атмосферу радиоактивных веществ от аварий на АЭС и других установок, объектов (примером может служить чернобыльская трагедия, последствия которой ощутимы и сегодня).

В этой связи в 1986г. в Вене были заключены две Конвенции: “Об оперативном оповещении о ядерной аварии и помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации”.

Деятельность в космическом пространстве способствует изменению физических условий околоземного пространства; появлению озоновых “дыр” и истощению озонового слоя, что приводит к проникновению солнечной радиации опасной для живых организмов. Загрязнение космоса в результате опасных экспериментов ядерных и иных взрывов не только в атмосфере, космосе, но и любой наземный и подземный взрыв. В 1963г. в г. Москве подписан Московский договор о запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. По Договору о космосе 1967г. государства-участники “осуществляют изучение и исследование космического пространства, луну и другие небесные тела, избегая их вредного загрязнения”. Хотя и сами научные работы в какой-то степени загрязняют атмосферу (космический мусор).

В 1985г. принимается Конвенция об охране озонового слоя, а в 1987г. Протокол по веществам, разрушающих озоновый слой: Конвенция ООН об изменении климата, т.е. не допустить “парникового эффекта”, грозящего климатическими изменениям (речь идёт о стабилизации концентраций парниковых газов на определенном уровне).

Охрана морской среды.

Ранее рассмотренные вопросы, а так же международные договоры, законодательства национальных правовых систем надо рассматривать в общем, контексте охраны окружающей среды.

Женевская Конвенция по морскому праву 1958г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982г. налагают на государство обязанность охранять морскую среду обитания. Прежде всего, от загрязнения нефтью, нефтепродуктами, радиационными отходами.

Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954г.:

- запрещает слив нефти и смеси с судов, танкеров;

- обязывает государства – члены оборудовать порты установками по приёму остатков нефти с судов.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972г.:

- выделяет сбросы, для которых требуется специальное разрешение (предварительное);

- и сбросы, которые вообще запрещены (хлорорганические соединения, ртуть, кадмий, нефть и её смеси, радиоактивные материалы пластмассы, материалы биологической и химической войны.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря судов 1973г.; предписывает запрет на сброс любых веществ, включая нефть, ядовитые вещества, сточные воды и мусор со всех видов судов, за исключением военных кораблей.

Ряд районов имеют жёсткий режим (Персидский залив, Оманский залив, Красное море, Чёрное и Средиземное море). Конвенция устанавливает единые стандарты. Прибрежные государства имеют право инспектировать суда, осуществляя судебное преследование.(Международная Конвенция 1969г. относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973г. – Протокол о вмешательстве относительно иных веществ, чем нефть).

Стороны могут принять серьёзные меры, а прибрежное государство принудительные меры вплоть потопить судно, если есть реальная угроза загрязнения побережья.

Возмещение ущерба предусмотрено Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969г.; Конвенция 1971г. предусматривает создание Международного фонда для компенсации ущерба за загрязнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: