Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним, в уме нашем, понятие о каком-нибудь предмете; так, например, произнося слово ОГОНЬ, мы представляем себе эту стихию, со всеми её признаками, т.е. светом, жгучестью и горением, хотя бы в это время, как мы говорим, мы и не видим огня; когда мы говорим слово ЛОШАДЬ, то представляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т.е. отличительною фигурою, гордою поступью, быстротою бега, хотя мы и не видели перед собою лошади, когда о ней говорили. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса...
* Что называет критик «условными знаками»?
* При помощи «условных знаков» опишите (подобно автору), что вы представляете, произнося слова «любовь», «русалка», «гнаться», «весёлый».
* Продолжите мысль: «Слова языка могут выступать знаками объектов реальной действительности...»
Задание 2. Проанализируйте тексты. Какие определения языка следуют из данных высказываний?
I. Языки суть естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определенным законам.
II. Язык по существу есть сам человек. Язык служит посредником для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное орудие, при помощи которого он оказывает воздействие на внешний мир.
(М. Нордау).
Задание 3. Прочитайте стихотворение А. П. Сумарокова «Эпистола о русском языке», написанное в 1747 г. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Для общих благ мы то перед скотом имеем,
Что лучше, как они, друг друга разумеем
И помощию слов пространна языка
Всё можем изъяснить, как мысль ни глубока.
Описываем все, и чувствие, и страсти,
И мысли голосом делим на мелки части.
Приняв драгой сей дар от щедрого творца,
Изображением вселяемся в сердца.
То, что постигнем мы, друг другу сообщаем
И в письмах то своих потомкам оставляем.
* Объясните значение выделенных слов. Укажите в стихотворении обороты речи, которые сейчас не употребляются. Какой этап развития русского национального языка характеризует данная лексика? Какой пометой эти слова сопровождаются в словаре?
* Для чего служит язык?
* Какой заголовок вы бы дали стихотворению?
* Как вы понимаете строчки «мысли голосом делим на мелкие части»? Какие еще «части» (единицы языка) составляют его систему?
* О каком свойстве языка говорит строка «с помощию слов пространна языка все можем изъяснить, как мысль ни глубока»?
* О реализации каких функций языка говорится в этом стихотворении? Подтвердите свои предположения текстом.
Задание 4. Выразите при помощи невербальных средств общения следующие значения. Какие виды жестов вы при этом используете?
Проходите сюда; говорите тише; этого делать нельзя; который час; уходите; позвоните мне; запишите; пора заканчивать; до свидания; привет; сыт по горло; подвезите меня; подумайте; он болтун; дайте мне слово; дайте мне; сдаюсь; я не знаю; дайте поесть; ненормальный; дайте закурить; отлично; это пустяк; это явление распространенное; ничего не поделаешь.