В основу учебного пособия положены следующие принципы обучения взрослых:
· пособием можно пользоваться для самообучения;
· слушатель принимает активное участие в обучении, поскольку заинтересован приобрести соответствующие навыки;
· в процессе обучения происходит обмен опытом между участниками и руководителем семинара;
· отводится время на размышления и исправления, предлагаемые участниками;
· обучение проходит в атмосфере взаимного уважения;
· во время занятий участникам обеспечивают психологически комфортную обстановку.
В учебном пособии используются следующие методы обучения:
выступление – доклад руководителя семинара или приглашенного специалиста по изучаемой теме;
практические примеры – письменное описание реальных жизненных ситуаций, используемых для анализа и обсуждений;
ролевые игры – двое и более действующих лиц разыгрывают роли по сценарию в зависимости от задач изучаемой темы;
имитация – воспроизведение реальных жизненных ситуаций;
обсуждение в подгруппах – участники делятся опытом и идеями или решают вместе какую-то проблему.
Роль руководителя семинара
Задача руководителя – сделать содержание каждого урока предельно четким и ясным для участников. Контакту с аудиторией способствуют перечисленные ниже методы преподавания.
Несловесное общение.
· При разговоре старайтесь смотреть в глаза участникам группы. Избегайте выделять кого-либо из слушателей, относитесь ко всем ровно.
· Двигайтесь по комнате, не отвлекая внимание участников. Старайтесь не ходить и не обращаться к группе с таких мест, откуда вас плохо видно.
· Кивайте, улыбайтесь или как-то еще реагируйте на слова участников, чтобы показать, что вы их слушаете.
· Стойте перед группой, особенно в начале занятия. Важно выглядеть спокойно и в то же время уверенно.