Тема 11. Средневековая культура Европы V- XV века

Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества. Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов.

Средневековая культура заимствовала от древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественнонаучные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история - к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся, формируя церковную иерархию. Она отвергала светское знание, фальсифицировала античных авторов, ревниво оберегала античные книги в недрах монастырских библиотек. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на "темные века". Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна.

В эпоху раннего Средневековья ведущие позиции занимает искус­ство франков, так как Франкское государство занимает в этот период почти всю территорию Европы. Искусство V — VIII веков нередко именуется искусством меровингов, поскольку у власти в это время находилась династия Меровингов. По своему характеру это искусство было еще варварским, дох­ристианским, и в нем преобладали элементы язычества и идолопоклонства. Наибольшее развитие в этот период получает:

прикладное искусство, связанное с изготовлением одежды, ору­жия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжка­ми, подвесками, узорами и орнаментом;

миниатюра — книжная иллюстрация.

Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья дости­гаетпри Каролингах (VIII — IX века), сменивших династию Меровингов, и особенно при Карле Великом — легендарном герое эпической поэмы "Песнь о Роланде". В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варварский характер. Потому-то это время иногда называют "каролингским возрождением". Особую роль в этом процессе играл Карл Ве­ликий. Он создал при своем дворе настоящий культурно- образовательный центр, назвав его Академией, окружил себя выдающимися учеными, философами, поэтами и художника­ми, вместе с которыми осваивал и развивал науки и искусство. Карл всячески способствовал восстановлению прочных связей с античной культурой. Памятником этого периода выступает собор Карла Великого в Аахене.

К концу эпохи раннего средневековья между Западной и Восточной церковью произошел окончательный разрыв (1054 г.), церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви - "католической" (в западной транскрипции) или "кафолической" (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римско- католической, а Восточная - греко-кафолической, т.е. Православной (ортодоксальной, правоверной). Окончательно формируется Си́мвол веры - система главных догматов вероучения:

· искупительная миссия Иисуса Христа;

· предстоящее второе пришествие Христа;

· страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Спасение людей от духовной смерти, приобщение мира к божьей жизни, царствию божию как высшей цели. Путь в Царство открывает вера в Иисуса Христа как сына Бога, посредника между богом и человечеством. Десять заповедей пророку Моисею: не будет у тебя других богов, не сотвори себе кумира, не произноси имя господа всуе, помни день субботний посвяти его господу, почитай отца и мать, не убий, не прелюбодействуй, не укради. Не лжесвидетельствуй, не завидуй ближнему.

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от греч. hairesis - особое вероучение)- сознательного отклонения от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Например, показательна история катарской ереси, папы римские даже неоднократно воевали с ними (Альбигойские войны XIII век).

Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция (от лат. ingusitio - розыск), которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего в женщин, и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании, например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.

Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом.

Многие монастыри были центрами образования и культуры. В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви, которая составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования, в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности, - так называемые "семь свободных искусств": грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник. Кроме монашеских школ, существовали также "внешние" школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

Для Византии периода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную философию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако в середине IX в. в Константинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий (ок. 810 или 820 - 890-е гг.) - составитель "Мирно-библиона" - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.

В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса - поэма "Беовульф", написанная около 700 г. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается "Старшая Эдда" - сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях.

Начало зрелого периода Средневековья X столетие — оказа­лось крайне сложным и трудным (вторжения­ венгров, сарацинов и норманнов). К концу X века положение постепенно нормализуется, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.

В XI — XII веках значительно возрастает роль монастырей, ко­торые становятся главными центрами культуры, при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII - IX вв. развитие умственной жизни в Х - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах.

Книг было мало, и стоили они дорого. Например, в начале XI в. "Грамматика" стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в Х-Х1 вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии. В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Виднейшим университетским ученым Англии XIII в.был Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160), объединявший четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.

Теология оказывала свое влияние и на средневековую университетскую науку. Теология (греч. слово, учение) - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе принимаемых как божественное откровения. Патристика- учения, выработанные отцами церкви, которые стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Патристикарассматривала абсолют как сущность, первопричину и цель всех вещей и непостигаемые разумом «истины откровения». Схоластика - средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. Также схоластика - знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом, они составили основу средневековой университетской науки. Благодаря ей сохранялось наследие античных мысли­телей, она способствовала совершенствованию и углублению ло­гического мышления. Одним из главных философов был доминиканец Фома Аквинский (XIII век), который разра­ботал христианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога. Второй- францисканец Роджер Бэкон (XIII век), стремившийся вывести философию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и самоцен­ность науки в целом.

В целом же этап нового подъема искусства получил условное название "романского периода". Он приходится на XI — XII века, хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII век, а во Франции во второй половине XII века уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства — с явным преобладани­ем культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние антич­ного и византийского зодчества. Главным типом постройки является усложняющаяся базилика.

Суть романского стиля — геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко исполь­зуются арки, а окна и двери делаются узкими. Романское искусство - это замок-крепость, или храм-крепость. Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость Бога. Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги.

Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции (Церковь в Клюни (XI век), Церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферране (XII век)). Светская архитектура романского стиля явно уступает церков­ной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений (замок Шато Гайар на Сене (XII век)). В Италии Церковь Сант Амброджо в Милане, а также со­борный ансамбль в Пизе (XII — XIV века). В него входит гран­диозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаме­нитая "Падающая башня", а также баптистерий, предназначен­ный для крещения. В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходит­ся на XII век. Наиболее замечательные соборы оказались со­средоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе, Майнце и Шпейере. При всех различиях, в их внешнем облике много общих черт, и прежде всего — устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах вы­сокие башни. Особо выделяется собор в Вормсе.

К началу XIII века романский период уступает место готическо­му периоду. Термин "готика" также является условным. Он возник в эпоху Возрождения и выражал довольно презритель­ное отношение к готике как культуре и искусству готов, то есть варваров.

Готическая архитектура представляет собой органическое единст­во двух составляющих — конструкции и декора. Суть готиче­ской конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания, которая зависит от верного распределения сил тяжести.
Готическая конструкция включает три главных элемента:

• свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы;

• система так называемых аркбутанов (полуарок);

• мощные контрфорсы.

Своеобразие наружных форм готического сооружения заклю­чается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов. Постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орна­ментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами. В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была "пламенеющая готика" - здания украшали тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом, а форма окон стала напоминать пламя горящей свечи.

Колыбелью готики стала Франция. Собор Парижской Богома­тери (XII - XIII века) стал подлинным шедевром ранней готи­ки. Особого выделения заслуживают церковь Сен Шапель, со­боры Амьена и Реймса (все XIII века).

В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь яв­ляется собор в Кельне (XIII - XV, XIX века). Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестмин­стерское аббатство (XIII — XVI века), капелла Королевского колледжа в Кембридже (XV — XVI века).

В XIII веке город, а вместе с ним и вся культура городского бюргерства начинают играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и универси­тетам. В искусстве возникают две важные черты — возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистиче­ских тенденций.

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - памятник французского народного героического эпоса - "Песень о Роланде", в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. В XII в. появляются рыцарские романы - эпический жанр средневековой литературы, сменивший героический эпос; в центре образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре. Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского (ум. ок. 1220 г.) "Тристан и Изольда" о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII - XIII вв. - "Песнь о Нибелунгах", повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе "Песни о Нибелунгах" лежат древние германские сказания.

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии ее представители - миннезингеры (певцы высокой любви) - сами исполняли свои произведения. Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в так называемой "куртуазной" (придворной) поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям.

Значительным явлением в литературе Франции XII - XIII в. внесли ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов. Важнейший памятник английской литературы XIII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

В XII - XIII вв. быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества- городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви ее служителями, по мере развития городов становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные, действия разыгрываются уже не на латыни, а на местном языке и не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни (миракли, мистерии).

Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особый драматический жанр - моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу.

Новым важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079 -1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение "Да и нет", в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, а они пользовались у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

Музыку в средние века рассматривали как науку, как познание. Музыку делили на "мировую" и "человеческую". Последняя могла быть "теоретической" и "практической", то есть музыкой в собственном смысле слова. Что же касается "теоретической" музыки, то она, связанная с познанием мира, "мировой" музыки, представляла собой не что иное, как философию математики.

Конец средневековья и начало новой эры были отмечены появлением колоссальной личности. Это итальянский поэт Данте Алигьери (1265-1321), последний поэт средневековья и одновременно - первый поэт Новой эры в истории культуры - Возрождения. Его самое значительное произведение -"Комедия", которую современники охарактеризовали как "божественную". "Комедия" охватывает все стороны современной итальянской жизни, является, по выражению В.Белинского, "полным выражением жизни средних веков". Грандиозная по объему, она делится на три части: "Ад", "Чистилище", "Рай". Характеры самых разных героев показаны здесь психологически точно, и несмотря на наличие в "Комедии" элементов средневековой схоластики и туманных аллегорий, это произведение - предвестник новой эры в истории культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: