Тема 13. Культура Европы в новое время XVII-XVIII веков

Новое время в истории Западной Европыохватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным. XVII век стал началом коренных изменений в мировой исто­рии. XVIII век известен прежде всего как эпоха Просвещения. В XVII веке имели место большие потрясения, например, Английская буржуазная революция (1640 — 1660; 1688 - 1689) и Тридцатилетняя война (1618 - 1648), его можно назвать веком сосуществования старого и нового: феодализма и ка­питализма, абсолютной монархии и буржуазной республи­ки, католицизма и протестантизма, гума­низма и индивидуализма, науки и искусст­ва.

В социально-политической области усиливается феодальный строй, принимающего форму абсолютной монархии. Поэтому XVII век – это эпоха абсолютизма. Но растет тенденция к капитализму, об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три стадии (перв. пол. века - абсо­лютная монархия, затем- буржуазная республика, после 1689 г- хоть и монархией, но по сути буржуазно-капиталистическая страна).

А буржуазная Голлан­дия в XVII веке стала настолько сильной и могущест­венной, что увядающая монархическая Испания уже не по­мышляла о восстановлении над ней своего прежнего господ­ства. Даже во Франции (классическая аб­солютная монархия) королевская власть в борьбе с феодальной аристократией опиралась на буржуазию.

XVII век - время формирования национальных культур. С сер. XVII в. и до сер. XX в.- Париж будет выступать в качестве при­знанной столицы мировой культуры и искусства. Этому спо­собствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилет­ней войны Франция приобрела политическую гегемонию в За­падном мире. Наряду с формированием национальных культур все отчетли­вее прорисовываются контуры единой мировой культуры. В це­лом же в XVII веке Западная Европа выходит на ведущие по­зиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток — прежде всего Китай.

Несмотря на то, что ре­лигия вновь стала опорой общественного строя, усилилось религиозное чувство сохранилась тенденция к секуляризации, этому способствовали раскол католицизма и протестантизм. Религия утрачивала роль универсального, всепроницающего и объединяющего начала, становясь в один ряд с другими явлениями культуры.

XVII столетие можно с полным правом назвать веком науки и научной революции. Среди ученых особого упоминания заслу­живают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торричелли. В математике и физике настоящую революцию осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Нью­тон и др., в астрономии — И. Кеплер, в биологии — У. Гарвей, в химии Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям на­званных и других ученых были созданы фундаментальные тео­рии практически всех явлений окружающего мира — жидкости, газа, твердого тела, Земли, неба и всей Вселенной. XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изо­бретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим опти­ческим приборам была создана современная астрономия. Микро­скоп явился основой для прогресса биологии. По своей значимости наука уравнивается с философией. Многие философы начинают рас­сматривать науку в качестве главного средства позна­ния природы, и ее изменения (англ. философ Ф. Бэкон (1561 -1626) и фр. философ Р. Декарт (1596- 1650). Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, со­ставившие методологию развития науки вплоть до наших дней. В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм при­нимают новую конфигурацию. Человек впервые предстает как преобразователь природы. Наука выступает главным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX века, когда разразится экологический кризис. Некоторые философы начинают воспринимать науку как обра­зец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы (1632- 1677), назвавшего свой основной труд весьма своеоб­разно: "Этика, доказанная в геометрическом порядке".

XVII век стал и веком искусства. По числу великих ху­дожников XVII век, превосходит все остальные. Причем, если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII веке искус­ство переживает подъем во всех европейских странах, а особенно Фран­ция. В искусстве:

• религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излиш­ней патетики;

• среди художников исчезают универсальные личности, харак­терные для эпохи Возрождения;

• наблюдается усиление субъективного начала в искусстве.

В живописи самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и анимализм (изображение животных). Растает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.

В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567 — 1643), напи­савший оперу "Орфей". Возникают кантаты и оратории.

Главным стилями в искусстве XVII века выступают барокко и классицизм.

Барокко возникает в конце XVI века в Италии. Слово "барокко" означает "странный", "причудливый". Для стиля характерны динамичность образов, напряженность, яр­кость, изящность, контрастность, стремление к величию, па­радности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реально­сти и иллюзии, повышенная эмоциональность и чувственность. Барокко явилось стилем аристократической элиты уходящего феодального общества, стилем католической культуры.

Ярким представителем итальянского бароккоявляется римский архитектор, скульптор и живописец Дж. Бернини (1598 -1680)- скульптур­ные работы "Аполлон и Дафна", "Экстаз св. Терезы".Многие его произведения оказа­лись сосредоточенными в главном памятнике католического Рима - соборе св. Петра, например, площадь перед собора.

П. Рубенс (1577-1640)- фламандский художник, самый знаменитый представитель европейского барокко. Универсальная личность, был близок к гуманистам, знал шесть языков, включая латынь. Он не был ученым и изо бретателем, но разбирался в астрономии и археологии, проявлял интерес к часам без механизма, к идее вечного движения, следил за новинками в философии, понимал толк в политике и активно участвовал в ней. Больше всего он любил саму человеческую жизнь. Одной из центральных тем его творчества является женщина, любовь и ребенок, как естественный и прекрасный плод любви ("Венера и Адонис", "Юнона и Ар­гус", "Персей и Андромеда", "Вирсавия"). Его произведения наполнены бурным динамизмом ("Битва амазонок", "Похищение дочерей Левкиппа", "Охота на львов", "Охота на кабана").

Портреты, созданные Д. Веласкесом (1599 - 1660), принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Хотя в портретах Веласкеса обычно отсутствуют жесты и движение, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Веласкесу удавалось в портрете передать характер человека, показать противоречивость черт его характера («Портрет папы Иннокентия Х», «Инфанта Маргарита Австрийская»).

Родиной классицизма стала Франция. Если барокко отдает предпочтение чувствам, то классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит ан­тичное искусство. Главными его принципами являются яс­ность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония.

Французский художник Пуссен (1594 - 1665) - основоположник классицизма в живописи. Его произведения пластичны, созданы чисто художественными, живописными средствами, с комбинацией линий и цвета, доставляя эстетическое удовольствие. В них присутствуют экспрессия и выразительность, с помощью которых художник вызывает в нем состояние души, которое испытывал сам. Разум сочетается у него с любовью к плоти и чувственности ("Венера и Адонис", "Спящая Венера", "Вакханалия" и др.). В начальный период творчества у Пуссена преобладают полотна на исторические и религиозно-мифологические темы ("Похищение сабинянок", "Взятие Иерусалима", "Аркадские пастухи). Затем на передний план выходит тема гармонии человека и природы ("Триумф Флоры", "Пейзаж с Полифемом", "Пейзаж с Орфеем и Эвридикой" и др.). Природа и человек образуют единое целое ("Времена года").

Идеальный классицизм в архитектуре воплощен в Версальском дворце, построенном по воле французского короля Людовика XIV. Этот грандиозный ансамбль включает в себя три величественных дворца и огромный парк с бассейна­ми, фонтанами и скульптурами. Его отличают строгая планировка, геометричность парковых аллей, величавость скульптур, подстриженные деревья и кусты.

Некоторые искусствоведы считают, что в это же время возни­кает и реализм. Реалистическую тенденцию в искусстве XVII векапредставляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606 — 1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянского живописца Караваджо (1573 — 1610), оказавшего большое влия­ние на многих художников. Жанровые по своей сути персонажи картин Караваджо, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. Он никогда не чуждался нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Жертвоприношение Авраама», «Юдифь и Олоферн»).

Искусство Рембрандта в некотором роде занимает срединное положение между барокко и классицизмом. В его произведе­ниях можно обнаружить черты этих двух стилей. Главное своеобразие искусства Рембрандта заключается в том, что в европейской живописи возникло новое направление – психологизм (изображение богатой духовной жизни человека). Портрет не только становится самостоя­тельным жанром, но и достигает невиданных высот ("Апостол Павел в темнице", "Христос в Эммаусе" и др.). После знаменитого "Ночного дозора" эти тенденции еще более усиливаются. Особенно ярко они про­являются в полотнах "Портрет старика в красном", "Порт-

рет старушки", а картина "Синдики" становится вершиной искусст­ва группового портрета. В последний период творчества Рембрандт вторгается в новую для европейского искусства проблему - пробле­му одиночества человека ("Философ", "Возвращение блудного сына").

XVII столетие стало "золотым веком" театра. В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре "Глобус". Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого те­атра считается Лопе де Вега (1562 - 1635), написавший около 200 пьес ("Соба­ка на сене"). Выдающимся представителем испанского барокко стал Педро Кальдерой (1600 - 1681), создавший про­изведения в разных жанрах (комедия "С любовью не шутят", драмы "Стойкий принц" и "Жизнь есть сон"), посвященные нравственной силе человека.

Стиль классицизма представляет французский театр, переживающий невиданный расцвет, успех и славу которому обеспечили: П. Корнель (1606 — 1684,), Ж. Расин (1639 - 1699), Ж.Б. Мольер (1622 - 1673) – («Мещанин во дворянстве», «Тартюф»).

XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвеще­ния. Родона­чальником идеологии Просвещения считается англ. философ Д. Локк (1632 - 1704). Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694 - 1778), Ш. Монтескье (1689 - 1755), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И.В. Гете, И. Канта и др., в США — Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.

Основу идеологии составили понятия "естественного состояния", "естественного права", "природы человека", "общественного дого­вора", разума, прогресса, "светлого будущего" и т. д. Период естественного состояния человечества,под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали "золотым веком", поскольку он был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принци­пы ничем не гарантировались. Общество должно было заду­маться об их защите. Так возникло государство, а вместе с ним - власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в ре­зультате сознательного соглашения, "общественного договора" между людьми. С возникновением государства естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появле­ние означало рождение цивилизации. По мнению просветителей, феодальный строй уступить место новому обществу, в котором указанные прин­ципы разума и естественного права будут вновь восстановлены. На пути к "светлому будущему" просветители видели два глав­ных препятствия: абсолютная монархия и Церковь. А средствами построения нового общества вы­двигаютсяПросвещение и воспитание.

В своем убеждении в возможности создания справедливого об­щества просветители полагались:

на просвещенного монарха, "государя-философа", "мудреца на троне", который будет способен сознательно избавить общест­во от несвободы, несправедливости и других пороков;

• веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

Просветители выдвинули следующие решения ряда конкретных проблем:

• концепцию политического плюрализма ( Монтескье). В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законода­тельную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона;

концепцию человека, его прав и свободы. Ее основные идеи и положения нашли отражение в знаменитой "Декларации прав человека и гражданина" (1789), которая про­возгласила неотъемлемыми правами человека свободу лично­сти, слова, совести, равенство пред законом, право на борьбу против угнетения, неприкосновенность ча­стной собственности.

В Англии просветительская мысль сложилось уже в послереволюционную эпоху (после «Славной революции» 1688-1689) в философских и политических теориях Дж. Локка. В условиях быстрого технического прогресса и возраставшего экономического могущества Англии популярностью пользовалось учение о всеобщей гармонии (А. Шефтсбери и др.). Критике подвергались лишь моральные изъяны общества, устранимые просвещением и прогрессом. Просветители прославляли экономическое процветание, покорение природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах (Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1719)). Однако некоторые просветители отвергали миф о гармонии и универсальном добре и утверждали, что в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления (Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»). Идеализированный «естественный человек» с его добродетелями одерживает в романах Филдинга верх над силами эгоизма и своекорыстия. Английские «вольнодумцы» 18 в. -Дж. Толанд, А. Коллинз, Дж. Пристли и др. - пропагандировали культ разума, призванного заменить слепую веру, равенство людей от рождения, свободу совести и др.

Во Франции Просвещение заимствовало многие идеи у англичан, но французы применяли их в преддверии революции. Просветительская критика была здесь более действенной и получила огромный общественный резонанс, будучи направлена в первую очередь против феодальных учреждений, а не общественных нравов. Идейными вождями французских просветителей 18 в. были Вольтер и Ш. Монтескье. Они боролись с религиозным мировоззрением, выступая против католической церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад в разработку просветительской философии истории. Веря в исторический прогресс, они обычно не связывали его с политическим развитием масс, возлагая надежды на «просвещенного монарха» (Вольтер) или пропагандируя конституционную монархию по английскому образцу и «разделения властей» (Монтескье). Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах и др. были материалистами и атеистами. После выпуска «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751-1780) распространилась антифеодальная критика на все области идеологии. По мере приближения революции появлялись более радикальные произведения, например, Ж. Ж. Руссо «Об общественном договоре...», 1762. Руссо считал, что, избавившись от сословного строя, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя интересов общества. В будущем разумном обществе вместо суммы личных интересов, конкурирующих между собой, установится единая воля, носителем которой выступит государство». Новая гражданственность ограничит благо каждого во имя блага всех.

В Германии Просвещение отражало протест против феодальной раздробленности, абсолютистского произвола, идейной нетерпимости. Труды Х. Томазия, Г. В. Лейбница, Х. Вольфа знаменуют ранний, оптимистический этап Просвещения, связанный с утверждением всемогущества разума, который способен разрешить любые противоречия реального мира. Философы стремились отделить философию от теологии, обосновать свободную от религии светскую мораль, эмансипировать научное знание. И только с конца 50 -60-х гг. 18 в. усилились критика существующего строя, протесты против феодального произвола. Г. Э. Лессинг первым выступил с обличением феодальной тирании, осуждением религиозной нетерпимости. Также он обосновывает принципы эстетики просветительского реализма. Ф. Г. Клопшток открывает традицию гражданской лирики, утверждает самобытный путь немецкой поэзии. И. И. Винкельман, в противовес немецким условиям жизни, превозносит породившую великое искусство демократию древних греков. И. Г. Гердер утверждает единство исторического процесса, развивает принципы историзма и национального своеобразия в искусстве. Эти идеи оказали большое влияние на деятелей немецкого Просвещения, связанных с движением «Бури и натиска» (70-х гг. 18 в). Это движение отразило рост антифеодальных настроений (творчество молодого И. В. Гёте, ранние драмы Ф. Шиллера, пьесы Ф. М. Клингера и Я. М. Р. Ленца, баллады Г. А. Бюргера, лирика и публицистика К. Ф. Д. Шубарта и др.).

Просвещение в России, его черты сформулировал В. И. Лениным: 1) вражда «... к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области»; 2) «... защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России»; 3) «... отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян,...искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому». Основные идеи Просвещения в России и Западной Европе были схожи. Особенностями русского Просвещения можно назвать: острота в постановке крестьянского вопроса, преобладание в числе просветителей выходцев из дворянства, воздействие на Просвещение противоречий буржуазного развития западных стран, с одной стороны, и реформ царизма - с другой. Русские просветители, объединённые задачей борьбы с крепостничеством и феодальной идеологией, расходились во взглядах при разработке программ реформирования сфер общества. Одни отстаивали идею просвещённого абсолютизма, надеясь на реформы сверху. Другие считали необходимым приобщить к науке и активному созидательному творчеству трудовой народ, предлагая идею общенародного восстания, установления демократической республики и политического равенства всех граждан. Некоторые просветительские идеи встречались у деятелей «учёной дружины» Петра I (Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев) и в ещё большей степени у М. В. Ломоносова (критика церкви, идея внесословности и просвещённого абсолютизма).

Расцвет русского Просвещения (1760-80-м гг.) начинается с произведений Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, С. Е. Десницкого и др., которые возлагали надежды на «просвещённого монарха», справедливые законы, основанные на естественном праве, смягчение нравов в результате распространения образования и правильного воспитания. Они выступали за пробуждение национального самосознания и достоинства личности, за патриотизм. В сатирических журналах Новикова, в комедиях Фонвизина осуждались помещичье «жестокосердие», невежество, грубость нравов как результат растлевающего влияния крепостнических отношений. Идеал русского просветителя 18 в. - гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам дворянин (Стародум, Правдин в «Недоросле»). В педагогических трудах Новикова вопреки официальной педагогике на первом месте стоял человек, его личность, его счастье.

Распространение идей просвещения вызвало противодействие российского правительства и церкви. Екатерина II, состоявшая в переписке с многими западноевропейскими просветителями и прослывшая среди них «мудрецом на троне», с русскими просветителями вела борьбу в печати и путём репрессий. Фонвизину было запрещено издавать задуманный им журнал (1788), Новикову -продолжать книгоиздательское дело, сам он был заключён в крепость (1792). Вынуждены были прекратить издательскую деятельность И. А. Крылов (1793) и И. Г. Рахманинов, предпринявший издание сочинений Вольтера (из 20 томов вышло 4). Выход из тупика, в котором оказалась просветительская мысль, был найден А. Н. Радищевым. Он отверг упования на «просвещённого монарха», на благотворную силу просвещения, выдвинул идею народной революции против самодержавия. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) стала вершиной русского П. 18 в., а автор её — родоначальником революционного направления в русском Просвещении. Идеология русских просветителей начала 19 в. (В. В. Попугаев, И. П. Пнин, А. П. Куницын и др.) была умеренной. Первой попыткой претворения идей в жизнь было движение декабристов, деятельность и литературное творчество которых (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер и др.) отличали идеи гражданского служения, активной борьбы за воплощение идеалов общечеловеческой свободы и разумного общества.

Большинство просветителей, особенно французских, придержи­валось культурного универсализма, исходя из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех "природа человека", что при всем многообразии наций и наро­дов существуют всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности. Поэтому мировая культура вполне возможна. Сторонники культурного релятивизма, родоначальником кото­рого считается И. Гердер, утверждают, что единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, рус­ские и т. д., что существуют одни только национальные куль­туры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня, как проблема соотношения между нацио­нальными и общечеловеческими ценностями.

Религия впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком и Церкви выступает Вольтер. В целом XVIII век отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.

Философия XVIII века развивалась в тесном единстве и со­трудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание "Энциклопедии" в 35 томах под редакцией Дидро и Д' Аламбер, она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии нау­ки, искусства и ремесел.

В XVIII столетии завершается научная рево­люция, и наука(естествознание) достигает сво­ей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим:

• объективность знания;

• опытность его происхождения;

• исключение из него всего субъективного.

В целом искусство XVIII века, по сравнению с XVII, представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстриру­ет ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Искусство ста­новится более естественным, ближе к реальной действительно­сти, вторгаясь в социальную жизнь, борьбу и политику. Искусство XVIII векавыступает во многом прямым продолже­нием века предыдущего. Основными стилями по-прежнему ос­таются классицизм и барокко. В то же время наблюдается дробление искусства на тенденции и направления. Возникают новые стили рококо и сентиментализм.

Классицизм представляет в первую очередь французский ху­дожник Ж.-Л. Давид (1748 -1825). В его творчестве ("Клятва Горациев", "Смерть Марата", "Коронация Наполеона I" и др.) нашли отражение большие исторические события, тема граж­данского долга.

Барокко посте­пенно утрачивает свое влияние, и к середине XVIII века ут­верждается стиль рококо. Одним из самых известных его пред­ставителей является художник О. Фрагонар (1732 - 1806). Его "Купальщицы"- настоящий апофеоз жизни, чувственной ра­дости и наслаждения. Изображаемые плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздуш­ными и даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность, изящество, изысканность, свето­вые и воздушные эффекты. Именно в таком духе написана картина "Качели".

Сентиментализм (втор. пол. XVIII в.) противопоста­вил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей сентиментализма стал Ж.-Ж. Руссо. Ему при­надлежит известное высказывание: "Разум может ошибаться, чувство - никогда!" В своих произведениях ("Юлия, или Но­вая Элоиза", "Исповедь" и др.) он изображает жизнь и забот простых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, кри­тически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриар­хальный крестьянский быт.

Самые великие художники XVIII века выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ватто (1684 - 1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746 - 1828).Творчество Ватто ("Утренний туалет", "Пьеро", "Паломничест­во на остров Киферу") находится ближе всего к стилю рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубен­са и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи.Своим творчеством Ф. Гойя ("Портрет королевы Марии-Луизы", "Маха на балконе", "Портрет Сабасы Гарсия", серия офортов "Капричос") продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью, особенно с искусством Веласкеса. Гойя принадлежит к чис­лу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный национальный характер.

Музыкальное искусство переживает невиданный подъем и рас­цвет. XVIII век по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытесняя живопись. Музыку XVIII века представляют такие имена: Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов особого внимания заслуживают И. С. Бах (1685 -1750) и В. А. Моцарт (1756 - 1791).

И.С. Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он ус­пешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творчество Ба­ха составляет вершину искусства полифонии. В области вокаль­но-драматической музыки самым знаменитым шедевром является кантата "Страсти по Матфею", повествующая о последних днях жизни Христа. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка. В области музыки для клавира - "Хорошо темпери­рованный клавир", представляющий собой своеобразную энцик­лопедию стилей музыки XVII — XVIII веков.

В произведениях австрийского композитора В. А. Моцарта принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентимента­лизма. Его можно назвать первым великим романтиком в музыке. Его твор­чество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы. Наиболее известными среди них яв­ляются "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". Особого выделения заслуживает также "Реквием".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: