1. Возникновение новой формы мотивации, основанной на росте доверия между работодателем и работником.
2. Гибкий график работы, позволяющий каждому работнику индивидуально строить свой рабочий день с учетом своего семейного положения.
3. Увеличение производительности труда и как следствие — его оплаты.
4. Сокращение транспортных расходов.
5. Возможность участвовать в производственном процессе определенных социальных групп населения — инвалиды, матери-одиночки, пенсионеры и др.
Возможности телеработы (телекомпьютинга) ограничиваются:
· видом деятельности предприятия в целом;
· типами задач, решаемых отдельными группами работников;
· формой контроля результатов труда и системами его оплаты;
· психофизиологическими особенностями работников (например, потребность личного общения с сослуживцами, недостаточная самодисциплина и др.).
Для внедрения телеработы на предприятиях необходимо:
1. выделить круг работ, которые могут выполняться дистанционном режиме;
2. отобрать сотрудников, которые могут работать в режиме телекомпьютинга,
3. протестировать этих сотрудников на предмет того, смогут ли они справляться с такого рода работами;
4. обозначить взаимосвязи как с сотрудниками, работающими в дистанционном режиме, так и с теми, кто работает в традиционных условиях офиса предприятия.
5. разработать систему контроля результатов работы в дистанционном режиме (необходимость фиксирования моментов начала и завершения работы);
6. разработать систему оплаты труда и надбавок, отражающих особенности работы в дистанционном режиме и др.;
Проблемы использования телекомпьютинга (телеработы):
1. наличие мощной компьютерной техники, работающей круглосуточно и обрабатывающей большой объем циркулирующей информации;
2. наличие специалистов, обслуживающих вычислительную технику;
3. проблемы защиты информации;
4. проблема подготовки и преемственности кадров;
5. сокращение визуального общения сотрудников между собой.
Возможности использования НИТ для решения задач кадровой службы еще до конца не исследованы.
Одна из этих задач — принципиально новый подход к обучению: применение обучающих мультимедиа-систем.
Особенности работы с мультимедиа-системой:
1. необязательность наличия у обучающихся специальной подготовки, т.к. имеется интуитивно понятный интерфейс;
2. использование распространенной операционной системы Windows;
3. возможность распечатки необходимого текста;
4. упрощение процесса обучения при максимальной задействованности визуальных средств представления информации (компьютерной графики, анимации, объемных изображений, фотографий);
5. наличие проработанного методического материала (лекций в форме слайдов, звуковое дикторское сопровождение, игровые ситуационные задания, система контроля знаний, нормативные и справочные документы, позволяющие выполнять ситуационные задания и отвечать на контрольные вопросы).
Использование интерактивных технологий обучения в кадровых службах практически не задействовано. Основные причины:
1. Недостаточно активная рекламная компания обучающих мультимедиа-систем;
2. Недостаточная осведомленность работников кадровых служб о наличии такого рода систем.
Преимущества процесса интерактивного обучения по сравнению с традиционными:
· отпадает необходимость устной договоренности и оформления организационных документов, связанных с составлением договоров с учебными структурами, заполнением документов на оплату услуг преподавателей;
· не возникает вопросов аудиторного характера, т.е. не требуется наличия специального помещения, наглядных пособий, сопутствующих технических средств;
· наглядное представление учебных материалов способствует более быстрому и качественному усвоению материала (работает и зрительная память).
Для использования интерактивных технологий обучения в кадровых службах, необходимо учитывать:
1. Методический аспект – необходимо составить обоснованный перечень профессий и должностей, обучение (или переобучение) по которому может осуществляться в условиях интерактивных технологий;
2. Маркетинговый аспект – работники отдела кадров должны знать, где, по каким ценам и какие обучающие системы можно приобрести, а в случае отсутствия – сформулировать задачу и заказать проектирование системы по индивидуальному заказу. Предприятия, специализирующиеся на создании интерактивных обучающих систем, в Интернете размещают сайты, на которых размещают различного рода информацию, а также прайс-листы компакт-дисков;
3. Практический аспект – любые знания, полученные в виртуальном пространстве, следует апробировать на действующих объектах или в реальных ситуациях. Для этого необходимо иметь специальные задания и критерии оценки их выполнения;
4. Актуализация содержания обучения - функционирование любой изучаемой предметной области со временем претерпевает изменения, т.е. знания подвержены моральному старению. Поэтому либо разработчики сами отслеживают возникающие модификации, редактируют программное обеспечение и бесплатно заменяют эксплуатирующиеся версии, либо работники кадровой службы составляют задания на корректировку и передают их для реализации разработчикам;
5. Технический и технологический аспекты – процесс обучения ориентирован на использование компьютеров, обладающих определенными техническими характеристиками и имеющих выход в Интернет.
Проверить свои способности к такого рода обучению можно с помощью опросников, расположенных на одном из сайтов (можно посмотреть в журнале PC WEEK