Структура и состав КИС

Главная цель КИС – поддержать функционирование и развитие предприятия, цель существования которого – получение прибыли за счет некоторой основной деятельности.

Сферы деятельности могут быть очень разными: производство, строительство, торговля и др., но на верхнем уровне задачи управления в подобных организациях будут весьма схожими – организовать управление поступающими на вход предприятия ресурсами таким образом, чтобы на выходе получить запланированный (ожидаемый) результат. Это означает, что в основу деятельности предприятия (и его ИС) должен быть заложен некоторый формально описываемый закон управления, позволяющий однозначно сказать, какой бизнес-результат будет получен, если на входе мы имеем определенное воздействие.

В случае промышленного производства признанным международным законом управления, уже заложенным в сотни зарубежных интегрированных систем, считается стандарт MRP-II.

Правомерен вопрос, в каком отношении находятся КИС и ИСУП (интегрированные системы управления предприятием)?

На рынке широко представлены интегрированные системы управления предприятием (чаще именуемые ERP-системами). В редких случаях они могут называться КИС. Во всех других случаях имеют место следующие различия:

1. КИС, в отличие от ИСУП, нельзя выбирать, ее можно только строить;

2. КИС всегда уникальна, поскольку отражает стиль управления и предпочтения высшего руководства конкретного предприятия, в то время как ИСУП вполне может быть тиражируемым решением;

3. ИСУП – фундамент КИС, поэтому КИС невозможна без ИСУП;

4. ИСУП отвечает за оперативный учет, КИС – за полный спектр управленческих действий (от учетных операций до стратегического планирования);

5. ИСУП имеет ярко выраженную отраслевую направленность, в то время как КИС носит более абстрактный характер;

6. КИС более уникальна и дороже, чем ИСУП, поскольку ее построить существенно труднее.

Термин корпоративная означает, во-первых, способность ИС работать в распределенной структуре (корпорации), которую отличает множество территориально разбросанных филиалов. Во-вторых, этот термин предполагает полнофункциональность (как по вертикали, так и по горизонтали). Если какое-либо программное обеспечение автоматизирует только деятельность бухгалтерии или склада, то это еще не КИС, а одноаспектная автоматизированная система учета и анализа (финансового, материального и проч.), коих великое множество, как на российском, так и на зарубежном рынке.

Управленческую структуру можно условно разбить на два слоя: нижний – оперативный (или операционный, как иногда его называют) и верхний – стратегический.

На вход КИС поступает информация об основных ресурсах, которыми необходимо управлять (финансовых, материальных, кадровых, информационных), в то время как ее выходом является результат основной деятельности предприятия. По мере движения вверх по пирамиде, при переходе из слоя в слой, происходит структурирование первичной информации, так что попадающие к высшему руководству (вершина структуры) отчеты содержат уже всего несколько величин, самых существенных для выработки стратегических решений по управлению и развитию предприятия.

Интегрированные системы управления предприятием, в основном, охватывают слой, осуществляющий оперативный учет (OLTP – On-Line Transaction Processing), и слой, в котором хранятся структурированные корпоративные данные. Вместе они образуют управленческую ИС нижнего уровня, позволяющую менеджерам видеть разнообразную информацию в дружественном для себя виде (напр., главного бухгалтера интересуют изменения в графике потоков денежных средств). Все тиражные ИСУП можно рассматривать как некую основу, фундамент для построения КИС.

Опыт и российских, и зарубежных предприятий однозначно подтверждает, что ни одна крупная КИС не состоит только из одной тиражной системы (ERP или не ERP). Всегда остаются бизнес-задачи, не охваченные ее функциональными возможностями. Важно, чтобы добавление дополнительных функций происходило с сохранением интегрированности (информация вводилась бы в систему один раз и все изменения в связанных объектах производились бы под жестким контролем ИС).

Стратегический слой начинается с систем поддержки принятия решений (DSS – Decision Support System), которые могут включать средства многомерного анализа данных (OLAP – On-Line Analytic Processing). Используемые на этом уровне специальные математические методы позволяют прогнозировать динамику различных показателей, анализировать затраты по разным видам деятельности, формировать бюджеты. Такие средства, как правило, не входят в состав ИСУП, а являются разработками третьих фирм.

Венчающая структуру КИС система выработки стратегических решений по управлению и развитию может вовсе обходиться без информационных технологий, ограничиваясь принятыми на предприятии способами утверждения долгосрочных планов: заседанием совета директоров, коллегиальным обсуждением, мозговым штурмом и проч. Надо сказать, мозговой штурм и стратегическое планирование (когда формируется одно видение будущего и прописываются шаги для его достижения) все больше теряют популярность. Более предпочтительным признается сценарное планирование. В этом случае детально прорабатывается и планируется множество вариантов (сценариев) развития с максимальным учетом индивидуальных мнений участников обсуждения. Это позволяет в дальнейшем из имеющегося набора быстро выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от изменения ситуации и в соответствии с этим осуществлять тактические действия.

В заключение можно сказать, что КИС – это еще и характеристика уровня развития предприятия, и если оно не прошло предшествующие этапы (приведение в порядок организационной структуры, а также период офисной или локальной автоматизации), то вряд ли сможет сразу совершить гигантский скачок. Поэтому о КИС следует говорить там, где уже накоплен реальный (положительный и отрицательный) опыт информатизации деятельности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: