ТЕМА 7. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг

Вопросы:

1. Понятие и цели государственного регулирования рынка ценных бумаг.

2. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ.

3. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг в РФ.

4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг: основные задачи и функции

1. Понятие и цели государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование является необходимым условием эффективного функционирования фондового рынка и обеспечения финансовой безопасности страны.

Методы государственного регулирования, как правило, направлены не на запрет и ограничения, а на стимулирование интересов участников РЦБ и координацию их действий, на контроль за выполнением установленных правил и норм поведения.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех участников РЦБ и проводимых ими операций со стороны уполномоченных государственных органов.

Государственное регулирование РЦБ имеет следующие цели:

Ø реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;

Ø обеспечение безопасности РЦБ для всех его участников;

Ø поддержание правопорядка на РЦБ и создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

Ø защита участников РЦБ от недобросовестных, преступных организаций и отдельных лиц;

Ø создание эффективного механизма функционирования РЦБ, обеспечивающего свободный и открытый процесс обращения ценных бумаг и их ценообразования.

Сам процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает следующие элементы:

- формирование нормативно-правовой базы функционирования РЦБ, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, которые определяют порядок функционирования рынка и должны выполняться всеми участниками РЦБ;

- создание государственных органов, участвующих в регулировании РЦБ;

- отбор профессиональных участников рынка ценных бумаг, удовлетворяющих определенным требованиям по квалификации, опыту и капиталу;

- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками РЦБ норм и правил функционирования рынка;

- обеспечение доступности и открытости информации о РЦБ для всех участников;

- систему санкций за невыполнение норм и правил, установленных на рынке.

В мировой практике различают две сложившиеся модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Их можно условно классифицировать на европейскую и американскую модели.

О европейской модели можно говорить достаточно условно, поскольку в каждой стране используются свои механизмы государственного регулирования экономики и фондового рынка. Однако европейская модель государственного регулирования РЦБ включает следующие основные элементы:

1) В европейских странах достаточно мало законов, специально посвященных регулированию РЦБ, хотя первый закон, специально посвященный фондовому рынку, появился в 1720 г. под названием «Закон о мыльных пузырях», который был посвящен защите инвесторов от биржевых спекулянтов. В основном же регулирование всех форм деятельности, связанной с эмиссией и обращением ценных бумаг, встроены в многочисленные законы и правила, касающиеся ведения любого бизнеса;

2) В европейских странах государственное регулирование складывалось эволюционным путем, поэтому регулирование не опирается на какую-либо конкретную теоретическую концепцию;

3) Важнейшим моментом, определяющим специфику европейской модели, является господство банков на фондовом рынке. В европейских странах действуют универсальные банки, занимающиеся разнообразными операциями с ценными бумагами и выполняющие брокерско-дилерские операции. Поэтому государственные органы чаще воздействуют на фондовый рынок не на прямую, а в той мере в какой они регулируют банковскую деятельность.

4) В европейских странах отсутствуют специальные органы, которые отвечают за комплексное выполнение всех законодательных актов, связанных с регулированием РЦБ. Например, в Великобритании в соответствии с законом о финансовых услугах (1986г.) за Казначейством закреплено небольшое число функций по регулированию РЦБ, главной из которых является общий контроль за состояние рынка и допуска зарубежных инвестиционных институтов и бирж. Основная нагрузка ложится на саморегулируемые организации.

Американская модель регулирования РЦБ в законченном виде существует только в США. Европейцы дают высокую оценку ее эффективности. Именно с действующей моделью государственного регулирования связывают успех современного функционирования самого обширного и активного в мире национального фондового рынка. В американской модели можно выделить три главных составляющих элемента:

1) Концепция развития фондового рынка. ЕЕ суть заключается в следующем – финансирование инвестиций должно опираться на РЦБ, функционирующий автономно от банковской системы и апеллирующей напрямую ко всем слоям населения, привлекая их капиталы и сбережения;

2) Создание правовой базы в виде пакета законов, напрямую обращенных к РЦБ и образующих прочный фундамент для системы государственного регулирования рынка. Начиная с 1933г. была практически полностью создана правовая база функционирования фондового рынка. Эти законы действуют и по сей день, например, закон «О банковской деятельности» (1933г.), закон «О ценных бумагах» (1933г.), закон «Об обращении ценных бумаг и фондовых биржах» (1934г.) и др. Десяток фундаментальных законов практически полностью исчерпывают всю проблематику РЦБ, давая судебной власти прочную основу для принятия обоснованных решений по предотвращению правонарушений на РЦБ;

3) Создание специального государственного органа регулирования РЦБ – Комиссии по ценным бумагам и биржам (1934г.). Она контролирует исполнение принятых законов; участвует в разработке новых законов; создает механизмы их реализации; а также разрабатывает в рамках законов необходимые нормы и правила. Комиссия считается независимым органом и подотчетна Конгрессу. Решения Комиссии могут быть опротестованы только в суде.

Таким образом, в условиях ослабления вмешательства государства в финансовую сферу, происходящего в большинстве стран, отказа от государственного регулирования РЦБ нигде не происходит. Это обусловлено процессами увеличения денежных капиталов, приростом биржевой деятельности, а соответственно, и увеличением биржевой спекуляции, что сохраняет опасность биржевых крахов со всеми вытекающими экономическими и политическими последствиями.

С другой стороны, глобализация фондовых рынков, преодоление национальных границ фондовых операций, появление международных ценных бумаг заставляет регулирующие органы всех стран следить за изменениями, происходящими в соответствующем законодательстве стран-партнеров, сверять с ними свои законы. В рамках Европейского союза идет официальный процесс создания единого правового пространства для функционирования национальных рынков ценных бумаг стран-членов Сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: