Цели занятия: изучить педагогические ситуации в работе врача. Барьеры общения. Ознакомить с условиями эффективного общения. Конфликты в медицине.
Место проведения: аудитория.
Продолжительность: 4 часа.
Студент должен знать:
1. Педагогическое общение в работе врача.
2. Определенный минимум информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.
3. Средства общения.
4. Невербальные компоненты общения.
5. Каналы восприятия.
6. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.
Студент должен уметь:
1. Владеть определенным минимумом информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.
2. Владеть средствами общения, невербальными компонентами, необходимыми для успешного диалога с пациентом.
3. Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
4. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.
5. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.
6. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
Дополнительная литература:
7. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.:ил.
8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега – Л., 2005 – 336с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2- е, доп., исп. и перераб. – М., Льюс, 2001- 384с.
10. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс,2006 – 704с.
11. Творогова Н. Д. Психология управления. Лекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 528 с.
12. Творогова Н. Д. Психология управления. Практикум. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 496 с.
13. Стародубов В. И., Сидоров П. И., Коноплева И. А. управление персоналом организации. Учебник для вузов/Под ред. Стародубова В. И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 1104 с.: ил.
14. А. Карелин. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
15. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. / Н. В. Кудрявая и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001- 301 с.
16. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 448 с.
17. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
18. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальна педагогическая психология. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. - 416 с.: (Серия «Мастера психологии»).
Контрольные вопросы:
1. Приходилось ли вам осознавать какую - либо жизненную ситуацию в медицинской практике, как педагогическую?
2. Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен врач?
3. Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью?
4. Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?
5. Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания.
6. Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга.
7. Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?
8. Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи?
9. Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной.
10. К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?