Место Алалии в системе речевых нарушений

Клинико-педагогическая классификация (Гриншпун Г.Б., Правдина О.В,) – критерии этиопатогенетические.

Психолого-педагогическая (Левина: Спирова, Каше, Маркова) – психолингвистические критерии. К заиканию + речевой негативизм.

Алалия в п-п классификации = ОНР тяжелой степени.

При Алалии отсутствует четкая периодизация развития речи, отмечается запаздывание появления речи, непропорциональное развитие отдельных её компонентов. Своеобразное развитие речи проявляется уже в период лепета: отсутствует или беден, однообразен; первые слова и фразы появляются со значительной задержкой, на всех этапах речевого развития нарушение всех её сторон. В процессе развития речи наблюдается постепенная положительная динамика. Дети приобретают речевые навыки, умения, перестают быть неговорящими, но навсегда остаются людьми с недоразвитой речью. Скудный речевой опыт, несформированность речевых обобщений затрудняют у них формирование готовности к овладению грамматикой. В школе у них отмечается не только проблемы в устной речи, они обуславливают трудности в овладении письменной речью. Т.е. дети испытывают проблемы в овладении всеми предметами. => Снижает самооценку, приводит к школьной и социальной дизадаптации.

=> Школы 5-ого вида – тяжелое нарушение речи (из логопедических групп д\с) – обучение 10 лет (программа 9 лет массовой школы) – принимают по заключению ПМПК. Состав групп переменный. Дети с Алалией учатся в этих школах на протяжении всего времени. => Чаще среднее образование. =>18% поступают в ВУЗы и успешно оканчивают их. Часто во взрослом возрасте их трудно выделить из массы, только при новых определенных условиях.

Обязательно комплексная медико-педагогическая помощь.

Распространенность: точных данных нет, есть наблюдения, что Алалия встречается:

1% дошкольников,

0,6-0,2% школьников,

0,1% всего населения (В.А. Ковшиков).

У мальчиков в 2 раза чаще девочек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: