Важнейшей составляющей анализа деятельности предприятия является детальное изучение его хозяйственной и финансовой работы. Такое исследование носит преимущественно количественный характер; его дополняет маркетинговый анализ, отражающий качественную сторону положения предприятия на рынке. Основой для проведения анализа служат бухгалтерская, статистическая и финансовая отчетность, внутренние исследования и разработки, результаты аудиторских проверок и т.п.:
Для управления хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия необходимо проводить анализ основных результатов его деятельности и финансового состояния.
Анализ основных результатов деятельности предприятия предусматривает их изучение в стоимостной или натуральной форме. Набор рассматриваемых показателей определяется хозяйственным механизмом и действующим законодательством, устанавливающим правила и нормы финансовых отношений предприятий и государства (налоги, нормативы и т.п.).
Основными показателями такого анализа являются:
• объем продаж (выручка от реализации) или товарооборота (для торговых предприятий);
• валовой доход (в торговле);
• затраты на производство реализованной продукции;
• издержки обращения (в торговле);
• прибыль от реализации (в основной деятельности);
• прочая прибыль (убыток);
• сальдо доходов — расходов от внереализационных операций;
• балансовая прибыль;
• суммы налогов;
• чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.
Перечисленные показатели исследуются в абсолютном выражении, в динамике рассчитываются индексы изменений во времени, определяются приросты в текущих и постоянных ценах, устанавливаются факторы, повлиявшие на изменения, сравниваются плановые и фактические показатели. Каждый из представленных показателей может быть подвергнут более тщательному анализу с использованием экономико-математических методов.
Главными целями анализа основных результатов являются:
• оценка динамики основных показателей во времени и во взаимосвязи друг с другом;
• определение факторов, оказавших влияние на деятельность предприятия;
• определение причин отклонений фактических результатов от запланированных;
• разработка предложений по снижению влияния отрицательных факторов и усилению воздействия благоприятных факторов.
Анализ финансового состояния предусматривает изучение:
• активов предприятия;
• источников финансирования;
• финансовых коэффициентов.
Источники для проведения анализа — баланс предприятия, данные аналитического учета, статистической и финансовой отчетности.
Финансовая оценка предприятия предполагает использование многочисленных взаимосвязанных показателей, на основе которых можно сделать вывод о его реальном финансовом состоянии.
Анализ предприятия позволяет выявить его слабые и сильные стороны, определяя место предприятия в рыночной среде, его конкурентоспособность, преимущества или недостатки в сопоставлении с показателями других предприятий-конкурентов. Оценка предприятия и конкурентов охватывает все сферы деятельности или же отдельные, такие как управление, маркетинг, исследования и разработки, технология, персонал, финансы, внутриорганизационная культура. Подобный анализ должен проводиться для наиболее опасных и сильных конкурентов.
Обычно применяют различные способы оценки результатов деятельности конкурентов — балловую, взвешенную (по весам значимости показателя), графическую. Степень детализации зависит от цели исследования и наличия достоверной информации о конкурентах.
Сопоставление позиций предприятия и конкурентов на рынке позволяет выделить его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Объединение четырех перечисленных элементов, характеризующих положение предприятия на рынке, происходит в матрице SWOT-анализа. Что же содержат эти четыре характеристики?
Сила (strengths) — конкурентные цены, качество, репутация товара, ноу-хау в технологии, номенклатура изделий, модный дизайн, хороший сервис, престижность, экологичность и т.д.
Слабость (weaknesses) — прямая противоположность силе. Сила и слабость отражают вчерашний и сегодняшний багаж предприятия.
Возможности (opportunities) — расширение сбыта, увеличение спроса, усиление конкурентоспособности товара, сокращение затрат, внедрение изобретений, выход на новые рынки и т.д.
Угрозы (threats) — сокращение спроса, нежелательные изменения в законодательстве, рост цен на энергоносители, появление сильных конкурентов и т.д.
Возможности и угрозы связывают «сегодня» и «завтра» предприятия.
Чтобы повысить эффективность SWOT-анализа, необходимо:
• не принимать во внимание те события в будущем, которые с высокой степенью вероятности не окажут значительного влияния на деятельность предприятия;
• прогнозировать наибольшую вероятность каких-либо событий и подробно их описать;
• оценивать максимально точно возможные последствия событий;
• отслеживать реальность (достоверность) прогнозов на практике;
• вносить коррективы в планы, если прогнозы оказываются ошибочными;
• в случае принятия ответственных решений перепроверять прогнозы с точным указанием источников информации.