Функции финансов предприятий и основы их организации

Сущность финансов предприятий находит свое проявление в функциях. Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

С помощью распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, распределение валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Объективной основой контрольной функции являются стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятий и их использование. В основе финансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывающие воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако размер получаемых предприятием доходов и эффективное и рациональное ведение хозяйства определяют возможности его дальнейшего развития. И наоборот, нарушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы предприятия и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов сигнализирует о недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства, о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства. Игнорирование таких сигналов может привести к банкротству предприятия.

Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений.

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятия является формирование и использование различных денежных фондов. Денежные фонды можно разделить на следующие группы:

Первая группа – фонды собственных средств (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль и прочее).

Вторая группа – фонды заемных денежных средств (кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиторы и прочее).

Третья группа – фонды привлеченных средств (фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов).

Четвертая группа – фонды, образуемые за счет нескольких источников (внеоборотные активы (собственные и заемные источники), оборотные активы (прибыль, амортизационный фонд, заемные средства), прочие)

Пятая группа - оперативные денежные фонды (для выплаты заработной платы, для выплаты дивидендов, для платежей в бюджет и прочее).

Следовательно, формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации и является важнейшей стороной его деятельности.

Важнейшим понятием является также понятие финансовых ресурсов предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.

К собственным финансовым ресурсам относятся доходы, прибыль от основной деятельности, прибыль от прочей деятельности, выручка от реализации выбывшего имущества, за минусом расходов по его реализации, амортизационные отчисления.

Привлеченные источники иногда разделяют на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования.

К собственному капиталу можно отнести предпринимательский капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.

Заемные источники – это, прежде всего, кредиты банков. Также к этому источнику можно отнести коммерческий кредит, в том числе в виде векселей.

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, – это средства от продажи ценных бумаг.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, – это страховое возмещение по наступившим рискам, дивиденды и проценты по ценным бумагам, бюджетные субсидии.

Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма. Финансовый механизм – это формы и методы управления финансами предприятия с целью достижения максимальной прибыли.

Финансовыми методами являются финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль.

Организация финансов предприятий строится на определенных принципах:

-Финансово-хозяйственная самостоятельность.

Независимость предприятия в выборе экономической деятельности, вложении денежных средств с целью получения прибыли. Предприятия сами определяют объемы производства и продаж, ассортимента продукции, цены, структуры активов и привлекаемых источников средств, выпуска ценных бумаг и прочее. Каждое предприятие имеет счета в банке для расчетных, кассовых и кредитных операций, хранения денежных средств. У него самостоятельный баланс, оно ведет учет затрат на производство и реализации. Продукции, представляет государственным органам отчетность по утвержденным формам.

-Плановость. Принцип находит выражение в показателях долгосрочных (перспективных), краткосрочных (текущих) и оперативных финансовых планов. Финансовое планирование позволяет рационально организовывать денежных оборот, наладить взаимосвязь и взаимодействие производственных и управленческих структур, определить участие подразделений в получении финансового результата.

-Коммерческий расчет. Дает предприятию возможность соизмерить в денежной форме результаты хозяйственной деятельности и затраты, создать для работающих на предприятии мотивацию эффективного использования имеющихся ресурсов. Максимум результативности при минимуме затрат позволяет повысить рентабельность на предприятии.

-Самофинансирование. Хозяйственная и инвестиционная деятельность организована так, что его расходы по производству и реализации продукции, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязательные отчисления от прибыли и себестоимости, затраты по расширенному воспроизводству покрываются за счет собственных источников. Однако в случае временного недостатка собственных ресурсов предприятие вправе привлекать заемные средства.

-Разграничение средств, обслуживающих основную и инвестиционную деятельность предприятия. Оборотные и другие средства, закрепленные за основным производством, не могут быть использованы предприятием на инвестиционную деятельность, нужды капитального строительства, и наоборот. Несоблюдение этого принципа может привести к утрате оборотных средств и к нарушению кругооборота ресурсов, неустойчивому финансовому положению

-Материальная заинтересованность в эффективном использовании ресурсов. Означает прямое воздействие на интересы работников и предприятие в целом. На эти цели из прибыли создают поощрительные фонды. В случае невыполнения плановых заданий такого рода возможности уменьшаются. По принципу материальной заинтересованности регулируются отношения хозяйствующих субъектов в ходе выполнения договорных обязательств. В случае их нарушения вступают в силу штрафные санкции и выплачиваются штрафы, пени, неустойки. То же относится и к отношениям с бюджетной системой и внебюджетными фондами. Взимание штрафных санкций ведет к уменьшению прибыли предприятия.

Также иногда выделяют принцип формирования финансовых резервов.

Практика показывает, что основной принцип организации финансов предприятий сельского хозяйства - самофинансирование – имеет определенные проблемы в реализации. В этой связи предприятия сельского хозяйства нуждаются значительной государственной поддержке. Проанализируем, основные методы государственного регулирования и обоснуем его необходимость.

3 Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий

Сложность и многообразие финансовых отношений предприятий предопределяют необходимость государственного регулирования. Предприятия, оставаясь самостоятельными в выборе направлений, форм и методов финансовой деятельности, организуют и осуществляют ее в соответствии с нормативно-правовой базой. Государство разрабатывает формы и методы регламентации финансовой деятельности предприятий и государства (государственную финансовую политику). Нормы регулирования отражают объективно складывающиеся экономические отношения.

Важнейшим сектором экономики России является АПК как жизненно обеспечивающий сектор, что обуславливает необходимость его государственной поддержки и регулирования. Эта необходимость, прежде всего, продиктована следующими особенностями АПК:

-сезонным характером сельскохозяйственного производства,

-постоянными изменениями состояния почвы, как основного средства производства,

-относительно длительным циклом производства,

-дисбалансом цен на сельскохозяйственную продукцию,

-значительными размерами затрат капитального характера на мелиорацию (осушение, орошение) и рекультивацию земель.

В силу этой специфики развитие АПК является важнейшим приоритетным направлением перестройки экономики. Доля государства в сельскохозяйственном секторе экономики сократилась и в настоящее время не превышает 12 %. Сельскохозяйственным производством занимаются в основном предприятия нового типа – кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, хозяйственные товарищества. В связи с этим значительно снизилась не только расходная часть бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета в сфере АПК, но и вложения инвестиций. В частности, объем инвестиций в сельское производственное строительство сократился в 25 раз, значительно увеличилась дебиторско-кредиторская задолженность, резко возрос удельный вес убыточных предприятий. Сельское хозяйство в настоящее время не в состоянии обеспечить потребление в продуктах питания на душу населения по рекомендуемым нормам. Так, в таблице 1 представлены данные по среднегодовому потреблению отдельных продуктов на душу населения в России, Германии и Франции, а также отражены нормы потребления данных продуктов.

Таблица 1 – Среднегодовое потребление отдельных продуктов питания на душу населения, кг. (ориентировочно - 2000 год).

Виды продуктов Норма Среднегодовое потребление
Россия Германия Франция
Хлеб, хлебобулочные изделия        
Картофель        
Овощи и бахчевые        
Фрукты и ягоды        
Мясо и мясопродукты        
Молоко и молокопродукты        
Рыба и рыбопродукты 23,7 9,7    

(Источник: Аграрная политика/ Под ред. А.П. Зинченко. – М.: КолосС, 2004. – С. 65)

Кроме того, важность государственной поддержки АПК обусловлена определенным снижением производства сельскохозяйственной продукции, что видно из данных таблицы 2.

Таблица 2 - Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в России

Показатели производства Годы
     
Зерно, млн. т. 104,3 54,7 65,4
Мясо в живой массе, млн. т. 18,4 7,1 7,0
Молоко, млн. т. 54,2 32,1 31,9
Яйцо, млн. шт. 47,9 33,3 33,9
Шерсть, тыс. т. 225,0 40,1 38,4

АПК – один из самых регулируемых комплексов в экономике большинства развитых стран. Нельзя полностью отказаться от государственной поддержки АПК, но и нет необходимости обеспечивать всеобъемлющий контроль. При этом государственное регулирование должно постоянно изменяться. Эта система зависит не только от экономических и политических факторов, но и от фактора времени, качества применения различных механизмов, готовности институциональной системы.

Государственное регулирование аграрного сектора можно рассматривать как систему мер воздействия на него в целях создания оптимальных условий развития. Классификация мер государственного регулирования АПК представлена на рисунке 1.

 
 


По методам регулирования По характеру регулирования По отраслям регулирования По виду торговли По сфере регулирования По степени воздействия на производство и торговлю
Административные Экономические Прямые Косвенные Растениеводство Животноводство Другие отрасли   Внешняя торговля Внутренняя торговля Производство Потребление Доходы Цены и рынки Социальное развитие Структурная политика Не воздействующее или минимально воздействующее Ограничивающее производство Воздействующее

Рисунок 1 – Классификация мер государственного регулирования АПК (Источник: Аграрная политика/ Под ред. А.П. Зинченко. – М.: КолосС, 2004. – С. 84)

Следует отметить, что для развитых и крупных развивающихся стран обязательным условием эффективного функционирования экономики и обеспечения социальной стабильности населения является постоянное участие государства в решении проблем аграрной сферы.

Необходимость государственного влияния на сферу АПК обусловлена важностью решения следующих задач:

1.Обеспечение необходимых макро- и микро- экономических условий для расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве.

2.Осуществелние целенаправленных мероприятий по оздоровлению финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий.

3.Преобразование социальной политики в аграрном секторе.

4 Доходы и финансовые результаты деятельности предприятий

В экономической литературе под доходом понимаются денежные или иные ценности, полученные в результате какого-либо производства, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, выплачиваемых владельцам дивидендов и процентов, экономических выгод, приводящих к увеличению капитала и т.д.

Доход нельзя рассматривать в качестве конечного результата финансовой деятельности предприятия. Для выявления результата деятельности необходимо сопоставление доходов с величиной расходов по всем видам деятельности.

Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.

К доходам предприятия относят:

1.Доходы от реализации продукции, а также доходы от реализации имущественных прав.

2.Внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов. Доходы от реализации – это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежной и ли натуральной формах.

Предприятие может получить доходы и в иностранной валюте. Эти доходы также включаются в общую величину доходов сельскохозяйственного предприятия.

Внереализационными доходами являются:

· доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

· в виде положительной курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи или покупки иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ;

· доходы от сдачи имущества в аренду;

· от предоставления в пользование интеллектуальных прав;

· в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского вклада;

· в виде безвозмездно полученного имущества;

· в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном году;

· в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества, ценностей и требований;

· в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;

· в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;

· прочие.

При этом следует отметить, что внереализационные доходы оказывают непосредственное влияние на величину прибыли.

Лекция 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: