Этап 6. Формирование путей и проектов решения проблем
Это важнейший этап выявления и формирования инновационного потенциала предприятия.
Данный этап заметно отличается от других тем, что он должен быть ориентирован на генерацию максимально возможного числа идей, является наиболее творческим и чувствительным к помехам. Он должен проходить в раскрепощенной обстановке и требует непривычного для практиков взгляда на привычные веши. Над созданием соответствующей обстановки обычно работают психологи.
Существуют различные подходы и технологии генерации идей по решению проблем. В условиях экспресс-методов наиболее подходящим представляется сочетание технологиямозгового штурма в коллективной работе с участниками и морфологического анализа, проводимого консультантами.
Все проекты сводятся в единое поле проектов, оценивается каждый их них по единому перечню критериев (вытекающих из целевых установок) и по единой методике. В конце этого этапа появляется стратегически важный результат — уточненная оценка потенциальных возможностей предприятия, которые и конкретизируются в форме перечня (поля) возможных проектов,.
Этап 7. Оценка инновационного потенциала.
Экспертная оценка делается по инновационному потенциалу, влияюшему на главный фактор повышения конкурентоспособности — эффективность. В этом случае выделяются три группы основных способов повышения эффективности:с помощью управленческих решений, реализующих имеющиеся резервы; структурных изменений и инноваций.
Другой способ оценки потенциальных результатов — модельная прогнозная оценкапотенциала предприятия, которая делается консультантами с использованием их представления о предприятии, ретроспективных данных по основным финансово-экономическим показателям и укрупненной динамической модели предприятия.
Можно использовать еще один простой метод оценки потенциала предприятия и его подразделений. При наличии данных по проектам (а они формируются на предшествующем этапе) используют известный метод затраты — эффективность. Модификации метода известны также под названием АВС-анализа, метода Парето и др.
В результате оценки потенциала строятся параметрическая зависимость (нарастающим итогом) результата, эффекта (например, прибыли или объема выпуска продукции и др.) от объема затрачиваемого ресурса (денег, материалов и др.).
Этап 8. Выделение приоритетных направлений деятельности (стратегий).
Задача данного этапа состоит в том, чтобы, используя сформулированные на предшествующих этапах пути решения проблем и оценки имеющегося потенциала, выделить из них сравнительно небольшую часть наиболее важных проектов, дающую основной вклад в достижение целей. В диагностике основная цель- предварительная оценка и выделение наиболее важных (приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках и некоторых несложных формализованных процедурах.
Наиболее простая процедура- отнесение каждого направления (проекта) к первой, второй или третьей группе по важности (приоритетности). В первую очередь рассматривается наиболее приоритетная группа проектов. Другой вариант процедуры- оценка важности каждого из проектов, например, по пяти- или десятибалльной шкале, с последующим ранжированием их по мере убывания балла и выделением в начале списка группы наиболее приоритетных, Для этого используются различные процедуры групповой работы, причем рекомендуется решить задачу выделения приоритетов двумя-тремя способами с обсуждениями различий в результатах и уточнением соответствующей аргументации.
Этап 9. Анализ, прогноз и оценка вариантов реформирования.
Оцениваются последствия реализации приоритетных направлений деятельности по критериям, характеризующим степень достижения поставленной цели (например, выход на безубыточное функционирование). Уточняются желаемые сроки достижения цели.