Речевая культура включает в себя умение соблюдать требование уместности речи, в разных ситуациях общения говорить по-разному (дома, с друзьями, на работе, в офисе, с подчиненными) и не переноситьиз одной ситуации в другую речевые и этикетные нормы.
Ни один человек, тем более руководитель, не хочет, чтобы в образ, созданный им для общения, как говорят психологи, в его имидж, входило представление о нем как о человеке малограмотном, невежественном, с низким культурным уровнем.
Важнейшая часть делового общения - речевой этикет, определенные правила речевого поведения. Этикетные формы общения - это речевые формулы извинения, просьбы, благодарности, согласия/несогласия. Как мы знаем, эти правила и формы резко отличаются друг от друга у людей разных национальностей, разного возраста, социальной принадлежности, а также в зависимости от обстановки общения. Например, среди формул речевого этикета, служащих для знакомства и привлечения внимания, слово здравствуйте принято всем национальным коллективом носителей языка, приветствую вас употребляется в официальной обстановке, а привет - в обстановке неофициальной, среди друзей. Формулы приветствия подтверждают знакомство, желание вступить в контакт, намерение вступить в общение.
|
|
Слова и выражения, связанные с речевым этикетом, сложились постепенно, имеют долгую историю, некоторые еще не закрепились окончательно. Речевой этикет - существенная часть культуры речи и культуры общения в целом, и нарушение его является показателем низкого культурного уровня говорящего и препятствует общению. Так, например, большую сложность представляет обращение к незнакомому человеку: наиболее невежливым и бескультурным является мужчина, женщина, бабуля; слово товарищ в настоящее время устарело, к тому же оно употреблялось в официальном общении и не служило для различения пола собеседника. В современной речи еще не сложилось единого общепринятого обращения, поэтому рекомендуется использовать специальные этикетные формулы: простите, извините, будьте добры, будьте любезны, скажите, пожалуйста. Крупнейший специалист по терминологии и современному деловому языку П.В. Веселов, касаясь правил этикета делового письма, указывает, что одной из сложившихся форм обращения в официальной письменной речи является употребление слова "Уважаемый". Запятая после обращения придает письму будничный характер, а восклицательный знак указывает на то, что факту обращения придается особое значение. "Уважаемые коллеги!" - такая форма обращения уместна среди лиц одной профессии. Более эмоциональный оттенок имеет обращение "Дорогие коллеги!". Нейтральный тон придает как письму, так и устному общению обращение "Коллеги...".
|
|
В ряде ситуаций общения уместно использование обращений "господин", "госпожа", "господа", однако, по-видимому, круг этих ситуаций пока не очень широк, и иногда такое обращение может вызвать нежелательный комический эффект.
Среди формул извинения наиболее ненормативное — извиняюсь вместо извините. Не допускается за пределами официальной обстановки переход на ты- общение, в особенности односторонний переход на "ты" с собеседником более низкой социальной роли.
Исследователи этикета (например, крупный американский специалист Д. Ягер в книге "Деловой этикет") подчеркивают, что в деловой речи должны учитываться нравственные, т.е. этические нормы, и выделяют основные принципы делового этикета:
Делайте все вовремя. Будьте внимательны к окружающим, пунктуальны, эти "мелочи" очень помогают в деловом общении. Не случайно на вопрос, считается пунктуальность признаком хорошего тона, 94% респондентов ответили, что нормам этикета соответствует только поведение человека, делающего все вовремя.
Не болтайте лишнего. "Надо очень внимательно следить за тем, что вы говорите, и четко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает". Иными словами, деловой человек обязан хранить секреты фирмы, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера.
Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Достичь успеха может лишь тот, кто в любых условиях может продемонстрировать максимально доброжелательное отношение к окружающим. О приемах расположения в процессе общения мы будем говорить несколько позднее.
Думайте о других, а не только о себе. "Если в Вас нет достаточного сочувствия к Вашим клиентам, нет понимания их нужд и проблем, - это Ваша огромная ошибка". Ваше внимание должно распространяться не только на клиентов и покупателей, но и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять чужую точку зрения. Уверенность в себе не должна мешать проявлять скромность.
Одевайтесь как положено. Внешнее впечатление о человеке очень существенно, старайтесь произвести его при первой же встрече. Самый главный принцип в создании внешнего имиджа: стремиться прежде всего вписаться в окружение по службе, а внутри этого окружения в контингент работников Вашего уровня.
Говорите и пишите хорошим языком. «Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Неумение как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую».
Соблюдение этих основных принципов делового этикета позволяет воспитать в себе хорошие манеры, необходимые не только в деловом, но и в повседневном общении.
Ситуации делового общения – и стандартные, и переменные – предполагают использование стереотипных способов четко и лаконично выражать свои мысли. Если у человека выработаны привычные этикетные модели, формы, клише, ему намного легче общаться в деловой обстановке. Этикетные речевые формулы не создаются заново в речи каждого говорящего, а существуют в виде клише для делового общения.