Общение и его виды

Современное деловое общение связано с бурными измене­ниями в обществе и экономике, в первую очередь, в сфере бизне­са. Поток новых товаров и услуг, развитие банковской деятельно­сти, новые отношения между партнерами - все это вызывает к жизни изменения в языке, предъявляет новые требования к пове­дению людей.

Всю свою жизнь мы обращаемся к помощи слов: при чте­нии и письме, при устном изложении мыслей. Сегодняшний мир, как никогда, основан на обмене идеями, фактами, аргументами и другой информацией при помощи речи. Мы переживаем период отечественной истории, когда гуманитарное знание запрашивает­ся обществом, поэтому все в большей степени каждый из нас ну­ждается в широкой образованности, во владении речевой культу­рой, позволяющей эффективно организовывать дело, отстаивать свое мнение. Мировая практика со всей очевидностью показыва­ет, что трудно добиться успеха в делах без умения устанавливать контакты, управлять людьми, ситуацией и собой, хорошо гово­рить и вести беседу.

Практически вся человеческая деятельность неразрывно связана с общением. В науке существуют различные подходы к общению и в зависимости от этого разные его типологии. Прежде всего, различают бытовое и деловое общение в различных его разновидностях.

Как в бытовом, таки в деловом общении можно выделить многочисленные виды и типы. Например, учеными различается общение информационное и фактическое (направленное на под­держание, изменение, улучшение или ухудшение отношений ме­жду общающимися). Деловые люди в своей работе пользуется обоими этими типами: для передачи информации они привлекает свои знания, умения, практический опыт, а фактическое общение с клиентами и коллегами, вышестоящими и подчиненными, требу­ет следования элементарным правилам вежливости, тактичности, знания речевых форм этикета. В достижении успеха роль фактических средств общения очень велика, но зачастую деловой человек слабо владеет навыками именно этого типа общения.

В классификации типов общения важным для нас является выделение также общения персонального и массового, меж­личностного и ролевого. Ролевое общение организуется в соот­ветствии с социальными ролями. Социальные роли, выполняемые людьми, чрезвычайно разнообразны. В течение рабочего дня мы можем играть роли руководителя, подчиненного, покупателя, пассажира и др. Правильно организованное ролевое общение по­могает эффективнее реализовать ту или иную социальную роль.

Любое общение сложно по структуре и многокомпонентно. Одним из основных понятий, связанных с общением, является понятие ситуации общения. Ситуация общения - это совокуп­ность взаимодействующих элементов, сторон, средств общения. Говоря о знаковом общении, в том числе словесном, выделяют отправителей сообщений (говорящий, пишущий, адресант) и получателей (слушающий, читающий, адресат). Ситуация обще­ния включает также такое понятие, как код (знаковая, семиотиче­ская система). Ситуация общения обусловлена и используемым каналом связи, в котором есть физическая сторона и сторона собственно знаковая. К последней относится контакт между об­щающимися, взаимная ориентированность на общение, средства, обслуживающие контакт (обращения, позы, поддерживающие контакт реплики и др.).

На пути практического постижения искусства делового об­щения бизнесмен, руководитель, референт должен овладеть пре­жде всего риторической грамотностью и знанием психологиче­ских законов. Культурный человек в совершенстве владеет пись­менной и устной речью, поскольку именно через речь собеседни­ки узнают нас, судят об уровне профессиональной компетентности, интеллекта и культуры. Слово, произнесенное вслух, во все времена было главным средством воздействия на людей. Думает­ся,ни у кого не вызывает сомнения, что культура деловой беседы - показатель культурного уровня личности, ее способности к об­щению. В то же время речевые недостатки могут создавать лож­ное представление о способностях и профессиональных качест­вах человека. Другими словами, важнейшее средство общения, убеждающего воздействия, орудие мысли и культуры - это речь.

Вместе с тем в устном общении большую роль играют не­языковые (невербальные) средства: интонация, мимика, жесты, поза, положение в пространстве. Их использование различно в личном (контактном) общении и в дистантных формах общения (например, в разговоре по телефону). Установлено, что при раз­говоре точность значения слов равна 7%, значимость интонации -38%, значимость мимики и жестов - 55%. Жесты можно разде­лить на:

ритмические (подчеркивают логическое ударение, темп речи, место пауз);

эмоциональные (пожать плечами, развести руками, стук­нуть кулаком по столу);

указательные;

изобразительные (при нехватке слов и для усиления впе­чатления и наглядного воздействия на слушателя);

символические (поклоны; жест интенсивности - рука, сжа­тая в кулак, жест отказа, отрицания - отталкивающие движения рукой или обеими руками ладонями вперед и др.).

Многие жесты имеют национальный характер: так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары – вправо-влево (то, что у русских является знаком несогласия).

Лучшим жестом, без сомнения, является тот, который орга­нически сливается со словом и усиливает воздействие слова на собеседника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: