Современное деловое общение связано с бурными изменениями в обществе и экономике, в первую очередь, в сфере бизнеса. Поток новых товаров и услуг, развитие банковской деятельности, новые отношения между партнерами - все это вызывает к жизни изменения в языке, предъявляет новые требования к поведению людей.
Всю свою жизнь мы обращаемся к помощи слов: при чтении и письме, при устном изложении мыслей. Сегодняшний мир, как никогда, основан на обмене идеями, фактами, аргументами и другой информацией при помощи речи. Мы переживаем период отечественной истории, когда гуманитарное знание запрашивается обществом, поэтому все в большей степени каждый из нас нуждается в широкой образованности, во владении речевой культурой, позволяющей эффективно организовывать дело, отстаивать свое мнение. Мировая практика со всей очевидностью показывает, что трудно добиться успеха в делах без умения устанавливать контакты, управлять людьми, ситуацией и собой, хорошо говорить и вести беседу.
|
|
Практически вся человеческая деятельность неразрывно связана с общением. В науке существуют различные подходы к общению и в зависимости от этого разные его типологии. Прежде всего, различают бытовое и деловое общение в различных его разновидностях.
Как в бытовом, таки в деловом общении можно выделить многочисленные виды и типы. Например, учеными различается общение информационное и фактическое (направленное на поддержание, изменение, улучшение или ухудшение отношений между общающимися). Деловые люди в своей работе пользуется обоими этими типами: для передачи информации они привлекает свои знания, умения, практический опыт, а фактическое общение с клиентами и коллегами, вышестоящими и подчиненными, требует следования элементарным правилам вежливости, тактичности, знания речевых форм этикета. В достижении успеха роль фактических средств общения очень велика, но зачастую деловой человек слабо владеет навыками именно этого типа общения.
В классификации типов общения важным для нас является выделение также общения персонального и массового, межличностного и ролевого. Ролевое общение организуется в соответствии с социальными ролями. Социальные роли, выполняемые людьми, чрезвычайно разнообразны. В течение рабочего дня мы можем играть роли руководителя, подчиненного, покупателя, пассажира и др. Правильно организованное ролевое общение помогает эффективнее реализовать ту или иную социальную роль.
Любое общение сложно по структуре и многокомпонентно. Одним из основных понятий, связанных с общением, является понятие ситуации общения. Ситуация общения - это совокупность взаимодействующих элементов, сторон, средств общения. Говоря о знаковом общении, в том числе словесном, выделяют отправителей сообщений (говорящий, пишущий, адресант) и получателей (слушающий, читающий, адресат). Ситуация общения включает также такое понятие, как код (знаковая, семиотическая система). Ситуация общения обусловлена и используемым каналом связи, в котором есть физическая сторона и сторона собственно знаковая. К последней относится контакт между общающимися, взаимная ориентированность на общение, средства, обслуживающие контакт (обращения, позы, поддерживающие контакт реплики и др.).
|
|
На пути практического постижения искусства делового общения бизнесмен, руководитель, референт должен овладеть прежде всего риторической грамотностью и знанием психологических законов. Культурный человек в совершенстве владеет письменной и устной речью, поскольку именно через речь собеседники узнают нас, судят об уровне профессиональной компетентности, интеллекта и культуры. Слово, произнесенное вслух, во все времена было главным средством воздействия на людей. Думается,ни у кого не вызывает сомнения, что культура деловой беседы - показатель культурного уровня личности, ее способности к общению. В то же время речевые недостатки могут создавать ложное представление о способностях и профессиональных качествах человека. Другими словами, важнейшее средство общения, убеждающего воздействия, орудие мысли и культуры - это речь.
Вместе с тем в устном общении большую роль играют неязыковые (невербальные) средства: интонация, мимика, жесты, поза, положение в пространстве. Их использование различно в личном (контактном) общении и в дистантных формах общения (например, в разговоре по телефону). Установлено, что при разговоре точность значения слов равна 7%, значимость интонации -38%, значимость мимики и жестов - 55%. Жесты можно разделить на:
ритмические (подчеркивают логическое ударение, темп речи, место пауз);
эмоциональные (пожать плечами, развести руками, стукнуть кулаком по столу);
указательные;
изобразительные (при нехватке слов и для усиления впечатления и наглядного воздействия на слушателя);
символические (поклоны; жест интенсивности - рука, сжатая в кулак, жест отказа, отрицания - отталкивающие движения рукой или обеими руками ладонями вперед и др.).
Многие жесты имеют национальный характер: так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары – вправо-влево (то, что у русских является знаком несогласия).
Лучшим жестом, без сомнения, является тот, который органически сливается со словом и усиливает воздействие слова на собеседника.