1. Какие периоды выделены А.Н. Гвоздевым в развитии грамматического строя речи ребенка в онтогенезе?
2. Как называется первый период развития грамматического строя речи? В каком возрасте появляется в норме этап однословного предложения?
3. Как называется второй период развития грамматического строя речи в онтогенезе? В каком возрасте появляются первые формы слов в норме?
4. Когда наступает в норме этап использования флективной системы языка (окончаний) для выражения синтаксических связей слов?
5. Когда ребенок в норме усваивает служебные слова для выражения синтаксических отношений?
6. Как называется третий период развития грамматического строя речи? Когда в норме ребенок усваивает морфологическую систему языка?
7. У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы. В чем они выражаются?
8. Обследуйте грамматический строй речи ребенка - синтаксическое оформление высказывания.
9. Проведите обследование по выявлению морфемных аграмматизмов.
|
|
10. Обследуйте согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.
11. Постройте график - профиль грамматического строя речи ребенка-дошкольника.
ГЛАВА VII
Особенности просодической стороны речи
при стертой дизартрии
Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
Просодика (просодия) - представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т.д.
Ниже приводим пояснения к характеристикам средств просодии.
Интонация
В понятие интонации включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).