Организационной формой целеполагания являются комплексные целевые программы и проекты, которые позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритетные цели и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели.
Понятие «программа» близко к понятию «проект», поэтому нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако первое понятие шире второго: проект выступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели.
Программы многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Общегосударственные – программы достижения крупных общенациональных целей, которые часто охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).
Функциональные – это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усиления ряда отраслей (например, развитие энергетики, строительного комплекса и т. д.).
|
|
Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.
В комплексной программе должны содержаться ответы на вопросы:
► какова главная цель программы;
► кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;
► какие ресурсы требуются для реализации программы и каковы источники их поступлений;
► кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы.
Общими чертами всех программ являются:
► их направленность на цель, на конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату;
► наличие в программе системы показателей, которые носят не только количественный, но и качественный характер;
► объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей независимо от ведомственной и территориальной принадлежности от самого начала до окончания работ;
► четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями;
► строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали);
► гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы и приближенная к исполнителям.
|
|
Одним из вариантов программно-целевого подхода является мультипликационный подход к управлению. Суть его состоит в том, что эффект, полученный в результате одного нововведения в технике и технологии, производстве, управлении и т. д., в силу системности общества, производства при соответствующей организационной работе вызывает цепную реакцию и, распространяясь по всей системе, увеличивает ее продуктивность.
Принятию программы предшествует предварительная работа, которая включает две стадии – подготовительную и предварительную. На подготовительной стадии осуществляется выбор проблемы, решаемой программой, очерчиваются возможные границы, масштабы проблемы. В результате в органы управления представляется проблемная записка, на основе которой принимается решение о предварительной разработке программы.
На предварительной стадии анализируется состояние программы, подготавливаются исходные задания по ее разработке. Очерчивается общественная потребность в программе; определяются главная цель и совокупность крупных подцелей, устанавливаются целевые нормативы и варианты мероприятий по достижению целей, необходимые ресурсы, ориентировочные сроки и ответственные исполнители. На этой стадии осуществляются прогнозные расчеты – целевые и экстраполяционные, определяются границы и структура программы, составляется план работ по организации разработки и реализации программы, обсуждается возможная система управления программой.
После проведения этой предварительной работы поэтапно разрабатывается целевая программа. На первом этапе, как правило, осуществляется структуризация исходной цели, выстраивается «дерево целей» с оценкой важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами.
В целом проектирование и создание комплексных программ предполагает:
► определение цели; определение возможных альтернатив;
► выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;
► проектирование и создание системы управления и организации комплекса;
► создание механизма функционирования и управления комплексом.
Программно-целевое управление содержит стадии:
► познавательную, информационную, на которой изучается ситуация, выявляются проблемы, ресурсы и перспективы;
► целевую, когда формулируется главная цель, осуществляется ее расчленение на подцели, строительство «дерева целей»;
► практически-стратегическую, на которой вырабатывается стратегия реализации цели, описываются мероприятия, средства и пути осуществления цели;
► организационную, когда создается система как совокупность организаций, необходимых для достижения цели, формируется орган управления системой организаций, участвующих в программе;
► реализационно-практическую, когда разрабатывается перечень мер, которые следует принять для реализации поставленной цели; осуществляется программа системой соответствующих организаций;
► результирующую, на которой подводятся итоги.