Программы развития государственной экономики

Тема №3

«ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА»

1. Экономический анализ и диагностика, прогнозирование и планирование в государственном секторе.

2. Программы развития государственной экономики.

3. Государственное регулирование закупок в Республике Беларусь.

4. Экспортная ориентация предприятий государственного сектора.

5. Межотраслевые комплексы: их состояние и возможные направления развития.

6. Воспроизводственные циклы в экономике государственного сектора.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Проведение эффективной региональной политики требует глубокого анализа и диагностики социально-экономического развития регионов. Если предметом анализа являются связи и зависимости экономических явлений и процессов во всем их многообразии, то диагностика, основываясь на результатах анализа, выявляет еще причины и величину отклонения экономических процессов в регионе от установленной нормы на основе типичных признаков. Иными словами, экономическая диагностика регионовэто определение состояния, выделение проблемных, депрессивных, кризисных, а также «перегретых» и перспективных регионов. Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений, для чего весьма важно выяснить взаимосвязи, соотношения между:

· спросом и предложением, характеризующими удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

· природно-ресурсным потенциалом и потребностью в сырье и материалах, энергии и других условиях окружающей среды со стороны хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в регионе;

· источниками формирования и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона;

· наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающим возможность рационального использования трудового потенциала;

· объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии;

· концентрацией производства, социальной инфраструктурой и плотностью населения;

· темпами роста цен и доходов населения;

· объемом экспорта и импорта, ввоза и вывоза и т.п.

Для проведения диагностики необходима система взаимосвязанных измерителей, в качестве которых выступают соответствующая статистическая информация и индикаторы состояния и развития экономики регионов. Важнейшей статистической информацией для проведения диагностики региона являются общие сведения о регионе, а также комплекс макроэкономических индикаторов.

Общие сведения о регионе характеризуют географическое положение региона (удаленность от сырьевых баз и районов-потребителей продукции), природные ресурсы, тип природно-климатической зоны. При этом характеризуется административно-территориальное деление региона, указывается общая численность, национальный состав и плотность населения, анализируется место ведущих отраслей в экономике региона, а также отражается:

· валовой внутренний продукт региона, или валовой региональный продукт (ВРП), который определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институциональными единицами-резидентами региональной экономики. При этом валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных за тот же период времени (промежуточным потреблением). ВРП, является аналогом ВВП страны в целом, хотя и имеет от него существенные отличия, поскольку не включает в себя стоимость оказываемых обществу в целом услуг (оборона, государственная безопасность, государственное управление и т.п.);

· объем промышленной и сельскохозяйственной продукции;

· прибыль по всем видам хозяйственной деятельности;

· численность безработных;

· сбережения и капиталообразующие инвестиции;

· объем розничного товарооборота;

На основании вышеуказанных данных делается вывод о значимости рассматриваемого региона среди других субъектов.

В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование валового регионального продукта, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.

К таким показателям по отдельным сферам могли бы быть отнесены следующие:

1. В сфере производства: объем ВРП; ВРП на душу населения; темпы роста ВРП; соотношение темпов роста потребления и инвестиций в основной капитал; рост экспортного потенциала региона; индекс физического объема промышленной продукции (в сопоставимых ценах); степень износа основных производственных фондов; удельный вес убыточных предприятий.

2. В финансовой сфере: ставка по кредитам банков; темп роста инвестиций в основной капитал; индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный бюджет; уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов); бюджетная обеспеченность региона; состояние кредиторской и дебиторской задолженностей региона, в том числе по налогам.

3. В социальной сфере: уровень прожиточного минимума; доля оплаты труда в ВРП; соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума; задолженность по выплате заработной платы, пенсий и пособий; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения; уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета; естественная убыль и миграция населения; удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место; динамика общей численности населения региона, активного и занятого населения.

Дополнительными и конкретизирующими характеристиками регионов и стран в целом могут являться различные макроэкономические показатели их устойчивости (нестабильности). Международный банк реконструкции и развития предлагает 26 показателей, характеризующих макроэкономическое состояние страны (региона). Международный валютный фонд использует для этих целей 10 ключевых макроэкономических показателей.

Вся совокупность индикаторов оценки развития регионов разбивается на следующие группы:

1. Экономические индикаторы, к которым относятся: экономический потенциал региона и его использование; объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность; энергетическая и продовольственная безопасность; финансовое самообеспечение региона; налоговая нагрузка и наличие независимой налоговой базы для формирования местных бюджетов; показатели территориальной структуры, концентрации экономической деятельности, уровня диверсификации; структура собственности в регионе.

2. Социальные индикаторы, включающие в себя: уровень безработицы и занятости в регионе; динамика номинальных и реальных доходов; структура доходов и расходов; соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума; потребление материальных благ и услуг; уровень развития инфраструктуры и др.

Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни людей (социального развития региона) программой развития ООН (ПРООН) рекомендуется показатель «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Индекс развития человеческого потенциала дает самую общую интегральную оценку уровня социального развития страны и региона. Он включает в себя:

· доход, измеряемый ВВП (ВРП) на душу населения с учетом различной покупательной способности в различных регионах;

· продолжительность жизни, измеряемую ожидаемой продолжительностью жизни при рождении;

· знания, или уровень образования, измеряемые числом грамотных лиц или длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.

3. Экологические индикаторы, в числе которых выделяют: антропогенную нагрузку на территорию; уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод и др.

4. Демографические индикаторы, характеризующие информацию о количестве городского и сельского населения, о его половозрастной структуре, трудоспособном населении, уровне образования, плотности населения, сальдо миграции и др.

5. Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе, которые анализируют наличие и состояние в регионе:

· трудового потенциала, отражающего численность трудовых ресурсов, половозрастной состав и профессиональный уровень их подготовки (см. п.3.3);

· природно-ресурсного потенциала, характеризующего наличие природных богатств – земельных ресурсов, лесов, полезных ископаемых, воды, прочих видов ограниченных природных ресурсов и условий окружающей среды (см. п. 3.2);

· производственного потенциала, анализирующего в самом общем виде производственные мощности: стоимостную оценку капитальных ресурсов, материальных оборотных средств, ноу-хау и др. (см. п. 3.4);

· потенциала инфраструктуры, отражающего показатели развития социальной, производственной, управленческой, экологической и рыночной инфраструктуры (см. п. 3.5).

Столь большое количество индикаторов оценки развития регионов вызывает значительные трудности в обеспечении их надежной и достоверной статистической информацией, что побуждает к поиску и использованию наиболее важных, обобщающих, интегральных индексов, к которым наряду с вышеописанным индексом развития человеческого потенциала могут быть причислены:

· валовой региональный продукт (ВРП);

· степень загрязнения среды проживания людей, которая может быть охарактеризована уровнем загрязнения радионуклидами, степенью концентрации ядовитых веществ в воде, атмосфере, почве и др.;

· уровень занятости, рассчитываемый как отношение количества занятых в народном хозяйстве жителей к общей величине трудовых ресурсов или к числу экономически активных людей и др.

Региональная экономическая диагностика основывается на использовании как общенаучных (системный комплексный, генетический, проблемный подход), так и специальных методов, среди которых важнейшим является сравнительный метод. В самом общем смысле сравнение – это установление, выявление сходства и отличия анализируемых объектов. Число сравнительных признаков (индикаторов), должно быть достаточно большим, чтобы решить задачу типологизации регионов, под которой понимается выделение и группировка (классификация) региональных образований. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда выделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам-индикаторам, взятым в сочетании. Так, возможно осуществление типологизации по сочетанию двух индикаторов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить классификацию регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и доходов населения (социальная составляющая).

В Совете по изучению производительных сил Российской Федерации разработана методика типологизации регионов, использующая три индикатора: уровень социально-экономического развития; динамичность социально-экономического развития; природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе данных типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные и кризисные.

Наконец, имеет место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития, построенная на анализе четырех групп основополагающих проблем: экономических, геополитических, этнических и экологических. В то же время необходимо указать, что на практике очень часто используется типологизация по динамике одного индикатора. Этот метод предполагает анализ какого-либо одного показателя (например, величины заработной платы), значение которого фиксируется во всех анализируемых регионах как в наблюдаемом, так и в базисном году. При этом вся совокупность регионов разбивается на четыре группы:

1) регионы, которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше среднего значения;

2) регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше, а в наблюдаемом – ниже среднего значения;

3) регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний уровень;

4) регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в наблюдаемом году был ниже среднего значения.

Для комплексной диагностики развития регионов лучше всего подходит метод многомерного сравнительного анализа, который предполагает изучение любого региона на основе совокупности (комплекса) исходных индикаторов, представленных в виде матрицы исходных данных (аij). При этом из всех значений индикаторов выбираются лучшие, в результате чего формируется гипотетический регион-эталон с матрицей оптимальных (наилучших) параметров (max aij). Затем показатели по другим регионам (aij) делятся на соответствующие значения этих показателей для региона-эталона (max aij), в результате чего получается матрица стандартизированных коэффициентов (xij):

. (1)

Полученные коэффициенты возводятся в квадрат и умножаются на весовые коэффициенты Кi, определяемые экспертным путем. По каждому региону результаты складываются, из найденной суммы извлекается квадратный корень, в результате чего получается рейтинговая оценка региона (Ri):

. (2)

Рейтинговые оценки ранжируются, в результате чего определяется место региона по уровню развития среди других регионов.

В зарубежной практике нашел широкое применение метод суммарного ранжирования регионов. При этом каждый регион ранжируется по величине индикаторов, т.е. определяется занимаемое регионом место по каждому индикатору. Суммарный рейтинг региона определяется суммой мест, занимаемых им по всем параметрам, причем наиболее высокий рейтинг присваивается региону, набравшему минимальные значения суммы мест.

Кроме того, в экономической диагностике регионов применяются:

· моделирование (математическое и логическое), когда свойства регионов определяются на основе их идеальных образов-моделей, что позволяет использовать для диагностики формализованные методы расчетов и средства вычислительной техники;

· экспертная диагностика, основанная на изучении мнений специалистов-профессионалов;

· межрайонные модели межотраслевых балансов, основанные на известной межотраслевой модели В.Леонтьева, описывающей как материально-вещественные взаимосвязи производства и потребления продукции и ресурсов, так и финансовые взаимосвязи региона (сегодня межотраслевая модель включает в анализ ограниченное (около двух десятков) количество отраслей).

Важной формой проведения региональной политики является прогнозирование и планирование. Основная цель регионального прогнозирования и планирования – обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.

Прогнозирование регионального развитияэто предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учетом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих» воздействий. В отличие от прогнозирования планирование регионального развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на нее посредством принятия и реализации соответствующих управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния. Таким образом, планирование развития регионовэто моделирование будущего социально-экономического состояния регионов с учетом как независящих от субъектов управления внешних факторов, так и принимаемых ими управленческих решений.

В методологии прогнозирования и планирования развития регионов применяются:

а) программно-целевой метод, предусматривающий возможность составления и реализации проблемных и комплексных целевых региональных программ. В основе проблемных региональных программ лежат узловые вопросы, определяющие уровень и тенденции развития в будущем той или иной конкретной стороны регионального хозяйственного комплекса (например, программа поддержки малого предпринимательства в г. Минске). Под комплексными региональными программами подразумеваются такие программы, которые нацелены на сбалансированное развитие региона по целому ряду показателей-индикаторов с целью наиболее полного удовлетворения основных материальных и культурных потребностей населения региона (например, программа комплексного социально-экономического развития Витебской области на 2001 г.);

б) балансовый метод планирования, основанный на системе территориальных балансов. Посредством балансового метода обеспечивается увязка ресурсов и потребностей, соизмерение затрат и результатов производства, сбалансированность между наличием и необходимостью материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов с учетом межрегиональных связей. При этом наиболее перспективным направлением считается применение натурально-стоимостной схемы межотраслевого баланса (МОБ), учитывающей наличие региональных межотраслевых связей, взаимное сотрудничество сопряженных отраслей, доли отраслей и конкретных продуктов во взаимном продуктообмене;

в) нормативный метод, основанный на активном применении в качестве целеориентирующих факторов дифференцированных норм и нормативов;

г) метод экстраполяции, учитывающий динамику прогнозируемых и планируемых индикаторов, а также возможные тенденции их вариации;

д) метод экспертных оценок, связанный с опросами специалистов, имеющих значительный опыт работы в данной сфере;

е) методы экономико-математического моделирования, предусматривающие разработку формализованных моделей, подстановка в которые числовых значений, характерных для будущих периодов, дает возможность вычислить другие параметры для этих же периодов.

Прогнозирование и планирование развития регионов является важной формой государственного регулирования экономического развития региона. К инструментам такого регулирования относятся методы ориентирующего характера и активного воздействия.

Система инструментов государственного регулирования социально-экономического развития региона ориентирующего характера включает в свой состав:

1) генеральную схему развития и размещения производительных сил, представляющую собой прогнозный документ стратегического характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу и включающий в себя анализ цели, задачи, предпосылки, проблемы, прогнозы и оценки эффективности изменений в региональной структуре народного хозяйства;

2) прогноз социально-экономического развития региона, являющийся предвидением будущего состояния экономики и социальной сферы той или иной территории. В состав прогноза социально-экономического развития региона входит набор частных прогнозов, отражающих будущее состояние отдельных сторон жизни общества (демографическая ситуация, динамика и величина платежеспособного спроса, предложение производственных ресурсов и т.п.), а также комплексный экономический прогноз, характеризующий будущее развитие экономики региона как целостного образования. По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов подразделяются на долгосрочные (5–10 лет), среднесрочные (3–5 лет) и краткосрочные (1–2 года);

3) стратегический план регионального развития – это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого плана предусматривает:

· постановку целей развития региона;

· определение путей достижения поставленных целей;

· анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;

· определение наиболее эффективных способов использования ресурсов.

Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:

· проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;

· решение социальных проблем при реформировании экономики;

· стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

4) индикативное планирование регионального развития представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики.

Индикативный планэто инструмент ориентации предпринимательского сектора в выборе наиболее эффективных путей развития. Он предусматривает разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. Показатели индикативного плана не имеют директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере нацеливающий характер. Объектом индикативного планирования в регионе является комплекс отраслей, находящихся на ее территории, а целью планирования – обеспечение их эффективного и пропорционального развития, исходя из потребностей производства и решения социальных вопросов. В качестве важнейших индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Система инструментов активного воздействия государства на экономическое развитие региона включает в себя программирование регионального развития, а также разработку и реализацию бюджета региона.

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Программирование развития экономики – это разработка и реализация специальных документов, описывающих цели, процедуру, мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем развития. Программирование отражает активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира.

В основу программно-целевого подхода как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики по решению проблем региона должна быть положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны. Программно-целевое планирование весьма активно применяется практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, но особых успехов в этом направлении достигли США, по масштабам и качеству централизованного планирования опередившие всех своих ближайших конкурентов (см. п. 3.4).

Важнейшим инструментом активного регулирования государством развития регионов является разработка и реализация бюджетной системы региона, которая включает в себя консолидированный бюджет и внебюджетные фонды. Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функции органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов (см. п. 4.2).

Регулирующие функции региональных бюджетов бюджетных систем сводятся к следующему:

• созданию условий повышения уровня и качества жизни населения региона;

• содействию справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

• развитию деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

• выравниванию условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктуры и др.

В Республике Беларусь, как и во всех других странах мира, прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны и регионов является важнейшей функцией государства. Основным прогнозным документом, формирующим стратегию экономического развития нашей страны, является Комплексный прогноз экономического и социального развития страны и регионов, в котором определяются главные стратегические цели, на основе которых затем разрабатываются плановые документы, формируется механизм государственного регулирования экономики.

На всех уровнях государственного управления региональной экономикой Беларуси в практике прогнозирования и планирования на различные периоды времени применяются следующие документы:

· Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, представляющая собой систему научно обоснованных понятий о критериях и принципах устойчивого развития экономики, общества и состояния окружающей среды, на основе чего определяются направления эффективного использования социального, демографического, производственного, инновационного и природного потенциалов регионов сроком на 15 лет;

· Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь и регионов (на 10 лет) – это документ, в котором рассматривается система научно обоснованных взглядов на закономерности и реально возможные пути социально-экономического развития страны и регионов, разрабатываются сценарии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, определяются цели и приоритеты, макроэкономическая политика, важнейшие направления структурной перестройки экономики и средства их реализации, развитие отраслей региона и административно-территориальных единиц;

· Программа социально-экономического развития (на 5 лет) основывается на предыдущем документе и отражает оценку итогов социально-экономического развития за предыдущей период, характеристику состояния региональной экономики, концепцию развития региона на среднесрочную перспективу, макроэкономическую политику (включая бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику), социальные вопросы, экологические аспекты и т.п.

· Прогноз социально-экономического развития региона (на 1 год) – это краткосрочный документ, в котором конкретизируются мероприятия, необходимые для реализации намеченной стратегии развития региона, а также отражаются показатели, на которые выйдет экономика региона в прогнозном периоде. Прогноз состоит из двух частей:

1) анализа социально-экономического развития региона за предыдущий период;

2) прогнозного блока, отражающего специализацию региона в общереспубликанском разделении труда, оценку социально-экономического развития и основные направления преобразований в экономике региона (развитие реального сектора экономики, инфраструктуры, сферы обслуживания, культуры, здравоохранения и т.п.).

Благодаря разработке долгосрочных, среднесрочных и текущих прогнозов и планов регионального развития решаются проблемы стабилизации экономики, экономического роста, снижения безработицы в регионах, а также выравнивания уровней их социально-экономического развития.

Промышленная политика в Беларуси и ее регионах в ближайшие годы будет направлена на реализацию системы мероприятий и заданий Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., предусматривающей реконструкцию промышленности, повышение эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынке. Решение поставленных Программой задач возможно только при учете следующих условий:

· необходимость скорейшей адаптации промышленности к мировым экономическим процессам;

· из-за относительно высокой степени насыщения внутреннего рынка развитие отечественной промышленности возможно только за счет увеличения ее доли на внешних рынках и импортозамещения;

· технико-технологическое перевооружение отраслей промышленности на основе передовых достижений мировой науки и техники, активной инновационной деятельности и привлечения прямых иностранных инвестиций.

Поскольку большинство промышленных предприятий находятся в республиканском управлении, то региональные власти могут оказывать на их развитие весьма ограниченное влияние. Региональные органы власти на уровне областных, городских и районных исполкомов ведают в основном вопросами деятельности предприятий коммунальной собственности.

Весьма важно указать, что развитые страны мира с рыночной экономикой также прибегают к масштабному планированию развития промышленного потенциала отдельных регионов и страны в целом. По мнению ряда современных российских ученых (А.Амосов, С.Губанов и др.), в наибольшей степени директивное планирование промышленного производства развито в США, которые в свое время опередили СССР по масштабам и качеству централизованного планирования, что и обеспечило им победу в экономическом состязании.

При этом централизованное планирование в США ведет начало из двух источников: планирование на федеральном, муниципальном и региональном уровнях, а также планирование на уровне крупных фирм. Основным плановым документом на федеральном уровне стали целевые программы. Пик эволюции программно-целевого планирования в США приходится на 1960–1970-е гг. При этом наиболее крупными государственными межотраслевыми программами были авиационная, космическая, металлургическая, энергетическая и продовольственная. В настоящее время в США на государственном уровне планируются, так называемые макротехнологии, объединяющие сотни технологий по выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

Параллельно с программно-целевым в США весьма развито и территориальное планирование. Эволюция территориального планирования на федеральном уровне привела к созданию системы разнообразных целевых программ по размещению производительных сил и инфраструктуры в регионах, выравниванию их развития, а также предназначенных для решения региональных экологических и социальных проблем.

Наряду с американской существуют и другие модели планирования развития промышленности – французская, японская, южно-корейская, в которых, в отличие от США, плановые органы разрабатывали единые народнохозяйственные планы.

Особая роль отводится планированию развития производительных сил и в Великобритании, где с середины 2002 г. введена в действие «Правительственная промышленная стратегия Соединенного Королевства». Эта страна, традиционно считающаяся оплотом в противостоянии рыночного либерализма и государственного регулирования, в соответствии с названным официальным документом предпринимает весьма энергичные меры по тотальному углублению государственного управления своей экономикой. В частности, в этой программе указывается, что правительство ответственно не только за то, чтобы обеспечивать стабильную макроэкономическую систему и создавать структуры, которые способны гарантировать долговременную стабильность и доверие, но и осуществлять масштабные массированные инвестиции в капитальное оборудование, передовые технологии, инфраструктуру, научно-исследовательскую базу. Например, британское правительство вопреки либерально-рыночным принципам прибегает к прямому долевому инвестированию и в инновационные проекты частных компаний (например, в «Airbus UK»).

Кроме того, правительство предложило 10-летний план модернизации британской транспортной системы, причем из общего объема государственно-корпоративных затрат в 181 млрд. фунтов стерлингов на эти цели на долю государства приходится 124 млрд. фунтов стерлингов. В целом благодаря этому Великобритания воспринимается сегодня как одна из наиболее эффективно регулируемых экономик в ОЭСР, где государство активно выступает в роли как ведущего регулирующего института, так и глобального предпринимателя.

Именно отказ от принципов прогнозирования и планирования развития промышленного потенциала в целом ряде постсоветских стран и наивное упование на всесилие либеральных рынков стали важнейшими причинами деиндустриализации и глубоких социально-экономических кризисов, превративших отдельные, в недалеком прошлом промышленное развитие государства в «технологические захолустья», ориентированные на экспорт сырья и энергоресурсов.

Агропромышленный комплекс (АПК) Республики Беларусь объединяет 10 отраслей народного хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность, первичная обработка сырья для легкой промышленности, торговля продовольственными товарами и др.) и включает в себя три сферы:

1) производство средств производства для других звеньев АПК (производство сельскохозяйственных машин, удобрений и т.п.);

2) сельское хозяйство;

3) переработка и доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя.

На долю АПК в 2000 г. приходилось 37% ВВП страны, причем доля сельского хозяйства в структуре продукции комплекса составила 53,4%, пищевой промышленности – 22,7%. Количество занятых в АПК составляет около 1,5 млн. человек, или 30% всех работающих в народном хозяйстве.

В системе управления АПК на национальном уровне ведущая роль принадлежит Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, главными задачами которого являются:

· проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства и координации деятельности других органов государственного управления в этой отрасли;

· совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

· создание условий для комплексного развития агропромышленного производства, развития всех форм собственности;

· обеспечение внедрения достижений науки и техники в производство;

· осуществление мероприятий по повышению экономического воздействия на эффективность сельскохозяйственного производства и отраслей промышленности, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья;

· создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, обеспечение продовольственной безопасности страны и улучшение снабжения ее населения продовольствием.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, реализуя общенациональные задачи, непрерывно взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами власти, обеспечивая сбалансированное, скоординированное развитие регионов страны. В частности, данный отраслевой орган государственного управления выполняет следующие функции управления:

· принимает участие в разработке проектов государственных программ и направлений развития экономики, в том числе с учетом специфики регионального развития АПК;

· обеспечивает изучение рынков (национального и региональных) сельскохозяйственной продукции и, с учетом региональной специфики, принимает меры по развитию сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей;

· определяет основные направления научно-технического развития сельского хозяйства и связанных с переработкой его продукции отраслей;

· координирует проведение фундаментальных и прикладных научных исследований аграрного профиля, работ по разработке и производству сельскохозяйственных машин и оборудования;

· обеспечивает проведение финансово-кредитной и ценовой политики;

· осуществляет управление деятельностью юридических лиц (создает, ликвидирует и реорганизует юридические лица) и лицензирование отдельных видов деятельности;

· разрабатывает основные направления развития (в том числе по регионам) электрификации, газификации, теплоснабжения и транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства и отраслей, связанных с ним.

Природно-ресурсный потенциал регионов обеспечивает неодинаковые предпосылки для развития отраслей АПК. Кроме того, на их территориальную дифференциацию оказывают значительное влияние исторически сложившиеся уровни развития производительных сил регионов. В итоге под влиянием почвенно-климатических и социально-экономических факторов сложилась специализация регионов республики, которая определяется на основе показателя «стоимость товарной продукции». Исходя из этого показателя, сельское хозяйство, например, Брестской области специализируется на молочно-мясном скотоводстве, картофелеводстве и выращивании сахарной свеклы; Витебской – на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве и льноводстве; Гродненской – на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, картофелеводстве, в северных районах – льноводстве, а в западных и южных – на выращивании сахарной свеклы; Гомельской – на мясомолочном скотоводстве, картофелеводстве, птицеводстве, в юго-западных районах – на выращивании сахарной свеклы, а в северных – льноводстве; Могилевской – на молочно-мясном скотоводстве, картофелеводстве и льноводстве. В пригородных зонах всех региональных центров большой вес в товарной продукции занимает овощеводство.

При управлении потенциалом агропромышленного комплекса региона для оценки эффективности размещения в регионе тех или иных отраслей можно использовать такой показатель, как индекс Александрова. Его рассчитывают, сопоставляя урожайность какой-либо культуры, привес скота или удойность молочного стада (главный итоговый результат сельскохозяйственной деятельности) и себестоимость продукции:

, (3)

где IA – индекс Александрова; IP – индекс урожайности (привеса, удойности); Ic – индекс себестоимости.

Если для какого-либо региона IA >1, то производство данного вида сельскохозяйственной продукции в этом регионе эффективно.

Вопреки навязываемому переходным странам мнению (точнее – мифу) о самодостаточности и саморегулируемости свободных рынков (в том числе и в сфере АПК) анализ опыта государственного регулирования рассматриваемой сферы деятельности в странах с развитой рыночной экономикой однозначно свидетельствует об активном прогнозировании, планировании и прямом управлении государств своими АПК. Так, в 1993 г. были опубликованы научные исследования группы американских ученых о более 100 программ и механизмов государственного регулирования фермерского хозяйства страны за последние 70 лет. В отдельные сложные для американского сельского хозяйства периоды среднегодовой объем прямой финансовой помощи государства АПК достигал 29–35 млрд. USD, в том числе на дотации, поддержание выгодных цен, помощь в реализации продукции и т.п. В 2003 г. в США принят новый закон о государственной поддержке АПК, предусматривающий значительное увеличение помощи фермерским хозяйствам с учетом регионального фактора. При этом общие расходы государственного бюджета на помощь АПК до 2011 г. составят 182,8 млрд. USD, что на 80,1 млрд. USD (78%) больше, чем по ранее действовавшему закону 1996–
2003 гг.

Сельскохозяйственное производство в странах ЕС также в основном функционирует при колоссальной государственной поддержке, которая являет собой обязательный и безусловный элемент государственной (в том числе региональной) политики экономически лидирующих держав. Сельскохозяйственное производство в этих странах дотируется на 40–50%, причем уровень дотаций закреплен законодательно и соответствует величине около 116 евро на каждый гектар пашни. Тем не менее, необходимо отметить, что такой уровень дотаций не является рекордным, поскольку в США их величина достигает 440 USD на гектар пашни. Исходя из этого, следует, что взятый руководством Республики Беларусь экономический курс на поддержку и развитие АПК в целом соответствует общемировым тенденциям, хотя степень такого регулирования несравнимо менее глубока (либеральна), чем в США и ЕС, поскольку в Беларуси дотационность АПК осуществляется из расчета всего лишь около 40 USD на гектар пашни.

Наряду с промышленностью и АПК реальный сектор экономики представлен и строительным комплексом. На его долю в 1999 г. приходилось 6,2% ВВП и 7,4% численности занятых. Оно относится к группе отраслей, производящих товары. Производственную основу строительного комплекса составляет строительная индустрия, представляющая собой совокупность строительных и монтажных организаций, выполняющих разнообразные работы по возведению промышленных объектов, зданий и сооружений, дорожные, мелиоративные, строительные и монтажные операции и т.п.

Продукция строительной индустрии, несмотря на ее разнообразие, имеет специфические особенности: неподвижность, закрепленность на месте создания, высокую капиталоемкость, материалоемкость, трудоемкость и длительность производственного процесса. Все предприятия строительной индустрии можно сгруппировать по их значению в обеспечении регионов строительными материалами и услугами в сфере строительства на две группы:

1. Строительные организации регионального значения (изготовление кирпича, стеновых блоков, перекрытий и др.), использующие главным образом местное сырье;

2. Строительные организации межрегионального значения (производство цемента, стекла и т.п.), использующие сырье нескольких крупных месторождений и удовлетворяющие своей продукцией несколько регионов. Например, в Беларуси цемент производится только в Гродненской и Могилевской области, строительное стекло – преимущественно в Гомельской области.

Государственная политика управления строительным комплексом страны реализуется Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, которое ставит и решает следующие задачи:

· разработку и реализацию государственной политики в области архитектуры и строительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве, технического нормирования и стандартизации, сертификации продукции;

· разработку, утверждение и введение в действие государственных строительных норм, государственных стандартов;

· управление деятельностью подведомственных предприятий, объединений и организаций, контроль за их функционированием.

Решение вышеперечисленных задач связано с выполнением Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь ряда функций, региональная дифференциация которых позволяет обеспечить целенаправленное изменение уровня развития производительных сил в регионах. В числе этих функций:

· осуществление государственного строительного надзора;

· лицензирование строительной деятельности;

· осуществление государственной экспертизы проектов;

· техническое нормирование, стандартизация и сертификация в области строительства;

· законодательная инициатива в области градостроительства, архитектуры, строительной деятельности, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве и промышленности стройматериалов, жилищной политики.

Кроме того, государственная техническая политика в области строительства реализуется через Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, подведомственные организации которого ведут областные подрядные ремонтно-монтажные работы и производят стройматериалы. Также вопросами строительства жилья, объектов социально-культурного, бытового и производственного назначения для обеспечения жизнедеятельности граждан в регионах занимается и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

На региональном уровне развитие потенциала строительного комплекса осуществляют областные управления капитального строительства при исполкомах, в структуре Минского городского исполнительного комитета аналогичные функции выполняет отдел строительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: