Политика как явление общественной жизни

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир не отделим от политики и наоборот. Каждый гражданин, хочет он этого или нет, рано или поздно включается в политическую жизнь: участвует в выборах, состоит в партиях, общественных организациях, дает те или иные оценки государственным деятелям и местным политикам и др. Стать активным объектом или субъектом политической жизни предпочтительнее при условии не поверхностного, а углубленного знания о ней. Эту возможность предоставляет такая учебная дисциплина высших учебных заведений Российской Федерации как политология. Еще древнегреческие мыслители Платон и Аристотель утверждали, что без политических знаний нет и полноценной личности.

Политология в системе учебных дисциплин вузов занимает особое место, так как наряду с другими социально-гуманитарными науками, является мировоззренческой дисциплиной. Данное учебное пособие по политологии, предназначенное для студентов негуманитарных вузов, предлагает их вниманию наиболее устоявшиеся в политической науке точки зрения на рассматриваемые вопросы, а в отдельных случаях приводятся различающиеся трактовки наиболее известных ученых.

Подбор материалов для этого учебного пособия обуславливался стремлением познакомить студентов с основными политологическими понятиями, теориями, концепциями, в совокупности образующими основную, базовую часть политической науки. Структурно и содержательно учебное пособие соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по политологии уровням подготовки бакалавров и специалистов. Дидактические единицы, представленные и выделенные в начале каждой темы, позволяют не только быстро определить ее содержательную часть, но и акцентировать внимание читателя на наиболее существенном, основном.

ТЕМА 1

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Политическая сфера жизни общества. – Политологические взгляды мыслителей античности. – Н. Макиавелли. – Политологические идеи ученых ранних индустриальных обществ. – Предпосылки и причины возникновения современной политологии. – Плюрализм политологических концепций конца ХIХ – начала ХХ вв. – Институциализация политологии как науки и учебной дисциплины. - Объект, предмет, функции политологии. – Методы исследований.

Жизнь человеческого общества сложна и многообразна. Такой она была у первобытных народов, такой она является и сейчас, только сложности приобрели иное качество, а многообразие жизненных проявлений – новые краски. Во всем этом многообразии жизни человеческого общества (на каком бы историческом этапе оно ни находилось) всегда присутствуют экономическая, социальная, духовная сферы. Однако рядом с ними всегда находится и еще одна – политическая сфера жизни общества. Ее содержательная сторона прежде всего проявляется в особых отношениях между властью и обществом, в их взаимном влиянии на вопросы экономики, социальную и духовную стороны жизни общества. Фактически политика всегда присутствует в вышеназванных сферах общества, поскольку многообразие интересов различных социальных общностей и групп заставляет их апеллировать к власти относительно своих экономических, социальных интересов.

Попытки осмыслить политическую сферу жизни общества (или, для краткости, политику), которая занимала все большее место в жизни людей, предпринимались уже в эпоху древних цивилизаций. Среди первых письменных источников, дошедших до нашего времени, можно назвать «Библию», «Законы Хаммурапи», учения древнекитайского мыслителя Конфуция и др., в которых затрагиваются некоторые проблемы политической жизни общества и предпринимаются попытки анализа этой сферы деятельности человека. С древним буддизмом, появившимся в Индии, связаны первые попытки освободить понятие о власти, политике, предназначении человека от религиозных трактовок. Буддизм, являясь сам одной из религий, вместе с тем давал установку на индивидуальный путь построения своей жизни человеком с опорой на собственные усилия. В трудах индийского государственного деятеля Каутильи выведены рационально-прагматические представления о правителе, требования к его личности и деятельности, за что много веков спустя Каутилью назовут индийским Макиавелли.

Крупнейшим мыслителям Китая и автором первого социального утопического проекта был Конфуций (552 - 479 гг. до н. э.). Он считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей и напоминать большую семью, где правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Он полагал, что правильное управление государством – основа благосостояния народа. А для правильного управления нужны хорошие законы. Однако Конфуций одновременно утверждал, что хорошие законы без добродетелей у членов общества не приведут к социальной гармонии, так как население будет уклоняться от их исполнения, в то время как высокий уровень нравственности гарантирует процветание государства без наличия строгих законов.

Определенный уровень светскости был свойствен и другим религиозно-философским и этико-политическим системам Китая: даосизму (основоположник Лао-цзы), моизму (основоположник Мо-цзы), легизму (основоположник Шан Ян). В них обосновывается патриархальная концепция общества, роль традиций как нормативных регуляторов, кодекс государственной и частной морали и др.

Однако своего высшего развития политическая мысль древнего мира достигла в трудах древнегреческих философов Платона и Аристотеля.
Платон (427 – 347 гг. до н. э.) в своих трудах «Государство», «Политика», «Законы» пытался обосновать и решить проблему построения идеального государства. Платон посчитал лучшей организацией общества государство с тираническим правлением, так как он полагал, что правитель, обладая неограниченной властью, принудит людей к добродетели, гармонизирует их интересы. При этом Платон делал оговорку, что тиран должен быть мудрым правителем и сам быть добродетельным человеком. Именно со времен Платона проблема правомерности и успешности применения насилия для воплощения в жизнь благородных целей и идеалов становится одной из основных для гуманитарного знания.

Платону принадлежит и первая классификация видов государственного устройства, где он выделял такие формы организации власти, как монархия, аристократия, демократия, тимократия, олигархия и тирания. Под тимократией Платон понимал власть тирана, основанную на властолюбии и честолюбии, под олигархией – власть избранных, основанную на их богатстве. Древнегреческим философом были проанализированы и другие формы правления, выделены их слабые и сильные стороны.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - другой древнегреческий мыслитель, руководствуясь платоновскими философскими идеями, впервые выделил специальное научное направление политической сферы общественных отношений. По существу он создал самостоятельную науку о политике. В своем сочинении «Политика» он утверждал, что государство является естественным образованием и человек, будучи «политическим животным», естественно, стремится к совместному проживанию. Государство, по его мнению, существует ради лучшей жизни своих граждан, оно - залог справедливости и правопорядка. Исследуя политическое устройство государства, он выделил его законодательную, административную и судебную части.

Аристотель определил «правильные» с его точки зрения формы правления (монархия, аристократия и полития), при которых правители стремятся удовлетворить общественные потребности, и «неправильные» (тирания, олигархия и демократия), где решаются задачи удовлетворения только личных благ правителей. Выдающийся мыслитель древности обосновал и основной критерий устойчивости государственного строя – наличие массового, доминирующего в обществе среднего класса.

Подобно Конфуцию Аристотель полагал, что законы не приносят пользы государству сами по себе, но он считал, что для устойчивости государства воспитание должно соответствовать виду государственного устройства, реально существующему в данной стране.

Идеи Платона и Аристотеля оказали заметное влияние на развитие политических учений в Древнем Риме. Идеи Марка Туллия Цицерона
(106 - 43 гг. до н. э.), сформулированные в работе «О государстве», по существу явились основополагающими в становлении представлений о правовом государстве. Важным достижением в развитии политико-правовых идей явилось и римское право. Как известно, многие современные идеи о государстве и праве восходят именно к римской политической и правовой мысли того времени.

Античный период развития политических знаний сформировал философско-этические представления о политических идеалах, властных институтах и путях достижения всеобщего блага. Он явился отправной точкой формирования научного познания о политике как самостоятельном специфическом общественном явлении. Именно во времена античности и в эпоху эллинизма были заложены основы понятий о политике («политика», «право», «мораль», «власть», «республика», «гражданин», «правильные и неправильные формы правления», «империя» и др.).

Большое влияние на трансформацию идей античного мира о роли и сущности государства оказало христианство. Сочинения Аврелия Августина (IV - V вв.) и Фомы Аквинского (XIII в.) явились базисными в христианском политическом учении о «лучшей жизни». Государство, по их представлениям, является образцом порядка, а его создателем и правителем - Бог. В сочинении А. Августина «О граде божием» заложена идея подчинения государства церкви: она является определяющей в теократической концепции власти. Суть догмата сводилась к идее о том, что светской власти подчинено лишь тело человека, а душа (в том числе и правителей) принадлежит Богу. Однако в сочинениях Ф. Аквинского уже сформулированы обоснование законности государственной власти, классификация законов общества как иерархической системы, идея гармонии разума и веры, право подданных на восстание против правителя, но под руководством церкви. Не менее важны политические идеи Марсилио Падуанского (книга «Защитник мира») об отделении церкви от государства, о народе, как источнике власти, об обязательности законов для всех, о разделении власти на законодательную и исполнительную, праве народа на борьбу против угнетения.

Рубежом в развитии политической мысли стал XIV в., от которого берет свое начало эпоха Возрождения. Центральное место в социально-политических теориях этого периода занимает идеология централизованного государства. Наиболее видным проводником этой идеологии стал Николо Макиавелли, который противопоставил теологическим воззрениям концепцию светского государства, выводя его законы из разума и опыта, а не от воли сверхъестественной силы. В своих сочинениях он утверждал, что в основе политической деятельности лежат весьма прагматические интересы – стремление к обогащению, корысть, властолюбие и т. д. Макиавелли считал сильное, централизованное государство, способное создавать законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческого общества. При этом он предлагал очистить политику от морали и этики: она должна руководствоваться только одним – целесообразностью и опираться не на нравственные нормы, а на политические технологии.

Большой вклад в разработку идеологии централизованного государства внес и видный французский политический мыслитель и социолог
Жан Боден. Он был первым, кто определил суверенитет как независимую абсолютную власть, что дало толчок к научному пониманию светской концепции суверенитета.

Английский философ Т. Гоббс (1588 - 1679) как выразитель политических идей ранних индустриальных обществ также аргументировал суверенитет государства и его монополию на власть. В своем знаменитом труде «Левиафан» он обосновал необходимость государства в человеческом обществе, которое, раздираемое необузданными желаниями людей, нуждается в государственном регулировании. Только государство, доказывал Т. Гоббс, способно обеспечить социальный порядок. Являясь сторонником монархии, философ в то же время проповедовал идею «общественного договора». Суть этой политической теории в том, что на основе так называемого «общественного договора» права отдельных граждан добровольно передаются государству (по Т. Гоббсу – монарху), которое обязуется охранять безопасность, собственность людей, мир и порядок в обществе. Единственная функция монарха заключалась в том, чтобы охранять закон. До тех пор, пока монарх выполняет ее, подданные обязаны подчиняться ему. Если королю не удавалось сохранить мир, люди могли выступить против него.

Другой выдающийся английский философ Джон Локк (1632 – 1784 гг.) развил далее либеральную составляющую политической теории Т. Гоббса. Он впервые четко разделил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», поставив личность выше общества и государства. Согласно
Д. Локку, человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами. Такими правами он считал права на «жизнь, свободу и собственность». Следует подчеркнуть, что у Д. Локка был особый взгляд на частную собственность как на естественное право человека. Высокий статус частной собственности он объяснял двумя положениями. Во-первых, накопление частной собственности позволяло человеку обеспечить себя и свою семью всем необходимым для жизни. А, во-вторых, имея все необходимое, человек мог больше внимания уделять собственному развитию. Для Д. Локка частная собственность - не абсолютная ценность, а средство достижения свободного общества.

Согласно теории Д. Локка, государство подчиняется обществу, которое, в свою очередь, подчиняется личности. Так как государство и общество - это не одно и то же, то падение государственной власти не означает конца общества. Общество может создать новую государственную власть, если настоящая его не удовлетворяет. По Д. Локку, государство действует только в целях защиты прав личности. Оно не должно быть могущественнее личности так как именно личности создают общество, а общество создает государство.
Д. Локк выступал за разделение законодательной и исполнительной властей. Наиболее значимой он считал законодательную власть, которая определяет политику государства. Исполнительная же власть призвана выполнять решения парламента.

Важный этап в становлении и развитии политологии как науки связан с эпохой Нового времени, эпохой «просвещения и либерализма». Идея преимущества личности по отношению к обществу и государству английского философа Д. Локка заложила основы фундаментальным открытиям в области политической идеологии, автором которых стал французский просветитель Шарль Монтескье (1689 – 1755 гг.). Анализируя британскую политическую систему середины XVII в., где стихийно был создан механизм разделения властей, Ш. Монтескье смог осмыслить ее и представить в виде теоретической модели, которая в настоящее время практически функционирует в развитых странах мира и имеет тенденцию к своему дальнейшему развитию. Идеи Ш. Монтескье о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную были развиты теоретически Джеймсом Мэдисоном (1751 – 1836 гг.) и воплощены практически в США. Дж. Мэдисон творчески подошел к теории разделения властей французского просветителя. Как известно, в теории Ш. Монтескье нет равновесия властей, ибо он подчеркивал верховенство законодательной власти. Дж. Мэдисон изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей является относительно равной другим. Этот механизм сдержек и противовесов до сих пор действует в политической системе США.

Политические воззрения Вольтера, Жан - Жака Руссо, Иммануила Канта и др., основанные на принципах свободы и равенства, в период эпохи Просвещения превратились в развернутые и научно обоснованные политические учения.

Однако практическое воплощение либеральных, демократических идей в политическую практику стран Западной Европы сопровождалось кровавыми революционными преобразованиями и особенно в период Великой Французской революции конца XVIII в. Поэтому ответной реакцией на практику построения либерального государства явился консерватизм (от лат. - сохранить), который ориентировался на сохранение и укрепление существующих политических систем. Видными представителями этого направления по праву считаются Эдмунд Берк (1729 – 1797 гг.) и Алексис Токвиль (1805 – 1858 гг.). В частности, А. Токвиль провел глубокий анализ демократии как формы организации власти, отмечая, что она опасна тиранией большинства. Однако система сдержек и противовесов в виде гражданских ассоциаций, других форм инициатив «снизу» способна ослабить или нейтрализовать отрицательные характеристики демократии.

К периоду Нового времени относится и появление еще одного направления политической мысли – социализма. Его ранние представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Шарль Фурье и др. провозглашали идею принципиально нового общества, основанного на равенстве всех его членов, коллективной собственности, общественном самоуправлении. Это течение стало базисом для формирования мощного социально-политического течения, основателем которого стал Карл Маркс (1818 – 1883 гг.).

Марксизм пропагандировал идею о том, что капиталистический способ производства, базирующийся на антагонистических классовых противоречиях, является предшественником справедливого коммунистического общества. В таком обществе исчезнет необходимость государства как института принуждения, наступит эра бесклассового и справедливого общества. В XX в. теоретические положения марксизма стали основой радикальных революционных движений многих стран.

Средние века, эпоха Возрождения и Новое время были периодом, когда политология в основном развивалась в рамках процесса накопления и обобщения философских знаний о политике как общественном явлении. По мере накопления знаний исследователи политической жизни все в большей степени обращали внимание на объективно складывающиеся общественные отношения, появление новых политических институтов, а также на определение путей и средств достижения политических целей. Это был период накопления знаний о политике XIX в., период появления самостоятельной отрасли знания - политической науки.

Рубеж ХIХ - ХХ вв. характеризовался достаточно бурными и противоречивыми процессами как в политической практике, так и в теоретическом осмыслении многих сторон общественной жизни. После отгремевших в середине XIX в. революций в Европе интенсивно стало развиваться рабочее движение, что привело к появлению профсоюзов и массовых политических партий. Это был период и научной революции. Открытия в области физики, биологии, механики дали толчок развитию науки о человеке и его взаимоотношений с природой. Кроме того, колониальная политика ведущих держав также требовала объяснения некоторых сторон жизни общества, поскольку столкновение различных культур и методов управления обществом ставило задачу осмысления и выработки новых регуляторов общественной жизни.

Первые политологические научные центры появились в конце XIX в. в США. В 1880 г. была создана Школа политической науки при Колумбийском университете, затем появляются отделения политической науки в Гарвардском, Принстонском и других крупных американских университетах. В 1886 г. при Колумбийском университете учреждается первый научный журнал, в котором публикуются работы, посвященные различным сторонам политической жизни.

Основной причиной становления политической науки именно в США является то, что здесь с самого начала своего организационного оформления политология обратила внимание на связь государства с обществом и на необходимость анализа деятельности государственных институтов. Исследования политологов и их рекомендации заинтересовали властные органы страны как на местном, так и на федеральном уровне и побудили их выделить средства для создания научных центров в университетах.

Параллельно проходил процесс превращения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину в Европе. Здесь на протяжении многих веков политическая наука развивалась главным образом в дисциплинарных рамках философии и теории государства и права, юридических наук, где преобладал институциональный подход к политике. Важнейший вклад в становление современной политологии внесли такие европейские ученые, как М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето, А. Зигфрид, А. Токвиль,
К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

В настоящее время политическая наука в США сосредоточена главным образом в университетах, число кафедр политологии в которых достигло более 1300. Большинство американских политологов сочетают преподавание с научно-исследовательской работой. Американская политическая наука оказала большое влияние на развитие политологии в большинстве европейских стран. Об этом свидетельствует создание в середине ХХ в. множества национальных и региональных ассоциаций и организаций политических наук. Широкий размах получило преподавание политологии в университетах и вузах гуманитарного профиля, а также при подготовке бакалавров, магистров и докторов по различным областям политологии.

Начавшийся в начале XX в. процесс становления самостоятельной академической дисциплины логически завершился созданием в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политических наук. Созданием ассоциации практически завершился процесс становления политологии как самостоятельной науки и специальной учебной дисциплины. С этого времени на постоянной основе стали проводиться международные конгрессы и конференции. На Парижской международной конференции в 1948 г. были определены основные объекты исследования политологии. Этими объектами признаны: 1) политическая теория; 2) политические институты; 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.

Развитие политической науки на рубеже ХIХ - ХХ вв. связано с научными исследованиями таких ученых, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Моска. Их работы объединяют разнообразные теории, объясняющие природу политики изменениями на макроуровне и прежде всего в социально-экономической жизни общества. При этом особое внимание в их работах уделялось прежде всего таким категориям, как «классы», «социальные группы», «элиты», «бюрократия».

Существенное влияние на развитие современной политической науки оказал институционализм, который представлен такими именами, как Ч. Миллс, М. Дювержье. Сущность и особенность этого направления заключаются в том, что проблемы существования и развития общества определяются правилами и нормами, устанавливаемыми «политическими институтами».

С середины XX в. политическая наука пополняется новым методологическим принципом, основанным на бихевиористском подходе к изучению сущности политических явлений. Одним из виднейших представителей этого направления является Г. Лассуэл. В основе данного подхода лежит понимание поведения человека как ответной реакции на воздействие внешней среды. Политика - это реальные действия конкретных индивидов, выражающих свою волю через властные институты государства. При этом используются такие категории, как «отношение», «конфликты», «социализация» и др.

После Второй мировой войны бихевиористский подход стал основным направлением в политологии, выступающим за превращение ее в строго научную дисциплину. Он стимулировал широкое применение методов конкретной социологии: наблюдения, изучения статистических материалов и документов, анкетного исследования, опроса, лабораторных экспериментов и др. Все это создало необходимые предпосылки для развития нового уровня политологических исследований – прикладной политологии. В результате в современной политической науке существуют два основных уровня исследований: теоретический и прикладной. В таком ее строении отражается ориентация этой отрасли знаний на решение практических политических задач.

Политические концепции, как правило, имеют ту или иную практическую направленность. Даже политические воззрения древних были прямо связаны со стремлением усовершенствовать государственное правление, воспитать законопослушных граждан, повысить авторитет власти. Прикладная политология сейчас решает множество проблем текущей политической жизни: разрабатывает политтехнологии, участвует в разработке практических вопросов внутренней и внешней политики и т. д.

Указанные выше направления развития политической науки не исчерпывают всего спектра теорий, школ и направлений, сложившихся в XX в. в странах Западной Европы и США. Политическая наука продолжает развиваться и вносить новое в изучение общества и политики.

Институциализация политологии как науки и учебной дисциплины в России шла трудным путем. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в стране политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики - В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др. Так, например, Б.Н. Чичерин написал несколько фундаментальных работ, в том числе 5-томную «Историю политических учений» (1877), «Очерки философии права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Аргументированное обоснование принципов конституционализма и сравнительно-исторический анализ представительных учреждений и форм демократии дал М.М. Ковалевский.

Эти и другие факты дают достаточные основания считать, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну, оказался прерванным. После 1917 г. политическая наука фактически оказалась под запретом. Она трактовалась как лженаука, буржуазная наука и т.п. Попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политической мысли не имели успеха. Отдельные политические исследования осуществлялись в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других идеологизированных дисциплин. Однако их подлинно научные возможности были крайне ограничены.

В 70-е и 80-е гг. ХХ в. в некоторых вузах читались только отдельные спецкурсы по различным аспектам политической жизни, и только в 1989 г. был создан экспертный совет Всесоюзного аттестационного комитета по политологии, что повлияло на быстрое становление научных центров, кафедр и введение в государственный образовательный стандарт учебной дисциплины «Политология».

Таким образом в становлении и развитии политологии как науки условно можно выделить три этапа: философский, который хронологически наиболее продолжительный – со времен античности и до середины ХIХ в.; эмпирический, продолжавшийся до 40-х гг. ХХ в., когда проходило формирование основных «классических» политологических теорий, концепций, и последний период – вплоть до настоящего времени, когда происходит критическое переосмысление ранее накопленных теоретических и эмпирических знаний, их дальнейшее развитие.

Современная политология – это совокупность знаний о политике, образованных системой специализированных наук и научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы. Глубже понять содержание политологии возможно через определение объекта и предмета ее исследования. Если объект ее изучения – политическая сфера жизни человеческого общества, то предметом политологии является мир политических отношений, в который включаются прежде всего такие политические институты, как государство, партии, общественные организации, движения, и именно эта наука занимается изучением феномена политической власти и властных институтов. В круг интересов данной науки включены как внутригосударственные, так и межгосударственные политические отношения, а также политический процесс, который отражает динамику политического развития.

Основными направлениями исследовательского поиска политологии как науки являются: теория политики, которая рассматривает методологические основы политики и политических отношений, процесс формирования и развития политической власти в современном обществе; история политических учений и политическая идеология, изучающие генезис политических партий, содержание различных социально-политических доктрин и концепций, их роль и функции в политическом процессе; теория политических систем и элементов государства, партий, общественных объединений, политических режимов; теория управления социально-политическими процессами, изучающая цели, задачи и формы управления обществом, регулирования процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни; теория международных отношений, рассматривающая межгосударственные аспекты проявления властных отношений.

Для понимания сущности политологии как науки важно знать основные методы, используемые ею, и те функции, которые она объективно выполняет. К наиболее распространенным в политической науке методам исследования относятся:

- структурно-функциональный, который предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли);

- сравнительный метод, сущность которого состоит в сравнении (сопоставлении) различных политических систем, форм правления, режимов и
т. д.;

- исторический метод, который позволяет рассматривать политические явления в процессе их становления и развития, во взаимосвязи друг с другом и с явлениями в других сферах общества (экономической, социальной);

- социологический метод используется при анализе реальной политической жизни и представляет собой совокупность приемов сбора информации для анализа конкретной ситуации и выработки политической стратегии;

- системный метод, сущность которого заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными его элементами в рамках единой системы;

- социально-психологический, ориентирующий на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включения в социальные группы, а также на исследование психологических характеристик групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. п.);

- метод эмпирических исследований, включающий такие приемы и средства, как использование статистики, прежде всего электоральной, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, теория наблюдения, осуществляемого исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или же наблюдение поведения людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др.

Занимая важное место в современном гуманитарном знании, политология выполняет целый ряд функций. Среди них как наиболее важные можно выделить следующие:

- теоретическая функция, суть которой состоит в накоплении имеющегося политического опыта, и на основе которого разрабатываются научно обоснованные концепции. Политическая теория - это обобщенное знание о наиболее значимых связях и закономерностях развития политической сферы общества. Именно теоретическая функция аккумулирует в себе все другие функции политической науки;

- методологическая функция. Она помогает исследователям подбирать наиболее эффективные способы научного познания политических явлений и процессов, которые с наибольшей достоверностью позволяют определить всю совокупность причин и факторов, влияющих на политику;

- функция политической социализации, формирования гражданственности, демократической политической культуры населения;

- мотивационно-регулятивная функция, которая реализуется через непосредственное влияние на политическое поведение. Применение политологических знаний и рекомендаций в практической деятельности по руководству людьми - путь к рационализации всего политического строя;

- функция рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т.д.;

- прогностическая функция, которая предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества при осуществлении той или иной политической доктрины. Объективность позитивных или негативных оценок определяется проведением научных экспертиз принятия наиболее значимых политических решений.

Политология также выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидацию других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов.

__________________________________

Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1. Кратко воспроизведите основные положения политологических взглядов Платона и Аристотеля. Что в них общего и в чем различие?

2. Каким образом политологические теории Т. Гоббса, Д. Локка связаны с социально-экономическими изменениями в Англии ХVII в.? Обоснуйте свое мнение.

3. В чем сущность политологической составляющей марксизма как одного из важнейших направлений социально-политической мысли ХIХ – ХХ вв.?

4. Каким образом проходила институциализация политологии как науки в США и Западной Европе, в России?

5. Какие функции объективно присущи политологии как науке?

ТЕМА 2

ПОЛИТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Социальная природа политики и ее генезис. – Виды политики. – Основные характеристики политики. – Объекты и субъекты политики. – Структура, функции политики и ее границы в обществе.

Политология, изучая политику как самостоятельное, ясно очерченное и реально существующее явление общественной жизни, стремится ответить и на такие вопросы, как природа политики, причины ее возникновения, и характеризуется ли она такими понятиями, как системность, структурированность, функциональность, генезис и др.

На бытовом уровне у каждого человека есть свое представление о том, что же такое политика. Политология стремится к научному, аргументированному осмыслению сущности политики и в том числе в виде определений, дефиниций. Одна из современных формулировок политики – это определение ее как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Политика, как самостоятельная сфера жизни общества, существовала не всегда, но ее отдельные элементы присутствовали уже на самых ранних стадиях формирования и развития человеческого общества. Уже тогда существовали групповые интересы и власть, от которой в значительной степени зависело удовлетворение этих интересов. А это не могло не породить отдельные элементов политических отношений, которые по мере усложнения экономической, социальной, личной жизни людей, усиления дифференциации общества, укрепления власти, ее формализации все более обретали устойчивость, целостность, образуя особую сферу отношений в социуме – политическую.

Как явление общественной жизни, политика институциализировалась тогда, когда появилась государственность, сформировались органы публичной власти, к которым могли апеллировать те или иные социальные группы с целью защиты своих социально значимых интересов. Это, в свою очередь, вызывало определенную реакцию государственных институтов власти, которые стремились, с одной стороны удовлетворить интересы определенных социальных групп, общностей, а с другой стороны, не допустить разрушения целостности социума, если противопоставление интересов одних групп другим станет очевидным и нетерпимым.

Таким образом, политика как явление общественной жизни выкристаллизировалась из многообразия социальных отношений не сразу. Более того, политика никогда не была статичным явлением - она всегда характеризовалась определенным динамизмом. Формирование политики как целостного явления, а затем ее генезис объясняются тем, что общество, власть, государство сами находятся в постоянном развитии, инициируя изменения в политической сфере. Генезис политики реализуется через изменение ее структуры, ротацию ее субъектов, исполнение ею новых функций и др.

Вместо насильственной, беззаконной и античеловеческой борьбы групповых интересов на ранних стадиях развития человеческого общества постепенно появляются и утверждаются цивилизованные формы защиты индивидуальных, групповых и классовых интересов, начинает осуществляться политика, направленная на поиск взаимоприемлемых решений, основанных на естественных правах личности в рамках одобренной и утвержденной законности.

Политика как социальное явление охватывает целую совокупность взаимосвязанных явлений и процессов:

- организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;

- общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по вопросу о государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;

- политическая культура и сознание, составляющие существенную часть политической деятельности и политических отношений;

- совокупность политических организаций и норм, реализующих политические взгляды, цели, интересы, с помощью которых осуществляется политическая власть.

Политика, как социальная реальность, может быть рассмотрена с точки зрения трех ее измерений.

В институциональном измерении политика представляет собой совокупность институтов, осуществляющих властвующую и управляющую деятельность. В политических институтах оформляются и действуют властные отношения.

В своем нормативном отношении политика есть совокупность ценностей, норм и задач политической деятельности, зависящих от интересов социальных групп.

В процессуальном значении политика - это система действий, направленных на реализацию общих интересов и целей по осуществлению власти и управлению государством.

Стремясь классифицировать политику, выделить те или иные ее типы, политология с точки зрения сфер общественной жизни и государства рассматривает в качестве объекта своего изучения такие виды, как:

- экономическая политика. Она связана с регулированием экономических отношений между гражданами и социальными группами. Экономическая и политическая сферы общества тесно взаимосвязаны системой законов, регулирующих экономические отношения и определяющих государственный строй;

- культурная политика направлена на регулирование отношений в сфере духовной жизни общества. Культура и политика как общественные сферы взаимосвязаны системой ценностей, норм, правил политической жизни и политических отношений;

- социальная политика связана с регулированием отношений между гражданами и их группами по вопросу об их статусах и ролях в обществе. От одобрения или неодобрения проводимой государственной политики со стороны общественных структур зависит направление ее дальнейшего развития;

- национальная политика направлена на регулирование отношений между национальными группами и нациями.

Политическая сфера жизни общества имеет свою специфику. Ее образуют виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество не может существовать достаточно долго. В сфере политики формулируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общими делами.

Внутренняя политика характеризует связи и взаимодействия субъектов политики в рамках одного государства. В зависимости от того, какая область общественных отношений является объектом политического воздействия, можно выделять экономическую, национальную, социальную и другие направления внутренней политики, о которых было сказано выше.

Внешняя же политика характеризует весь комплекс отношений одного государства с другими. Стержнем этой политики являются защита национальных интересов и создание максимально выгодных условий для развития страны. Внешняя политика может быть реализована в форме партнерских отношений, взаимовыгодного сотрудничества, а также в форме конфликта и даже войны.

Международная политика имеет определенную специфику, заключающуюся в том, что международные организации не имеют властных полномочий. Поэтому система международных отношений базируется на таких формах, как переговоры, соглашения и сотрудничество, достигаемое на основе компромиссов.

Все направления политики связаны между собой, дополняют и зависят друг от друга. Причем все (внешняя и международная) системы политических отношений направлены на решение главной задачи – укрепление и развитие политической жизни внутри государства.

Весь комплекс политических отношений характеризуется развитостью политической организации общества. Основным ее элементом является государство, которое, располагая властными полномочиями и материальными ресурсами, организует политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. В политическую организацию общества входят также политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации. В некоторых государствах сюда включаются религиозные организации, которые играют большую роль в нравственном и духовном воспитании народа.

Одна из важных характеристик политики как целостного явления – это ее форма, содержание и понимание ее как процесса.

Форма политики – это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях, группах интересов, а также в законах, политических нормах.

Изучать форму политики в конкретном обществе – это значит рассматривать эти ее воплощения в обязательном единстве. Такой анализ позволяет дать оценку степени развитости общества, его культуры, цивилизованности, демократичности и т.д.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений. Так, политика государства может быть гуманной или антигуманной, миролюбивой или агрессивной. При анализе содержания политики важен и анализ механизма принятия решения. Как правило, по своей сути он может быть закрытым или открытым. Например, в тоталитарных государствах механизм принятия решений скрыт от народа, широкие слои населения не принимают участия в выработке и принятии решений. В демократическом (открытом) обществе основные решения принимаются с учетом общественного мнения и под контролем гражданского общества.

В политическом процессе отражаются сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Характеристика политического процесса может дать ответ на вопросы, кто, по каким причинам и с какой целью участвует в политической деятельности, какие задачи участники этого процесса решают в настоящее время и каковы могут быть результаты этой политики. Таким образом, анализ структуры политики позволяет определить ее содержание, соответствие определенному этапу общественного развития.

Политика как явление общественной жизни общества характеризуется структурированностью и системностью. Это значит, что политика, являясь цельным образованием, вместе с тем состоит из определенных элементов (структур), находящихся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, образуя тем самым устойчивую систему.

Элементами политической структуры являются политические субъекты, политические объекты, политическая деятельность, полити­ческий интерес, политическая организация, политическое сознание, политические отношения.

Субъектами и объектами политики выступают люди, социальные группы, реальные общности и организации в зависимости от занимаемой ими позиции в государстве - активной или пассивной. Объект политики – это социальные группы и общности как целое, их интересы. Политическая власть является средством обеспечения согласованной деятельности социальных групп и организаций по осуществлению их общих интересов и потребностей. Политика объективно призвана сплачивать все существующие в обществе организации и группы.

Социальные группы только тогда являются субъектами политики, когда обретают политические качества. Совокупность таковых можно назвать политической субъектностью.

Политическая субъектность – это качественная характеристика политического субъекта, это продукт развития общественных групп, отдельных личностей и их организаций. Это качество политических субъектов связано с объединением, защитой и реализацией общих интересов. Как правило, субъектами политики выступают правящие партии, господствующие классы, те социальные группы, в руках которых находится реальная власть. Политические субъекты разделяются по разным уровням в зависимости от масштабов развития свойств политической субъективности. Народ, нация - это первичные субъекты политики. Государство, партии, общественно-политические институты и организации - это вторичные субъекты политики. Политическая элита, политические лидеры, отдельные члены общества - третичные субъекты политики.

Политическая деятельность – это управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей. Она неразрывно связана с политической властью как со своим средством. Поэтому ее формами могут быть разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а также борьба социальных групп и прочие виды отношений. Формы политической деятельности неотделимы от политических отношений.

Политические отношения – это связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих для всех интересов, государственной власти как их орудия и защиты их интересов. Политические отношения отличаются по следующим признакам: по политической власти, политическим институтам, политическим ценностям. Отношение людей к государственной власти характеризуется их принятием или непринятием господствующих ценностей, участием или неучастием в политике, конфронтацией или сотрудничеством между членами общества. Политические отношения определяют положение и роли социальных групп и индивидов в политике.

Они проявляются в таких формах, как сотрудничество, конфликт, конкуренция, соперничество и др. Политические отношения протекают в трех направлениях: 1) внутриполитическом; 2) внешнеполитическом; 3) международном.

Политические интересы – это обобщенное выражение потребностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как инструментах их реализации. Они показывают устойчивую ориентацию, направленность поведения социальных групп в сфере политических отношений. Политический интерес сопряжен с осознанием человеком своего отношения к властям, к государству, к общим для всех ценностям. Он определяется положением субъекта в системе общественных отношений, его местом и ролью в них.

Сфера политики – это социальное пространство организованных действий и взаимоотношений людей. Она представлена в форме политических организаций.

Политическая организация – это различные политические объединения, непосредственно участвующие в политической жизни и оказывающие влияние на ее развитие. К политическим организациям относятся государство, политические партии, политические институты.

Условием формирования политического субъекта является политическое сознание. Оно проявляется в осознании субъектом политики своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий. Оно формируется под влиянием существующих в обществе политических норм, ценностей и правил.

Политическая жизнь - очень динамичный процесс, которому свойственна определенная внутренняя противоречивость. Динамичность определяется тем, что в ней постоянно появляются новые субъекты, стремящиеся реализовать свои интересы и ценности. К числу субъектов политической жизни относятся политические партии, движения, группы давления и, наконец, личности, стремящиеся реализовать на практике свои политические устремления. Этим же определяется и ее конфликтность, поскольку здесь происходит состязание в различных формах (от демократических выборов до революций и гражданских войн) конкурирующих политических сил за влияние и лидерство.

Существуют два способа разрешения конфликта в политической жизни общества. Первый – насильственный, характеризующийся жесткой конфронтацией политических соперников, и это, в конечном счете, ведет к революциям и войнам. Второй - консенсусный, который характеризуется тем, что стороны признают наличие разнообразных интересов внутри общества и стремятся на основе компромиссов найти целесообразные формы сосуществования.

Источником политической жизни является политическая деятельность, обусловленная политическими интересами субъектов, участвующих в процессе борьбы за власть, реализующих властные полномочия или оказывающих определенное влияние на власть. Таким образом, стратегическим направлением политической деятельности является борьба за власть.

Если попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т. п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти политических лидеров, элиты и т.д.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования. Первый, так называемый макроуровень, характеризует государство как публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, так называемый микроуровень политики, охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.

Изучение политики предполагает и выявление и детальное рассмотрение ее функций. Ведь понимая политику как сложно организованную систему элементов (структур), тем самым мы предопределяем наличие у них функций, реализуемых через постановку и достижение (решение) соответствующих целей, задач. Функциональный метод при изучении политики возникает в рамках западноевропейской политологии в середине ХХ в. и позволяет глубоко и всесторонне анализировать политику того или иного общества, субъекта политических отношений.

К важнейшим функциям политики относятся:

- поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности. Политика осуществляет действие сплочения всех социальных структур, общностей, групп в деле образования государственного целого. Целью политики становится распределение между различными политическими субъектами обязанностей, обеспечивающих единство государства;

- формулировка целей развития общества и составляющих его коллективных субъектов; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

- авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ. В этом смысле политика направлена на поддержание существующей общественной структуры.

- предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

- интегративная функция политики - объединение общества и составляющих его групп как необходимое условие жизнеспособности существующей общественной системы и ее прогресса. Политика, представляющая собой совокупность политической деятельности, политической власти, политических отношений, направлена на объединение всех элементов политической жизни. Из этого следует, что сфера политики включает в себя все, что обеспечивает или препятствует реализации общих интересов социальных групп и сообществ, все, что связано с человеческими ценностями;

- коммуникационная функция - выявление сложных социальных субъектов и установка с ними определенных коммуникаций (отношений). Политика выявляет смысл существования социальных общностей, способствует выработке приемлемых для субъектов правил поведения.

Политика выполняет ряд специальных (для различных типов социальных систем) функций. К ним относятся:

- поддержание классового или социального господства;

- защита основополагающих прав человека;

- привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

- обеспечение социальной справедливости и общего блага.

Проста и понятна другая типология функций политики, предложенная Г. Алмондом. Он выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» - воздействия общества на политику и функция «вывода» - влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» относятся политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике, артикуляция интересов, агрегирование интересов, к функциям «ввода» - разработка норм (законов), их применение и контроль за их соблюдением.

Многообразие функций современной политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Какова же область распространения политики, каковы ее границы?

Политика, являясь самостоятельной сферой жизни общества, не отгорожена от других ее сфер непроницаемой стеной. Более того, политическая составляющая есть (или может проявиться) в любом вопросе экономической, производственной, культурной и т.д. жизни людей. Но это возможно только при условии, если возникшая проблема требует постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан и т.д.), или временно приобретает политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).

В итоге по любому вопросу и в любой сфере жизни общества может проявиться политическая составляющая и сохраняться как кратковременно, так и достаточно долго. В некоторых аспектах социальной жизни людей политическая составляющая присутствует постоянно.

Таким образом, политика может иметь и имеет границы. Благодаря этому у нас есть возможность вычленить ее из сложного конгломерата общественных отношений и рассматривать как самостоятельное явление социума. Вместе с тем, границы политики всегда подвижны. В долговременном плане это зависит от того, на каком историческом этапе своего развития находится то или иное общество и насколько это влияет на политическую сферу, на конфигурацию ее границ. В краткосрочном плане подвижность границ политики определяется тем, где и на какой срок политическая составляющая заявила о себе, как долго та или иная проблема требует политического вмешательства.

Кроме того, границы распространения политики (ее расширения или сжатия) также зависят от власти, ее ресурсов, степени ее консолидации, уровня организации, качества управления, наличия органов принуждения и их управляемости, степени гражданской активности населения, возможности ее проявления и др.

Фактически почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придает им особый аспект – делает их объектом воздействия публичной власти.

Широкое проникновение политики в общество не означает, что она не имеет границ, пределов. В мировой социально-политической мысли по этому вопросу существуют различные точки зрения. Наиболее известные из них – тоталитарные, анархистские, либеральные и кейнсианские теории.

В тоталитарных моделях построения жизни социума политика непосредственно управляет всеми другими сферами, фактически упраздняет гражданское общество, автономию частной жизни. Тоталитарные концепции устраняют всякие ограничения политического воздействия, исходят из всеобъемлющей, тотальной политизации общества, политического командования экономикой, культурой, наукой и т. д.

В реальной жизни за всеобъемлющей ролью политики всегда стояли (а в некоторых государствах находятся и сейчас) определенные организованные группы людей, наделяющие себя правом тотального контроля и регламентации всех сторон жизнедеятельности общества.

Анархистские политологические концепции являются антиподом тоталитаризма. Они отождествляют политику, всякую организованную власть с насилием, подавлением личности и стремятся заменить ее самоуправлением, добровольным объединением свободных суверенных людей, сохраняющих свободу выхода из ассоциации. Получив значительное распространение в XIX в., анархизм впоследствии утратил существенное влияние на интеллектуальную и политическую жизнь, не сумев доказать практическую реализуемость своих целей.

В настоящее время неонархистские идеи присущи некоторым политизированным, преимущественно молодежным объединениям, а также прослеживаются в политических заявлениях и практических действиях так называемого движения антиглобалистов.

Политологические концепции либерализма, сформировавшись в XVIII в., в дальнейшем пережили определенные трансформации, при этом сохраняя в себе существенное – ограничение влияния политического на жизнь общества Классический либерализм предполагает, что государство создается свободными гражданами для вполне ограниченных целей – охраны общественного порядка, гарантий безопасности, свободы и других фундаментальных прав личности, а также для обеспечения благоприятных условий хозяйствования и общения людей. Сфера политики ограничена. Она не распространяется на дела гражданского общества.

В середине ХХ в. экономистом Д. Кейнсом была предложена неолиберальная социально-экономическая концепция, суть которой – допуск возможности вмешательства государства в экономику, сферу социального обеспечения, занятости, в трудовые и другие общественные отношения. Кейнсианские взгляды на роль государства и политики преобладают в современных постиндустриальных демократиях и служат, в частности, теоретическим обоснованием социального государства.

Выступая за регулятивную роль политики по отношению ко всему обществу, кейнсианство и близкие к нему современные теории признают, в отличие от тоталитаризма, определенные границы политического вмешательства. Важнейшие из таких границ – разнообразные права человека, а также принципы рыночной экономики, нарушение которых могло бы подорвать систему частного предпринимательства. В современных постиндустриальных государствах по этим вопросам обычно существует общественный консенсус, классический пример которого - скандинавские государства и, в частности, шведская модель взаимоотношений государства и общества, власти и людей.

_____________________________________

Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1. Воспроизведите основные моменты формирования политической сферы общества?

2. Как вы полагаете, с чем прежде всего связано появление политики как самостоятельного явления жизни общества.

3. Назовите основные виды политики и кратко их охарактеризуйте.

4. Что такое форма, содержание политики? Поясните свой ответ.

5. Назовите основные функции политики. Подкрепите свой ответ конкретными примерами.

6. Кратко раскройте содержание основных политологических концепций, объясняющих границы политики в обществе.

ТЕМА 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: