Ловкость – способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
В различных физических упражнениях ловкость проявляется и развивается по-разному. Условно это качество можно классифицировать следующим образом:
1. Ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы (например, быстро сесть, лечь, встать и т.п.);
2. Ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной (меняющейся) обстановки (лазание, перелезание и т.п.);
3. Ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением (бокс, борьба, перетягивание и т.п.);
4. Ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами (броски и ловля, перебрасывание, жонглирование и т.п.);
5. Ловкость, проявляемая в командных действиях.
Для комплексного совершенствования ловкости наиболее ценным средством являются подвижные и спортивные игры, где занимающиеся сталкиваются с разнообразными и непредвиденными двигательными задачами, требующими быстрых рациональных двигательных реакций.
Возрастных ограничений для воспитания ловкости нет. Ее следует воспитывать систематически с раннего возраста в соответствии с биологическими и психологическими особенностями занимающихся.
Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:
а) упражнения, в которых нет стереотипных движений, а имеется элемент внезапности (например, подвижные и спортивные игры);
б) упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации в точности движений (например, жонглирование мячом, метание в цель, акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и т. д.);
в) специальные задания, в которых по сигналу необходимо резко менять направление, темп, амплитуду движений.
При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
1) разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания;
2) варьировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;
3) регулировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;
4) определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям восстановления пульса.
В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:
1. выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
2. зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
4. усложнение условий выполнения обычных упражнений;
5. изменение скорости и темпа движений;
6. изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).