Психологические аспекты обучения военнослужащих. Психологическое обеспечение боеготовности

Психологические аспекты обучения военнослужащих.

Процесс учебно-боевой подготовки представляет собой систему мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава, сплочению подразделений, частей, соединений Вооружённых сил для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с их предназначением. Учебно-боевая подготовка, её содержание и направленность обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

В современных условия главная задача обучения и воспитания военнослужащих состоит в том, чтобы в каждом воине и боевом коллективе сформировать и закрепить боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать высокое боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.

С психологической точки зрения сущность боевой подготовки состоит в обеспечении активного, сознательного и прочного усвоения военнослужащими знаний, навыков и умений.

Знания – это совокупность сведений о предметах и явлениях, отражённых человеком в их причинно-следственных связях и отношениях.

Офицер, занимающийся обучением подчинённых, должен знать и учитывать психологические свойства процесса познания. Перечислим их.

1) Переработка информации всегда осуществляется не после восприятия, а в ходе восприятия. При этом каждый индивид выделяет то, что для него более значимо. Поэтому изучаемые объекты или явления нужно представлять по возможности ярко, подчёркивать их наиболее существенные черты, а также учитывать опыт обучаемого и уже имеющиеся у него знания.

2) В зависимости от типа мышления, присущего индивиду, формирование знаний осуществляется либо конкретно-практическим путём – сопоставлением объектов до нахождения правильного решения, либо абстрактно-логическим – опосредованным, отвлечённым, умственным путём. Необходимо учитывать эти индивидуальные особенности.

3) Переработка информации, ведущая к образованию знаний, носит не только сознательный, но и неосознаваемый характер.

Навыком в психологии принято считать частичную автоматизированность выполнения и регуляции целесообразных движений и действий. Навык освобождает сознание человека от контроля за «черновой работой», позволяя сосредоточиться на главном.

В зависимости от того, какие действия автоматизируются, выделяются и виды навыков: 1) сенсорные, связанные с автоматизмом получения информации (определение различных параметров на глаз, на слух, на вкус и т.д.); 2) двигательные, когда автоматизируются мышечные действия (работа конечностей при вождении машин, выполнении физических упражнений на спортивных снарядах, игра на музыкальных инструментах); 3) умственные (расчёт точки прицеливания при стрельбе прямой наводкой, решение дорожных ситуаций при вождении машины и др.).

Для выработки навыков необходимо соблюдать следующие условия:

1. Многократное сознательное повторение действий.

2. Контроль, помощь и корректировка извне.

3. Понимание своих ошибок, их причин и способов устранения.

4. Наращивание темпа, нагрузок и общей продолжительности действий.

5. Поддержка и стимулирование упражнений.

Умением называется способность использовать имеющиеся знания и навыки для успешного решения сложных теоретических и практических задач. Формирование умений может осуществляться несколькими путями: во-первых, путём сообщения учащимся необходимых знаний и постановкой задач по их применению (проблемное обучение); во-вторых, путём распознавания типовой задачи и определения операций, необходимых для её решения (алгоритмизированное обучение); в-третьих, путём поэтапной психической деятельности по переработке и применению полученной информации для решения поставленных задач (обучение посредством поэтапного формирования умственных действий).

Развитию умений способствуют формирование интереса к изучаемому предмету, активизация мышления за счёт постановки посильных задач, увлечение процессом работы путём поддержки, одобрения, создания благоприятных условий, избегание шаблона, упрощений и послаблений.

Но при организации обучения недостаточно грамотно организовать учебный процесс, необходимо учитывать и способности подчинённых.

Способности – это совокупность устойчивых психологических особенностей человека, предопределяющих успех в каком-либо виде деятельности.

Степень развития общих способностей зависит от уровня интеллекта и особенностей личности. Личностными особенностями, влияющими на уровень общих способностей, являются:

Ø трудолюбие и работоспособность;

Ø способность к концентрации внимания и наблюдательность;

Ø развитое творческое мышление, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности и возможности переключения с одного вида деятельности на другой. Кроме того, они служат социально-психологической основой для развития специальных способностей к определённому виду деятельности (преподавательской, инженерной, музыкальной и т. д.). При этом общие способности определяют эффективность деятельности в ситуациях, требующих от личности проявления самых различных качеств.

Способности не являются врождёнными, врождённый характер носят только задатки, т. е. те биологические предпосылки, которые лежат в основе способностей. Но развиваются или не развиваются имеющиеся у человека задатки, зависит от условий его жизни, воспитания и обучения.

Наличие способностей, как правило, помогает человеку овладеть соответствующим видом деятельности. Но это не значит, что имеющиеся способности у того или иного человека всегда и безусловно дают ему преимущества в сравнении с другим человеком, у которого эти способности выражены слабее. У человека имеются возможности компенсировать некоторые недостающие качества другими.

Способности нельзя смешивать со знаниями, умениями и навыками, хотя они и взаимосвязаны. Высокого уровня знаний, навыков, умений может достичь любой человек с трудолюбивым, упорным характером. Разница в том, что наличие способностей позволяет ему достичь того же результата гораздо быстрее.

Психологическое обеспечение боеготовности.

Для обеспечения боеготовности недостаточно обучить военнослужащих военно-профессиональными знаниями и навыками. Необходима специальная психологическая подготовка к боевой деятельности, и такой подготовке в последнее время отводится большая роль. При этом в учебной литературе, ряде руководящих документов и на практике приходится сталкиваться с такими понятиями, как морально-политическая и психологическая подготовка, морально-психологическая подготовка и морально-психологическое обеспечение.

Когда употребляется понятие «психологическая подготовка», имеется в виду непосредственное формирование психологической устойчивости к воздействиям боевой обстановки. Понятие «морально-психологическая подготовка» подразумевает усиление поведенческого, нравственно-этического аспекта. Наконец, понятие «морально-политическая и психологическая подготовка» обозначает всестороннее воздействие на идейный, поведенческий и непосредственно психологический компоненты. Следовательно, правомерно употребление всех этих понятий, так как они обозначают различные аспекты работы с личным составом.

Что касается понятия «морально-психологического обеспечения», то здесь имеется в виду комплекс разнообразных мер, стоящих в одном ряду с тыловым, техническим и другими видами обеспечения боевых действий. Морально-психологическое обеспечение включает проведение воспитательных, информационных, правовых и культурно-досуговых мероприятий, а также мероприятий собственно психологической подготовки. Предусматривается и комплекс мер по нейтрализации психологического воздействия противника. Данный вид обеспечения деятельности военнослужащих осуществляется с учётом характера предстоящих боевых действий, поставленных задач, морально-психологического состояния своих войск и войск противника.

При организации морально-психологического обеспечения боевой подготовки личного состава следует иметь в виду, что боевая деятельность – это особый вид воинской деятельности. Она имеет место в условиях боя, войны и всегда отличается от учебно-боевой деятельности. Предметом боевой деятельности является реальный противник, его личный состав, техника. Средством – оружие и боевая техника. При учебно-боевой деятельности реальный противник отсутствует. Поэтому между учебной и боевой деятельностью имеются существенные различия. Рассмотрим, как сблизить психологическое содержание учебно-боевой и боевой деятельности.

Основное различие двух этих видов воинской деятельности заключается в мотивации.

Опрос офицеров, участвующих в учениях, показал, что наиболее значимыми мотивами для них являются чувство долга, ответственность перед командиром, коллективом, желание добиться высокой оценки, поощрения. В условиях же боевой деятельности фактор опасности, воздействуя на мотивационную сферу военнослужащих, изменяет внутреннее содержание деятельности, придаёт иное значение действиям, меняет их смысл. Мотивами боевой деятельности офицеры – участники афганской войны назвали патриотизм, боязнь осуждения со стороны товарищей, стремление отомстить за погибших, чувство ненависти, желание выжить, боязнь попасть в плен, быть раненым, убитым, страх. Исходя из перечисленного, очевидно, что сформулировать мотивы боевой деятельности в мирное время довольно трудно. В этом заключается одна из основных проблем психологической подготовки военнослужащих.

Кроме того, при организации психологической подготовки военнослужащих следует учитывать наиболее существенные характеристики психики, от которых зависит поведение человека в бою, с тем, чтобы предусмотреть возможные психические нарушения в экстремальной обстановке.

Свойствами психики, способствующими эффективному осуществлению боевой деятельности, являются:

1) сформированность системы мотивов;

2) надёжность функционирования психических процессов;

3) контролируемая реакция на факторы боя;

4) возможность саморегуляции психических состояний.

Для достижения победы военнослужащему недостаточно уметь пользоваться оружием и боевой техникой и знать тактику боя, он должен быть готов к применению своих навыков в любых условиях, которые могут сложиться в боевой обстановке, в чём и состоит цель психологической подготовки. При этом основными психологическими факторами являются:

1) опасность – осознание угрозы своим здоровью и жизни;

2) внезапность – неожиданные изменения обстановки в ходе выполнения задачи;

3) неопределённость – отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения задачи или о противнике;

4) увеличение темпа действий – сокращение времени на выполнение действий;

5) дефицит времени – условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно за счёт простого увеличения темпа действий, необходимо изменение содержания структуры деятельности.

Основным фактором, определяющим психологическую специфику боевых ситуаций, принято считать опасность. Степень других воздействий зависит от степени опасности. При этом реакция человека на опасность может быть различной: сознательной, опосредованной или же импульсивной, непосредственной, укладывающейся в схему «стимул-реакция». От характера реакции на опасность зависит и характер поведения: в первом случае оно сознательно контролируется, во втором является ситуативным, импульсивным, целиком зависит от ситуации. Следовательно, задачей психологической подготовки служит формирование контролируемой реакции на факторы боя.

Например, в опасной ситуации неизбежно возникает такая эмоция, как страх, бесстрашных людей не существует. Однако смелого человека отличает то, что он в состоянии контролировать свой страх, поэтому формирование устойчивости к страху направляется не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его появлении. Достичь этого можно с помощью специальных методов саморегуляции.

В ходе психологической подготовки военнослужащих необходимо подробно информировать об особенностях и условиях предстоящей боевой деятельности, о трудностях выполнения боевой задачи, о путях их преодоления. В ходе занятий и учений моделируется внешняя картина боевых действий и психологическая модель боевой деятельности воина со всеми условиями боевой обстановки, которые, отражаясь в сознании, способны вызвать психические реакции, подобные возникающим в реальном бою. Насыщенность занятий и учений элементами опасности и риска, неожиданности и новизны первоначально вызывает у личного состава психическую напряжённость, но разъяснение значимости преодоления трудностей и выполнения поставленной задачи, как правило, формирует устойчивую мотивацию к достижению успеха в учебном бою. Такая мотивация, в свою очередь, способствует выработке навыков преодоления психической напряжённости и других негативных состояний.

В ходе многократного повторения упражнений в постоянно усложняющихся условиях контроль военнослужащего над своими психическими состояниями и действиями улучшается. Постепенно формируется психологический механизм устойчивого подавления неуверенности и страха.

В результате дальнейшего упрочения эмоционально-волевого контроля военнослужащего за счёт привыкания к опасности и другим факторам боевой обстановки психическая напряжённость ослабевает и стабилизируется на оптимальном для него уровне.

С улучшением эмоционально-волевого контроля у личного состава возрастает уверенность в своих способностях преодолевать трудности и достигать поставленной цели. Уверенность в себе, своём оружии, командирах и товарищах помогает точнее оценивать боевую ситуацию, эффективнее использовать на практике свои знания, навыки и умения. Это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению боевой задачи.

Для воссоздания психологических факторов боя используются различные приёмы моделирования боевой обстановки. Их принято классифицировать по следующим признакам:

Ø по средствам моделирования боя;

Ø по модальности воздействия (на зрительное, слуховое, тактильное или иное восприятие);

Ø по механизмам воздействия на военнослужащих.

По средствам моделирования факторов боя выделяют следующие приёмы психологической подготовки:

Ø словесно-знаковые. При словесно-знаковом моделировании воздействие на военнослужащих осуществляется посредством слов, знаков, информативных жестов. Это может быть рассказ о предстоящем бое, возможности получить травму и др.;

Ø наглядные. При наглядном моделировании воздействие осуществляется путём показа различных предметов, например, после воздействия на них стрелкового и других видов оружия (сильное воздействие оказывает вид убитого военнослужащего или труп человека, прострелянный автоматной очередью);

Ø компьютерные. Воздействие на военнослужащих осуществляется путём моделирования факторов боя в ходе решения задач и игр при работе на ЭВМ;

Ø тренажёрные. Воздействие осуществляется путём моделирования факторов боя с использованием технических средств, способствующих выработке тех или иных навыков и умений;

Ø имитационные. Воздействие на военнослужащих осуществляется с использованием средств имитации внешних признаков боевой обстановки;

Ø боевые. Воздействие осуществляется путём моделирования факторов боя с использованием боевой техники, вооружения и подручных средств, применяемых для организации и ведения боевых действий.

По модальности воздействия выделяют следующие приёмы психологической подготовки:

Воздействие на психику военнослужащих через слух.

Ø Крики и стоны. Такое воздействие применяется в наиболее напряжённые моменты учений: заранее подготовленные военнослужащие неожиданно для остальных имитируют раненых, издающих стоны и крики.

Ø Гонги, звонки, сирены, колокола. Это воздействие лучше применять в небольшом пространстве – в помещениях, укрытиях, что повышает напряжённость.

Ø Звукозаписывающие и радиотрансляционные средства. В этом случае воспроизводятся звуки боя и различные необычные звуки (шум, грохот, свист).

Ø Взрывчатые вещества. Здесь эффективность достигается продолжительностью воздействия, а не его силой.

Воздействие на психику военнослужащих через зрение.

Ø Световые эффекты (вспышки взрывов, ламп, прожекторов). Ослепление, отвлечение внимания с помощью световых эффектов в соединении с необходимостью выполнения поставленной задачи приводит к повышению психологической напряжённости.

Ø Разрушения, развалины, чучела. Вызывая с их помощью чувства отвращения, страха, подавленности и требуя при этом выполнения задачи, можно научить военнослужащих преодолевать отрицательные эмоции.

Ø Демонстрация воздействия оружия и техники на предметы. Непосредственно наблюдая воздействие оружия и техники на предметы, военнослужащие вырабатывают у себя устойчивость к психологическим факторам боевой обстановки.

Воздействие на психику военнослужащих через обоняние. Создавая участки имитации заражения местности учебными рецептурами ОВ (например, аммиачной водой), другие участки с преобладанием резких, тошнотворных запахов, гари, на которых военнослужащие в средствах защиты и без них будут отрабатывать вопросы боевой подготовки, можно приблизить условия их деятельности к реальным, возникающим в боевой обстановке.

Воздействие на психику военнослужащих через тактильные ощущения. Кроме того что воин слышит, видит, для формирования у него новых психических образов большое значение имеют тактильные ощущения. Когда воин имеет возможность подержать в руках пулю, осколки мин, снарядов, ощутить воздействие ударной волны, действовать в очагах пожаров, заражения, у него формируется более полное представление о реальной картине боя.

Воздействие на психику военнослужащих через вестибулярный аппарат. Многочисленные быстрые перемещения, высокая степень напряжённости, действия в ночных условиях, небольшие, закрытые пространства боевых машин, трудности ориентации, характерные для боевой обстановки, предъявляют повышенные требования к вестибулярному аппарату. Различные физические упражнения (кувырки, упражнения на брусьях, перекладине, действия на ограниченных площадях, расположенных на высоте, передвижения в темноте) укрепляют вестибулярный аппарат, а также формируют уверенность в собственных силах.

По механизмам воздействия на военнослужащих методы психологической подготовки подразделяются на:

Ø Методы убеждения. Это методы преимущественно интеллектуального воздействия с помощью логических обоснований.

Ø Методы принуждения. Воздействие направляется на мотивационную сферу человека помимо его желания и воли.

Ø Методы внушения. Осуществляется преимущественно эмоционально-волевое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие готовых выводов и решений.

Ø Методы подражания. Эти методы представляют собой принятие и воспроизведение поведения и состояния другого человека. Они могут носить мотивационный характер или же характер слепого копирования.

Ø Методы заражения. Это бессознательная, невольная подверженность личности определённым психическим состояниям.

Ø Методы привыкания. Такие методы направлены на формирование устойчивости к тем или иным воздействиям путём их многократного повторения.

Ø Методы самовнушения. Эти методы предполагают обучение военнослужащих навыкам произвольного целенаправленного самовнушения посредством вербальных (словесных) самоинструкций или мысленного воспроизведения определённых образцов и ситуаций, связанных с искомым изменением психического или физического состояния.

Помимо этого, в целях психологической подготовки к действиям в боевых и других экстремальных условиях могут использоваться психофармакологические и некоторые другие методы воздействия на человеческую психику.

Следует отметить, что для успешного решения задачи психологической подготовки недостаточно лишь знания методов моделирования психологических факторов боя и воздействия на военнослужащих. Необходима умелая организаторская работа командиров, штабов и органов воспитательной работы, которые должны активно внедрять обоснованные и проверенные на практике приёмы психологической подготовки, помогать офицерскому составу в разработке новых методов воздействия на подчинённых, проявлять заботу о совершенствовании материальной базы с учётом требований психологической подготовки. При этом обязательно должна учитываться специфика боевой деятельности различных специалистов.

Психологическое обеспечение боеготовности войск подразумевает и квалифицированное противодействие боевым стрессам, развивающимся вследствие ощущения угрозы нормальному течению жизни, физическому и психическому здоровью.

Борьба с боевыми стрессами должна быть организована как в ходе боевых действий, так и непосредственно после них. Если лицам, подвергшимся боевым стрессам (а, по данным военных психиатров, это почти 100% участников боевых действий), не оказывается своевременная помощь, у них развиваются различные психические нарушения, возможно злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками). Наиболее характерными психологическими последствиями стрессовых ситуаций являются реактивные психозы, которые возникают не на пике экстремальной ситуации, а на её спаде, когда накопившиеся эмоции вырываются наружу. Поэтому сразу после окончания боевых действий военнослужащим должна оказываться квалифицированная помощь, которую осуществляют специально подготовленные врачи, психологи, немаловажной может быть и роль священнослужителей.

«Конфликты в подразделении, основные способы их предупреждения и разрешения»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: