Психологический анализ сообщений граждан 19 страница

Арсенал психологических методов и приемов, характеризующих мастерство переговорщиков и учитывающих особенности конкретной ситуации криминального характера, должен быть велик и гибок.

Здесь имеют большое значение наработанные психологической наукой и педагогикой методы убеждения, внушения (вербального и невербального), стимулирования, психологического давления. Убеждение как главный метод психолого-педагогического воздействия предполагает использование возможностей разъяснения, опровержения, приведения доказательств. Логическая аргументация позволяет показать лицам, совершающим преступления, бессмысленность их противостояния силам правопорядка. Обращение к эмоционально-волевой сфере нередко бывает весьма действенным приемом психологического воздействия и весьма успешно используется во многих случаях переговоров с преступниками. Вызов альтруистических эмоций, чувства страха позволяет преодолеть психологические барьеры, удерживать преступников от достижения преступных целей. Поскольку многие террористические акции совершаются группой лиц, важно разобраться с индивидуальными психологическими особенностями каждого участника группы, использовать имеющиеся в их среде конфликты, нейтрализовать тех, кто занимает наиболее агрессивную позицию.

Анализ психологических особенностей взаимоотношений, возникающих между террористами и их жертвами, выявил так называемый «стокгольмский синдром», который выражается в необычном чувстве взаимной симпатии. Положительная сторона синдрома — снижение опасности посягательств на жизнь и здоровье жертв преступления, увеличение возможности их освобождения преступниками. Отрицательная — использование террористами жертв преступления для оказания воздействия на органы правопорядка (дезинформация и др.).

Изучение практики переговоров с преступниками указывает на два наиболее характерных периода их ведения, которые заметно отличаются друг от друга содержанием, положением сторон, эмоциональной окраской: 1) первоначальный и 2) последующий.

Наиболее сложным с психологической точки зрения является первоначальный период переговоров. Он характеризуется внезапностью действий преступников, их стремлением подавить волю представителей правоохранительных органов, навязать им удобные для себя формы диалога. При этом в ход идут разного рода оскорбления, угрозы, шантаж, предъявляются ультимативные требования о выполнении условий в краткие сроки.

Наиболее правильной тактической линией правоохранительных органов в такой экстремальной ситуации является демонстрирование психологической устойчивости, снятие эмоционального напряжения, затягивание переговоров для того, чтобы выиграть время для всестороннего уточнения обстоятельств возникновения криминальной ситуации и осуществления разведывательных (диагностических) поисковых мероприятий. Цель этих мероприятий — выяснение личности преступников, их численности, наличия судимостей у них, возрастных, физичебких, психических и других особенностей, а также получение сведений о намерениях и связях преступников, видах и количестве оружия у них. Одновременно выясняются число захваченных заложников, их установочные данные, местонахождение, отношения с преступниками, состояние здоровья. Проводится рекогносцировка для выбора наиболее целесообразной формы дальнейшего ведения диалога (устной, письменной, с использованием технических средств связи и усиления звука, через посредников, с помощью переводчиков).

С учетом собранной информации принимается решение о задействовании сил и средств, включая специальные средства и оружие, для обеспечения безопасности и возможного пресечения преступных действий силой. Их развертывание должно явиться аргументом, подтверждающим решимость правоохранительных органов принять меры, направленные на задержание преступников и освобождение заложников, на ведение переговоров с позиции силы. Главное здесь — не растеряться, не становиться на путь панических обещаний, успокоить сторону, выдвигающую незаконные требования, ввести разговор в русло длительного обсуждения. При этом надо иметь в виду, что и для преступников высказываемые ими угрозы (убийства, например) носят, как правило, «демонстративный» характер, можно сказать, рассчитаны на испуг представителей правоохранительных органов. На пути реализации угроз лежат соображения преступников о том, что именно угрозы (а не их исполнение) являются по существу единственным способом достижения их целей.

Психологическое обеспечение этого периода переговоров с преступниками предполагает использование технологий установления психологического контакта с лицами, совершающими преступления, создание на основе получения исходной информации их психологического портрета, разработку на этой основе сценария дальнейших действий.

Второй период ведения переговоров с преступниками связан с рассмотрением конкретных требований или условий, которые выдвигают преступники, и внесением логических элементов в переговоры. Сам этот факт в значительной степени предопределяет известную пассивность позиции преступников, ибо им приходится рассматривать различные варианты решений, предлагаемые правоохранительными органами, соглашаться с ними или отвергать их. В то же время правоохранительные органы получают возможность мобилизовать необходимые силы и средства, которые воспринимаются преступниками как угроза, крушение их замыслов. Иными словами, начало второго периода переговоров нередко является залогом успеха. Однако положение подчас усугубляется тем, что преступники (особенно лица, захватившие заложников) продолжают «психологическую атаку», навязывают тактику «митингового» обсуждения, создают трудности в конкретном рассмотрении предмета переговоров.

Наиболее оправдывает себя здесь тактический контрприем — предложение преступникам выделить своего представителя (посредника) для обсуждения в более спокойной обстановке выдвинутых ими условий. Преступники обычно опасаются, что их представитель может вне контроля соучастников пойти на поводу у сотрудников правоохранительных органов. Эти сомнения необходимо рассеять, предложив преступникам самим определить, где и когда может быть установлен контакт с их представителем, как они будут информироваться о ходе переговоров. Замечено, что выделение преступниками представители обычно направляет переговоры в более спокойное русло.

Во втором периоде переговоров возможен перехват у преступников инициативы в диалоге. Это обеспечивает повышение эффективности психолого-педагогического воздействия на преступников, склонение их к отказу от противоправного поведения. В результате они снижают свою активность в переговорах, делают паузы для ответа на предложения стороны, захватившей инициативу в диалоге, теряют последовательность в своих утверждениях и требованиях, занимают оборонительную позицию, начинают прислушиваться к доводам и суждениям другой стороны. Главным доводом во всех переговоpax, связанных с захватом заложников, должна быть постоянно подчеркиваемая для преступников в различной интерпретации мысль о том, что диалог с ними имеет смысл лишь в том случае, если они гарантируют жизнь и здоровье заложникам. В противном случае применение силы закона является правомерным и неотвратимым, вплоть до использования оружия на поражение. На протяжении всего времени переговоров необходимо поддерживать у преступников убеждение в возможном удовлетворении их требований, чтобы удержать их от насилия по отношению к заложникам или от совершения ими других преступных намерений.

Эти два периода переговоров с преступниками могут быть детализированы. Выделение в них ряда этапов позволяет более свободно ориентироваться в ходе диалога с преступниками, способствует достижению большей логичности и последовательности ведения такого диалога, повышает профессионализм в осуществлении переговоров с преступниками, помогает более быстрому получению необходимых результатов.

Первый этап — во время его реализации обобщается первоначальная информация о возникновении криминальной ситуации, требующей ведения переговоров, принимается решение об их ведении, выделяются переговорщики, собираются дополнительные данные о создавшемся конфликте, определяется тактика ведения диалога с преступниками, устанавливаются контакты с ними, достигается стабилизация обстановки.

Второй — «захват позиций». В ходе его осуществления организуется задействование сил и средств, обеспечивающих общественную безопасность, прорабатывается возможность разрешения конфликта силой, изыскиваются меры психолого-педагогического воздействия на преступников и склонения их к отказу от противоправного поведения.

Третий этап включает в себя выдвижение условий и обсуждение их приемлемости, поиск компромиссов, нахождение вариантов взаимоприемлемых решений, торг, психологическую борьбу.

Четвертый — включает достижение полного или частичного соглашения, определение путей его реализации, анализ проведенной работы.

На всех этапах переговоров надо постоянно иметь в виду возможность уменьшения числа заложников, в первую очередь женщин, детей, больных и пожилых людей, используя для этого все поводы. Каждый освобожденный заложник — успех, достигнутый переговорщиками. Выделение указанных периодов и этапов позволяет более конкретно определять формы и методы психологического воздействия на преступников, добиваясь большей его эффективности.

Тактика при «тупике» переговоров. Анализ требований, выдвигаемых преступниками, позволяет определить мотивы преступных действий и три категории выдвигаемых условий:

• непротивоправные, приемлемые (выслать комиссию для проверки жалоб, представить возможность выступить в средствах массовой информации, предъявить претензии к государственным и иным органам, добиться возвращения долгов, разрешить бытовые конфликты и т.д.);

• противоправные, приемлемые (добиться выезда за рубеж, получить выкуп, транспортные средства и т.д.);

• противоправные, неприемлемые.

Закон «О борьбе с терроризмом» установил, что при ведении переговоров с террористами в качестве условий прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния (ст. 14, пп. 2, 3). Соответствующее реагирование сил правопорядка на выдвигаемые условия определяет характер и направленность психологического воздействия на лиц, совершающих преступления.

В случае упорного выдвижения преступниками неприемлемых условий, когда переговоры зашли в тупик, т.е. стороны не нашли взаимоприемлемых решений, договоренность не достигнута, используется технология переговоров «для прикрытия» (оперативная игра).

Такое положение в основном возникает, когда возможный вред от принятия выдвигаемых преступниками условий превышает уровень того вреда, который уже достигнут в результате учиненных преступных действий. Осознание тупика переговоров влечет за собой постановку вопроса о применении силы, если речь идет о сохранении жизни заложников. Упорство преступников может быть сломлено насильственными мерами, но эти меры возможно осуществить лишь в наиболее удобный момент, когда обстановка максимально способствует сохранению жизни и здоровья заложников, а также в определенной степени самих преступников. Кроме того, данная акция должна непременно гарантировать безопасность сотрудников правоохранительных органов и других лиц. В этих целях и используются переговоры для прикрытия.

Суть названных переговоров — продолжение диалога с преступниками для создания ситуации, при которой можно наиболее эффективно и безопасно осуществить операцию пресечения преступных действий. Переговоры становятся прикрытием успешной реализации намеченных планов использования имеющихся у правоохранительных органов сил и средств. Вести подобные переговоры надо так, чтобы преступники не почувствовали изменения тональности диалога, не догадались о принятом решении подавить их сопротивление силой. Здесь возможны из тактических соображений фиктивное согласие на выполнение определенных требований, демонстрация выполнения выдвинутых преступниками условий и т.д. Чем больше контраст между успокаивающей манерой ведения переговоров и внезапностью решительного применения силы, тем эффективнее результат. В этом смысл и назначение переговоров «для прикрытия».

Кроме ситуаций «тупика» переговоров, имеют место факты, когда диалог для прикрытия ведется при изначально принятом решении применить силу. Как правило, это связано с тем, что преступники уже осуществили преступные действия против заложников (убийства, ранения, истязания). Переговоры для прикрытия незаменимы в случаях ведения диалога с преступниками, когда их местонахождение неизвестно (угрозы совершить террористические акты, передаваемые по каналам связи, при похищении людей и др.).

Переговоры с душевнобольными. От переговоров с преступниками в собственном смысле следует отличать их имитацию. Она возможна в случаях, когда приходится иметь дело с душевнобольным человеком. По существу, здесь отсутствует субъект переговоров, реагирующий на логическую сторону

диалога и отдающий себе отчет в содеянном. В данных случаях имитация переговоров должна быть направлена прежде всего на снятие агрессивности поведения. При этом необходимо демонстрировать согласие с требованиями и высказываниями собеседника, даже с самыми нелепыми, не отказываться от обещаний, которые могут быть и невыполнимыми, идти на блеф, чтобы в удобном случае применить силу для пресечения общественно опасного поведения такого лица. Подобные диалоги лишены своей содержательной части и по существу являются психотерапевтическим прикрытием принятия насильственных мер, позволяющих устранить опасность.

Имитация переговоров, применяемая в случаях вынужденного общения с душевнобольными, должна основываться на рекомендациях психиатрии, которая предлагает использовать мотивы отвлечения от навязчивости, охватившей больного, переводить поток его мышления на другие темы, внушать ему образы, снижающие агрессивность. Это достигается анализом характерных деталей его поведения, высказываний, доминирующих элементов суждений, приведших к общественно опасным действиям, и заменой их другими, не связанными с возникшей ситуацией. Желательно привлечение к контактам с больным специалиста-психиатра либо иного медицинского работника, имеющего знания по психиатрии, использование данных психдиспансеров.

Быстротечность острых конфликтных ситуаций, вызванных действиями лиц, демонстрирующих явные признаки неупорядоченного поведения, не всегда позволяет оперативно разобраться с диагнозом болезни таких лиц. Но, как правило, ими чаще всего бывают лица, страдающие шизофренией, впавшие в маниакально-депрессивное или острое реактивное состояние, глубокие невротики. В любом случае, включая проявления психопатологических расстройств (бреда, галлюцинаций), обращение с душевнобольными требует непровоцирования у них манифестации агрессивности.

Подготовка переговорщиков. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что эффективное использование возможностей переговоров с преступниками определяется уровнем подготовки переговорщиков. Негативное влияние на решение этой проблемы оказывают отсутствие стационарной системы их подготовки и переподготовки, неправильный отбор на учебу кандидатов, недостаточное количество подготовленных специалистов по ведению переговоров, упущения в практике их обучения, отсутствие сотрудничества в этом вопросе с другими заинтересованными ведомствами и службами.

В Академии управления МВД России накоплен опыт подготовки переговорщиков. Оправдала себя система занятий, направленных на овладение основами психологии переговорной деятельности, психологической компетентности сотрудников в области коммуникативной деятельности, повышенной устойчивости личного состава к физическому и психическому стрессу.5 В ходе занятий отрабатываются также психологические особенности конструктивного взаимодейстйия переговорщиков с сотрудниками других подразделений, участвующих в проведении контртеррористических акций. Наиболее оправдали себя формы подготовки переговорщиков: система психологического тренинга6 и ролевых игр, в которых моделируются конкретная обстановка переговоров с преступниками, закрепляются навыки психологической борьбы, психологического воздействия на преступников с целью склонения их к отказу от противоправного поведения, а также комплексно-штабные учения (КШУ).

1 Илларионов В.П. Переговоры с преступниками (правовые, организационные, оперативно-тактические основы). - М., 1994. - С. 60.

2 От переговоров с преступниками следует отличать односторонние обращения представителей правоохранительных органов с требованиями о прекращении нарушений предписаний закона, соблюдении общественного порядка.

3 Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. - М.: ГУК. МВД РФ, 1997.

4 Андреев Н.В. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. - М.: Академия управления МВД РФ, 1997.

5 Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников: Метод, рекомендации. - М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1995. - С. 12-18.

6 Андреев Н.В. Тренинга по переговорной деятельности. - М.: ГУК МВД РФ, 1997.

11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах

Необходимость, виды и задачи психологического обеспечения действий при чрезвычайных обстоятельствах. Хорошая подготовка выступает необходимым предварительным условием обеспечения действий работников органов правопорядка, но недостаточным. Необходимо, как показывают исследования и опыт, еще специальное обеспечение в ходе действий:

• приходится считаться с тем, что не все работники, привлекаемые к решению задач в экстремальных условиях, могут иметь должные качества и подготовленность;

• переход к действиям в экстремальных условиях требует внутреннего перелома, перестройки и культивирования боевого настроя, что тоже в интересах недопущения промахов требует к себе внимания руководителей;

• никакая подготовка не может предвидеть все, что может случиться в экстремальных условиях, и нужна помощь людям уже в ходе действий;

• даже хороший боевой настрой не может быть постоянным из-за усталости и других причин, и нужны специальные меры по его поддержанию в течение необходимого времени.

Поэтому психологическое обеспечение решения правоохранительных задач в экстремальных условиях осуществляется в виде:

• непосредственной подготовки личного состава перед самым началом действий;

• обеспечения действий в ходе решения задач;

• обеспечения восстановления сил после завершения действий.

Основные задачи морально-психологического обеспечения:

• доведение до личного состава политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в районах действий, а также решений органов государственной власти и задач, возлагаемых на правоохранительные органы;

• формирование у участников действий чувства высокой ответственности за соблюдение Конституции и законов, выполнение служебного долга и поставленных служебных задач;

• выработка и реализация мер по укреплению служебной дисциплины, законности и правопорядка, обеспечению безопасных условий;

• морально-психологическая и профессионально-психологическая подготовка в ходе специальных занятий, направленная на восстановление натренированности и специальную подготовку к предвидимым условиям;

• формирование и поддержание здорового и устойчивого морально-психологического климата в группах, отрадах, подразделениях, глубокого понимания всеми участниками действий государственной значимости восстановления и поддержания конституционного и правового порядка, необходимости высокой организованности, дисциплины, мужества, стойкости, самоотверженности и взаимной выручки;

• проведение мероприятий по ослаблению влияния психотравмируюдцих факторов служебно-боевой деятельности;

• организация психологической помощи находящимся на самых трудных участках работы;

• организация и проведение мероприятий психологического воздействия на участников вооруженного сопротивления;

• проведение реабилитационно-восстановительных и культурно-досуговых мероприятий.

Психологическое обеспечение непосредственной подготовки перед началом действий. После получения задания на действия в экстремальных условиях проводится целевая непосредственная психологическая подготовка участников предстоящих действий. С этой целью проводятся занятия по боевой и служебной подготовке, специально тщательно отрабатываются действия, которые придется выполнять в экстремальных условиях. При подготовке, например, действий против террористов, захватчиков заложников предстоящие действия шлифуются до совершенства, причем имитируются все возможные виды противодействия преступников. Особое внимание уделяется при этом достижению взаимопонимания в боевых группах, слаженности действий.

Проводятся инструктажи, беседы, информации, организуются встречи с работниками правоохранительных органов, имеющими опыт действий в аналогичных условиях. Мобилизующе сказывается выполнение подготовительных действий: получение оружия, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и пр. Повышает боевой настрой и передвижение к месту действий, наблюдаемые в ходе его признаки энергичных действий властей, других сил, принимающих участие в событиях, разрушения, бредущие толпы и др. Но было бы опрометчиво полагать, что нужный боевой настрой возникнет сам по себе. Возможно появление у части сотрудников так называемой «предбоевой (предстартовой) лихорадки», когда человека может даже трясти от не находящего выхода напряжения. Бывает, что кто-то уже «перегорел» и у него наступает даже некоторый спад настроения и сил.

Особое значение имеет подготовка, рассчитанная на то, чтобы нужный боевой настрой был достигнут минут за пять до начала действий. Личный состав инструктируют, до него доводят точные задачи, знакомят его с последними данными об обстановке, разъясняют порядок и способы действий. Ведется честный и откровенный разговор об ожидаемых трудностях, способах их снижения и преодоления. Их не надо преуменьшать, не надо допускать «шапкозакидательских» настроений, но и не следует запугивать ими. Укрепляется вера в успех, в дружную работу групп, не допускается возникновение настроений неуверенности. Разъяснение способов действий не ограничивается общими призывами («повысить активность», «принять меры», «приложить максимум усилий»), а сопровождается точными указаниями и советами о том, что, когда, как, почему и с учетом чего делать. Разумны напоминания о долге, законности действий, внимательном отношении к гражданам. Уверенное, твердое и вместе с тем человечное поведение инструктирующего — само по себе сильный морально-психологический фактор.

Заслуживает внимания проведение предрабочей разминки. Не случайно, например, спортсмены разминаются перед стартом, приводя свой организм в состояние, при котором можно показать наилучший результат. Давно доказано, что в начале любой работы происходит рост ее успешности, определяющий настрой всех моральных, психических и физиологических функций человечка на работу, получивший в науке название «врабатывание». Наиболее заметно явление врабатывания в первые 10—15 минут действий, т.е. в это время результаты их не наилучшие. Есть только один путь профилактики этого нежелательного феномена: повысить активность и нагрузки до начала действий. Эту задачу и должна решить предрабочая разминка. Целесообразно проводить ее за 10—15 минут перед началом действий в течение 3—5 минут. Она должна включать в себя:

• Энергичные физические упражнения в виде имитации приемов рукопашного боя, взятия оружия наизготовку, энергичных движений руками и ногами;

• идеомоторные упражнения (мысленное, образное представление предстоящих действий, проигрывание их в уме);

• проговаривание про себя мобилизующих самоприказов;

• параллельную работу со сменяемым на посту в течение 5—7 минут, прежде чем принять пост.

Есть еще одна психологическая закономерность, с которой в ряде случаев стоит считаться, — это адаптация органов чувств. Так, например, при переходе ночью из освещенного помещения в темноту повышение чувствительности зрения (совершающееся автоматически) на 80% происходит в течение 15—20 минут и завершается через 60 минут. Если наблюдаемый объект появится в первые минуты, когда зрение еще не адаптировано, то велика вероятность того, что наблюдатель его не обнаружит. Поэтому перед заступленном на пост ночью желательно пребывание в темном помещении или в темных очках в течение 15—20 минут.

Возможно и целесообразно коллективное исполнение боевых песен и ритуальных действий (энергичный жест рукой, соединение рук членами группы в общем пожатии, похлопывание по спине и др.).

Непосредственную психологическую подготовку уместно проводить каждый раз перед началом выполнения ответственных действий в экстремальных условиях.

Психологическое обеспечение по ходу действий в экстремальных условиях. Любое состояние человека непостоянно. Даже в рабочем кабинете оно может меняться быстро, а тем более в экстремальных условиях, в водовороте сложных и впечатляющих событий. Поэтому работа с людьми не прекращается с началом действий, а продолжается. Ее задачи становятся такими:

• обеспечить полную мобилизованность личного состава и боевую адаптацию в течение всего времени действий;

• оказывать помощь в преодолении возникающих по ходу действий психологических трудностей;

• повышать боевые и морально-психологические возможности личного состава на основе накапливающегося опыта действий.

Формы и методы решения этих задач должны соответствовать возможностям их использования в полевых условиях, не мешать, а помогать действиям, быть коротки, деловиты, содержательны, а их морально-психологическая нацеленность — продуманна и продуктивна.

Решающее морально-психологическое воздействие на личный состав осуществляется на основе грамотного, уверенного и надежного управления действиями людей. Опыт учит: мало что оказывает столь тяжелое деморализующее воздействие на боевой настрой личного состава, как истерия управления, отсутствие приказов и распоряжений в обстановке неразберихи и нерешаемости задач; несоответствующие реальности требования и указания; частая отмена отданных ранее приказов или их обилие; появление посторонних должностных лиц, претендующих на право давать указания и вмешивающихся в вертикаль прямого подчинения. Все это воспринимается людьми как проявление бездарности начальства, незнание им обстановки, неспособности руководить, повышающее опасность для всех и каждого; растут тревожность, неуверенность, растерянность, опасения, неисполнительность.

Командиры, начальники обязаны заботиться о том, чтобы всегда, особенно в самые критические минуты, быть ближе к людям, рядом с ними, демонстрировать личный пример самообладания, уверенности, понимания происходящего, расчетливости и профессионализма. Они должны вместе с подчиненными и рядом с ними переносить трудности действий в полевых условиях, демонстрируя стойкость и выносливость. Управление должно быть непрерывным (нужно не обилие указаний, а демонстрация того, что оно есть, действует, все видит и понимает — это особенно важно, если личный состав рассредоточен, а связь с ним поддерживается по радио), твердым, но сдержанно-уравновешенным, обеспеченным надежной связью, постоянно информирующим об обстановке. При наличии подчиненных командиров и начальников им следует делать постоянные напоминания о работе с людьми, оказании им помощи, поддержки, заботе о них.

Для профилактики и снижения психологических трудностей, а также всяких нарушений особое значение приобретают организующие и дисциплинирующие факторы. Уместно и эффективно:

• поддерживать четкую организацию выполнения уставных положений, намеченных при предварительной подготовке планов, решений, договоренностей и функционирования всей системы обеспечения;

• сохранять требовательность и не допускать попустительства и развития представлений, что уставы — для казарм, а не для реальной обстановки действий; в необходимых случаях ее целесообразно ужесточать, что может помочь некоторым растерявшимся подчиненным взять себя в руки;

• вести с людьми в уместных случаях спокойные разговоры о необходимости собранности, бдительности, самообладания, выражать уверенность в успехе;

• напоминать о культурном и заботливом отношении к гражданам и соблюдении законности;

• доводить до личного состава информацию о любых успехах действий других подразделений и взаимодействующих сил, об отличившихся сотрудниках и военнослужащих;

• не скупиться на добрые слова, проявления человечности, поощрения;

• всячески.культивировать проявления коллективизма;

• не допускать хождения среди личного состава тревожащих слухов, прекращая их правдивой информацией;

• наблюдать за всеми и своевременно оказывать помощь и поддержку тем, кто не выдерживает нагрузок и начинает проявлять слабость.

Есть необходимость и возможность повышать подготовленность работников правоохранительных органов и по ходу действий, и после их завершения. Сложная, опасная обстановка учит быстрее и лучше, чем годы спокойной работы. Но она хорошо учит тех, кто думает, анализирует и делает выводы, кто учится на примере и опыте других.

Специальная задача - забота о сохранении высокого боевого настроя людей в течение всего времени действий. Запас сил человека связан с таким его качеством, как работоспособность. Уже через 2-3 часа очень напряженной работы начинается такой спад ее под влиянием вначале скрыто развивающегося утомления, который уже может отражаться и на качестве действий Для профилактики неприятных последствий этого следует:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: