Профилактика социального сиротства

В России остро стоит проблема организации структур, способствующих профилактике социального сиротства. В настоящее время государство тратит огромные средства на содержание детей-сирот, вкладываются многомиллионные средства, создаются все новые и новые государственные, общественные организации и фонды, призванные помощь детям-сиротам, но это, ни в коей мере, не решает вопросов предупреждения социального сиротства.

За годы Советской власти государство сформировало мощную структуру, обслуживающую сирот. Оно взрастило армию профессиональных служащих, занятых в сфере социальной помощи детям-сиротам, создало сильный чиновничий аппарат, управляющий этой службой, породило систему, в которой взрослые люди невольно оказались заинтересованными в пополнении рядов детей-сирот. Государственная система социального призрения сирот, построенная по принципу "лечения симптомов", не только не решает вопросов "лечения причин болезни", но и, по существу, загоняет проблему в тупик.

Профилактика является одним из важных направлений деятельности по преодолению социального сиротства. Профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Авторы энциклопедического словаря социальной работы Л.Э. Кунельский и М.С. Мацковская раскрывают понятие «профилактики» как научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, включают селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам и, наконец, – это мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.

К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах всего общества, относится социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям – это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства.

Важными мероприятиями в масштабах государства являются: увеличение продолжительности декретного отпуска и мера его оплаты; открытие и распространение учреждений, помогающих семьям в воспитании детей начиная с яслей, детских садов и кончая домами социальной опеки сирот, опекающими семьями, интернатами и пр. Очень важным фактором являются также бесплатные службы здравоохранения.

Комплексе мероприятий, проводимых в масштабах всего общества, предполагает работу с общественным сознанием в отношении вопросов социального сиротства; воспитание родительских чувств, осведомленность будущих родителей в вопросах психологии супружеской жизни, возрастной психологии и педагогики. Орудием данного воспитания являются популярные публикации, лекции и вся система массовой информации. Просвещение общества в области проблем социального сиротства, истинных причин, его порождающих, его драматических последствий для ребенка и матери может ознакомить широкую общественность и создать необходимый благоприятный моральный климат для беременных женщин, находящихся в кризисной ситуации, угрожающей отказом от ребенка, а также для потенциальных приемных родителей. Ведущей задачей просвещения в данной области является указание путей, с помощью которых можно преодолеть противоречие между потребностями ребенка в тесном и непосредственном контакте с матерью (в том числе с приемной) и потребностями общества в современных условиях.

Специальной формой социально-педагогической деятельности по профилактике социального сиротства, нацеленной на молодежь, является воспитание родительских чувств и обязанностей. К сожалению, иногда данное воспитание суживается до информации о сексуальных вопросах. Однако воспитание будущих родителей является гораздо более широкой и глубокой задачей.

Чрезвычайно актуальной формой деятельности по предупреждению социального сиротства является работа в группах повышенного риска (несовершеннолетние женщины, матери-одиночки, женщины из социально незащищенных слоев общества). Особое внимание следует уделять ведению беременности. Добиваться внедрения современных форм и методов пренатальной поддержки, включающей обязательную социально-психологическую помощь беременным женщинам. Важную роль должно сыграть санитарное просвещение в так называемых группах высокого риска (выпускницы интернатных заведений, ПТУ и т. д.) по вопросам полового воспитания, основ планирования семьи, использования контрацептивов; необходимо добиваться повсеместного внедрения современных принципов контрацептивной политики по отношению к женщинам с хроническими психическими заболеваниями; глубоко изучать законодательный опыт зарубежных стран в области предупреждения социального сиротства, внедрять его современные формы, в том числе институт анонимных родов.

Российские беременные женщины получают исключительно акушерско-гинекологическую помощь в районных женских консультациях, в то время как большой круг проблем, с которыми сталкивается женщина в период беременности и родов, имеет психологическую природу, т. к. женщина, решившаяся на то, чтобы иметь ребенка, совершенно не защищена психологически. Она тяжелее переживает семейные конфликты, связанные с развитием семьи, непонимание молодого супруга, родителей. Беременные вообще острее переживают постоянно существующую в обществе агрессию, отсутствие деонтологической культуры и психологической поддержки у медицинского персонала, работающего с беременными. Глобальный страх за свое будущее, за будущее своего ребенка становится характерным для всех беременных женщин и, особенно для женщин из социально незащищенных слоев общества, что может подтолкнуть их к отказу от активной борьбы за свое будущее, к отказу от своего ребенка.

Эффективность осуществления профилактики социального сиротства во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Профилактическая деятельность создает предпосылки для нормальной социализации личности, основывающейся на приоритете принципов законности и морали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. Авторы «Российского энциклопедического словаря по социальной работе» Л.Э. Кунельский и М.С. Мацковская отмечают, что в профилактике нуждается все население, однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности, и другие. С учетом социального положения, статуса данных категорий населения, потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа.

Рассмотрим опыт экономически развитых стран Западной Европы и Америки по проблеме профилактики социального сиротства. Социальная политика большинства современных европейскихстран предусматривает оказание одиноким семьям значительной помощи со стороны государства. Одним из примеров модели помощи малообеспеченным одиноким родителям является Великобритания. Здесь более половины всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы "Поддержка дохода". При этом одинокая родительница может оставаться дома по достижении ребенком 16 лет, получая необходимое содержание от государства. Одинокие матери также получают пособие на детей, бесплатно пользуются услугами государственного здравоохранения и имеют преимущественное право на получение государственного жилья.

В Норвегии одиноким матерям представляется специальная материальная помощь, с тем, чтобы они могли оставаться дома по достижении ребенком 10 лет. Кроме того, неполные семьи имеют систему социальных льгот и пособий, позволяющих им жить выше уровня официальной бедности в стране.

Во Франции одинокие матери получают специальное пособие первые три года после рождения ребенка помимо общего государственного пособия, которое выплачивается всем семьям с детьми до их совершеннолетия. Налоговая политика в этих странах создает социальную ситуацию, при которой одинокой матери не выгодно дополнительно работать даже в режиме неполной занятости. По достижении совершеннолетия и, соответственно, окончании выплаты пособий, женщины испытывают трудности с трудоустройством в связи с утратой трудовой фиксации, привычки к труду.

В Швеции, где уровень неполных семей самый значительный в Европе и достигает 32%, стратегия государственной политики, направленной на помощь неполным семьям, ориентирована на успешное сочетание одинокими родителями родительской и профессиональной деятельности. Одинокие матери получают специальное пособие лишь на детей, а не на содержание неработающей матери. При этом государство обеспечивает ей не только рабочее место, но и временные выплаты в период переобучения или приобретения специальности, необходимой для получения более высокооплачиваемой работы. Работающие родители имеют широкий выбор различных форм внесемейного ухода за детьми.

В США государственная помощь одиноким семьям несравненно ниже европейской, однако она может быть чрезвычайно высокой на уровне отдельных штатов, частных и религиозных благотворительных обществ, иных территориальных программ. В США существует множество просветительских программ, оказывающих педагогическую и психологическую помощь одиноким семьям с детьми. Они действуют при церквях, семейных службах, местных социальных агентствах, работающих с бедными семьями, в школах, медицинских учреждениях.

Однако для проведения целенаправленной и эффективной социальной политики по предупреждению нарушенного материнского поведения и его последствий необходимо учитывать, что актуализация только отдельных (материальных) факторов в ущерб другим приводит к негативным результатам. Опыт показывает, что огромные материальные вложения государства в стимуляцию рождаемости путем только увеличения социальных пособий одиноким и неимущим матерям, создание для рисковых групп беременных благоприятной общественной моральной ситуации действительно резко снижают число наиболее агрессивных форм отказов от материнства, таких как детоубийство и физическое бросание. Однако перед обществом в полный рост встают проблемы истязаемых, насилуемых, растлеваемых матерями детей-сирот при живых родителях, даже во внешне благополучных семьях.

Подводя итоги, отметим, что программа профилактики социального сиротства должна проводиться комплексно и направляться по трем уровням воздействия на ситуацию. Первичный уровень – превентивные меры, нацеленные на всю основную популяцию; вторичный – специфичные меры, направленные на тех, кто рассматривается как "группа риска", в надежде устранить или сузить сферу действия проблемы (жестокое обращение с детьми, детская заброшенность, отказ от ребенка); третичный – предназначен для той части населения, где уже произошел разрыв семьи с ребенком, в надежде возвратить его в семью и избежать повторения ситуации.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) профилактика социального сиротства – это реальная необходимость, где важна общая организация профилактической работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;

2) профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;

3) профилактика социального сиротства включает в себя подготовку подрастающего поколения к ответственному родительству, которое необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

Таким образом, для преодоления такого трагического общественного явления как социальное сиротство необходимы следующие профилактические меры:

1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

2. Возрождение духовной культуры нации.

3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение воспитательной функции в учебные заведения.

5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: