Имидж в структуре коммуникативного пространства

1. Понятие имиджа. Слово «имидж» в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик. По мнению Богданова Е.Н. и Зазыкина В.Г., имидж (от англ. image) – это особый вид психического образа, характеризуемый как:

1) сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный психический образ чего-либо или кого-либо; сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами;

2) особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы;

3) манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ-стереотип, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них – на механизмы сознания и поведения, выбор человека.

2. Исторические корни понятия имиджа. Впервые термин «имидж» был использован в экономической сфере. Так, в 60-х годах XX века американский экономист Болдуинг ввел в употребление понятие имиджа и обосновал его полезность для делового преуспевания.

Затем имидж, как специфический феномен был взят на вооружение политологией: специалисты увидели в нем важное направление своей работы. Политологам известны работы Никколо Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма», в которых дано научно-прикладное обоснование практической ценности этого феномена. Макиавелли убедительно показал, какое значение для государственного лица имеет обладание соответствующей личиной (маской), а Лебон интерпретировал смысл имиджирования как средство достичь политического успеха благодаря эффекту «личного обаяния». Показательно в этом плане образное выражение Александра Македонского: «Я не боюсь потерять свою голову, я опасаюсь потерять свое лицо».

В 70-х годах XX века имидж стал появляться в СССР в печатных СМИ как категория отрицательная. Его рассматривали в основном как манипулятивный прием буржуазной политики и средств массовой информации, используемый в целях идеологической обработки массового сознания людей.

В наше время имидж стал часто используемым инструментом в предпринимательской и политической деятельности. На его приобретение при проведении избирательных мероприятий в стране затрачиваются огромные денежные средства. Повышенным спросом имидж пользуется в эстраде и в театре, благодаря имиджу одной из развитых сервисных индустрий стала политическая и торговая реклама. Возрастающий спрос создал новую профессию – имиджмейкер – специалист по созданию облика отдельной личности или репутации конкретных социумов, демографических слоев, хозяйствующих субъектов, государственных и негосударственных учреждений, регионов, нации, страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: