При обучении технике спортивных движений формирование двигательных навыков всегда происходит на базе ранее выработанных организмом координаций, т.е. некоторые компоненты физического упражнения могут быть уже знакомы и представляют собой элементы ранее приобретенных навыков. Если необходимо усвоить сложную технику движения, компоненты которого в большей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элементам, т.е. более простые координации.
В некоторых случаях уже выработанный и прочно закрепленный двигательный навык усложняет или даже препятствует формированию нового, особенно когда структура нового движения связана с переделкой старого навыка. Например, если при обучении фигурному катанию на коньках образовать и закрепить навык вращения только в одну сторону, то это затруднит выработку навыка такого же вращения в противоположную сторону. Поэтому при обучении спортивным упражнениям важно сразу же формировать правильные движения, так как переделать прочно закрепленный неполноценный навык очень трудно и для этого требуется много времени.
Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий (А.Н. Крестовников):
1) Стадия иррадиации- на первых этапах формирования двигательного навыка отмечается широкая иррадиация (рассеивание) возбуждения по различным зонам мозга, в результате чего возникает рассогласованность в деятельности двигательного аппарата и вегетативных систем:
а) активируется большое количество скелетных мышц с одновременным включением мышц-антагонистов, что приводит к нарушению координации движений (движения не четкие, скованные, много лишних движений);
б) значительно увеличиваются энерготраты;
в) усиливаютсявегетативные реакции (учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давления, резкие изменение состава крови, заметное повышение температуры тела и потоотделения).
В этой стадии корковый динамический стереотип еще не сформирован.
2) Стадия концентрации− на этой стадии иррадиация возбуждения сменяется концентрацией в необходимых для его осуществления корковых зонах.Впосторонних же зонах коры возбуждение подавляется дифференцировочным торможением. Это приводит к:
а) включению только необходимых мышечных групп в нужные моменты движения, в результате чего движения становятся более четкими и согласованными, устраняются лишние движения;
б) снижению энерготрат.
Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воздействия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва установившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу и вновь приводят к иррадиации возбуждения и потере координации.
3) Стадия стабилизации и автоматизации- на этойстадии,в результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях, повышается помехоустойчивость рабочей доминанты, появляется стабильность и надежность навыка,снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Внешние раздражения подкрепляют рабочую доминанту, большая же часть посторонних афферентных импульсов не пропускается в ЦНС, что обеспечивает защиту сформированных программ от случайных влияний и повышается надежность навыков. Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения.
Выше перечисленные стадии формирования двигательного навыка не всегда могут следовать одна за другой− в некоторых случаях некоторые из них могут отсутствовать. Это зависит от:
а) степени сложности и мощности мышечной работы,
б) исходного состояния двигательного аппарата,
в) квалификации спортсмена и других факторов.
Например, обучение гимнастическим упражнениям у новичков, спортсменов средней квалификации и у мастера спорта проходит по-разному, т.к. у последнего формирование двигательного навыка происходит без 1и 2 стадии.