Стадии формирования двигательных навыков

При обучении технике спортивных движений формирование двигательных навыков всегда происходит на базе ранее выработанных организмом координаций, т.е. некоторые компоненты физического упражнения могут быть уже знакомы и представляют собой элементы ранее приобретенных навыков. Если необходимо усвоить сложную технику движения, компоненты которого в большей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элементам, т.е. более простые координации.

В некоторых случаях уже выработанный и прочно закрепленный двигательный навык усложняет или даже препятствует формированию нового, особенно когда структура нового движения связана с переделкой старого навыка. Например, если при обучении фигурному катанию на коньках обра­зовать и закрепить навык вращения только в одну сторону, то это затруднит выработку навыка такого же вращения в противополож­ную сторону. Поэтому при обучении спортивным упражнениям важ­но сразу же формировать правильные движения, так как переделать прочно закрепленный неполноценный навык очень трудно и для этого требуется много времени.

Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий (А.Н. Крестовников):

1) Стадия иррадиации- на первых этапах формирования двигательного навыка отмечается широкая иррадиация (рассеивание) возбуждения по различным зонам мозга, в результате чего возникает рассогласованность в деятельности двигательного аппарата и вегетативных систем:

а) активируется большое количество скелетных мышц с одновременным включением мышц-антагонистов, что приводит к нарушению координации движений (движения не четкие, скованные, много лишних движений);

б) значительно увеличиваются энерготраты;

в) усиливаютсявегетативные реакции (учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давле­ния, резкие изменение состава крови, заметное повышение темпера­туры тела и потоотделения).

В этой стадии корковый динамический стереотип еще не сформирован.

2) Стадия концентрации− на этой стадии иррадиация возбуждения сменяется концентрацией в необходимых для его осуществ­ления корковых зонах.Впосторонних же зонах коры возбуждение подавляется дифференцировочным торможением. Это приводит к:

а) включению только необходимых мы­шечных групп в нужные моменты движения, в результате чего движения становятся более четкими и согласованными, устраняются лишние движения;

б) снижению энерготрат.

Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непро­чен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воз­действия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва ус­тановившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу и вновь приво­дят к иррадиации возбуждения и потере координации.

3) Стадия стабилизации и автоматизации- на этойстадии,в результате многократного повторения на­выка в разнообразных условиях, повышается помехоустойчивость рабочей доми­нанты, появляется стабильность и надежность навыка,снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Внешние раздражения подкрепляют рабочую доминанту, боль­шая же часть посторонних афферентных импульсов не пропускается в ЦНС, что обеспечивает защиту сформирован­ных программ от случайных влияний и повышается надежность на­выков. Процесс автоматизации не означает выключения коркового конт­роля за выполнением движения.

Выше перечисленные стадии формирования двигательного навыка не всегда могут следовать одна за другой− в некоторых случаях некоторые из них могут отсутствовать. Это зависит от:

а) степени сложности и мощности мышечной работы,

б) исходного состояния двигательного аппарата,

в) квалификации спортсмена и других факторов.

Например, обучение гимнастическим упражнениям у новичков, спортсменов средней квалификации и у мастера спорта проходит по-разному, т.к. у последнего формирование двигательного навыка происходит без 1и 2 стадии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: