В процессе тренировки происходит постоянное сличение созданной модели навыка и реальных результатов его выполнения: информация, поступающая в нервные центры по ходу движения, используется для сравнения полученного результата с имеющимся эталоном. При их несовпадении в мозговых аппаратах сравнения (лобных долях, промежуточном мозге) возникают импульсы рассогласования и в программу вносятся поправки, коррекции.
При кратковременных движениях (прыжках, бросках, метаниях, ударах) рабочие фазы настолько малы (сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движения вносить невозможно. В этих случаях вся программа действия должна быть готова до начала двигательного акта, а поправки могут вноситься лишь при его повторениях.
Процесс обучения навыку ускоряется при дополнительной информации об успешности выполнения упражнения– указания тренера, просмотр кинокадров, видеофильмов и др.
Особенно ценной для обучаемого является срочная информация, поступающая непосредственно в периоде выполнения упражнения или при повторных попытках. С помощью дополнительной срочной информации можно сообщать спортсмену такие параметры движений, которые им не осознаются и, следовательно, не могут произвольно контролироваться.
|
|
Для усиления мышечных ощущений при освоении сложных упражнений используют различные тренажеры.
Особое значение в процессе формирования двигательного навыка имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). В высших отделах мозга человека обнаружены специальные «командные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия.
Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов происходит формирование навыков тактического мышления. Повторяя определенные тактические комбинации, спортсмены автоматизируют мыслительные операции. Это позволяет многие решения принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании).