Любое общение включает в себя аспект взаимного влияния партнеров друг на друга, а его результатом является изменение их установок, мнений, позиций, мотивов, поведения. Таким образом, психологическое воздействие – это активность людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, с целью влияние одной личности (группы) на психику другой личности (группы) для перестройки их психики и достижения определенных психических сдвигов и изменений, опосредующих их деятельность и поведение. Сторона, оказывающая влияние, называется актор, а тот, на кого оказывается психологическое воздействие – адресат.
В качестве основных принципов психологического воздействия принято рассматривать:
Принцип психологического воздействия в процессе деятельности предполагает, что в ходе ее реализации влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно.
Принцип опоры на положительное и отрицательное в личности и группе ориентирует на изучение и учет, прежде всего, того, что может способствовать или препятствовать воздействию (те или иные психологические характеристики личности или группы).
|
|
Принцип сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфической характеристики его объекта предполагает непрерывное достижение целей психологического воздействия.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния на конкретных людей с учетом их личностных характеристик; постоянный анализ итогов воздействия; своевременное внесение корректив в методику осуществления влияния.
Принцип единства, согласованности, преемственности требует наличия единства взглядов всех субъектов психологического воздействия на его задачи; достижение единства элементов и содержания влияния; использование научных достижений для повышения эффективности воздействий; обобщение опыта по использованию психологического воздействия в различных социальных условиях.
Принцип психологического воздействия в группе и через коллектив требует определения приоритетов во влиянии на неформальных лидеров и руководителей группы; умелого использования силы группового мнения в интересах повышения эффективности воздействия.
Виды психологического воздействия классифицируют по различным основаниям:
- в зависимости от стратегии воздействия: субъект-субъектное (адресат воздействия рассматривается актором как партнера) и субъет-объектное (актор сознательно вызывает у адресата непроизвольное принятие решений, которые в другой ситуации не были бы приняты);
|
|
- по планомерности воздействия: произвольное (действующая сторона имеет намерение оказать воздействие на адресата) и непроизвольное (актор заранее не планирует возможные результаты воздействия);
- по направленности воздействия: прямое (ориентированно на конкретного человека, побуждая его к определенным действиям) и косвенное (не ориентировано на конкретного человека в данный момент времени и влияние оказывается на адресата посредством социальной среды);
- по виду контакта: непосредственное (предполагает личный контакта актора и адресата) и опосредованное (характеризуется ориентацией адресата в ситуации по косвенным признакам, «с чужих слов», по слухам);
- по степени маскировки: явное (факт воздействия открыто демонстрируется) и скрытое (факт воздействия и источник маскируется);
- по времени воздействия: краткосрочное (единичное воздействие) и длительное (протяженное во времени воздействие актора на адресата).