Социологическое исследование

Социологическое исследование — система логически последова­тельных методологических, методических и организационно-техни­ческих процедур, позволяющих получить достоверные данные об изу­чаемом явлении или процессе.

Социологическое исследование включает четыре последователь­ных этапа:

1) подготовка исследования;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и обработка на электронно-вычислительной машине;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по ито­гам исследования, формулировка выводов.

В зависимости от целей прикладных исследований они подразде­ляются на разведывательные, описательные ианалитические. Исходя из частоты проводимых исследований разделяют точечные и повтор­ные их виды.

Разведывательное исследование (пилотажное) используется в каче­стве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охваты­вает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упро­щенной программе, Разновидность разведывательного исследования — экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения),

Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характе­ристиками. Такое исследование проводится по достаточно разрабо­танной программе и на базе методически апробированного инстру­ментария.

Аналитическое исследование — самый глубокий вид социологи­ческого анализа, ставящее своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в основе.

Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования.

В программе формулируются проблемы исследования, определя­ется его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интер­претируются основные понятия, разрабатываются рабочие гипотезы. Программа состоит из двух разделов:

1) методологический раздел содержит формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели, за­дач, результатов исследования;

2) методический раздел включает характеристику используемых методов сбора первичной информации, логическую структуру инст­рументария для сбора этой информации, определение обследуемой совокупности.

Общие методические правила организации и проведения социо­логического исследования:

1. Обязательная разработка теоретико-методологической программы.

2. Все положения программы должны быть четкими, структурные компоненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы.

3. Все звенья программы исследования должны быть логически последовательными.

4. Возможность внесения в программу необходимых корректив.

Методы прикладного социологического исследования:

опрос,

наблюдение,

анализ документов,

экспертная оценка,

социологический эксперимент.

Наиболее распространенным и применяемым в социологических исследованиях методом является социологический опрос.

Существу­ют две разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование. Для проведения опроса необходимо точное определение генеральной и выборочной совокупностей.

Надежность и достоверность результатов исследований будет зависеть от репрезентативности выборки.

Генеральная совокупность — совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы исследования.

Выборочная совокупность (выборка) — часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных при­емов для получения информации о всей совокупности. Репрезентатив­ность — свойство выборочной совокупности воспроизводить парамет­ры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Анкетирование - один из распространенных методов исследования. Его универсальность позволяет фиксировать не только акты поведения опрашиваемых, но и их намерения и планы на будущее, изучать их жизненный опыт в накопленном аккумулированном виде.

Анкета -это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Требования к оформлению анкеты:

1. Все смысловые разделы начинаются вступительными пояс­
нениями, которые выделяются шрифтом, абзацем или ин­тервалом в тексте.

2. Анкета сопровождается четкой инструкцией, как отвечать на вопросы: подчеркнуть или зачеркнуть какие-то пункты, обвести кружочком номера вопросов и т.д.

3. Все варианты ответов на все вопросы обязательно нумеру­ются строго по порядку для удобства и самоконтроля опра­шиваемого.

4. Нельзя разрывать текст, относящийся к одному вопросу, он должен располагаться на одной полосе.

5. Желательно использовать разнообразные шрифты и разнообразную верстку вопросов и ответов. Однообразие утомля­ет.

6. Анкета должна иметь следующую структуру:
Вводная часть анкеты

(расположить, заинтересовать респондента, стимулировать его к опросу)

• Пояснить, кто проводит исследование, его цели, порядок
использования результатов (просто, ясно, но не в общем ви­де).

• Подчеркнуть важность и значимость личного участия рес­пондента в опросе, его откровенности и правдивости.

• Дать гарантии анонимности опроса.

• Сформулировать правила заполнения анкеты, порядок возврата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: