Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе.
Социологическое исследование включает четыре последовательных этапа:
1) подготовка исследования;
2) сбор первичной социологической информации;
3) подготовка собранной информации к обработке и обработка на электронно-вычислительной машине;
4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулировка выводов.
В зависимости от целей прикладных исследований они подразделяются на разведывательные, описательные ианалитические. Исходя из частоты проводимых исследований разделяют точечные и повторные их виды.
Разведывательное исследование (пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе, Разновидность разведывательного исследования — экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения),
Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.
Аналитическое исследование — самый глубокий вид социологического анализа, ставящее своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в основе.
Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования.
В программе формулируются проблемы исследования, определяется его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интерпретируются основные понятия, разрабатываются рабочие гипотезы. Программа состоит из двух разделов:
1) методологический раздел содержит формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели, задач, результатов исследования;
2) методический раздел включает характеристику используемых методов сбора первичной информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, определение обследуемой совокупности.
Общие методические правила организации и проведения социологического исследования:
1. Обязательная разработка теоретико-методологической программы.
2. Все положения программы должны быть четкими, структурные компоненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы.
3. Все звенья программы исследования должны быть логически последовательными.
4. Возможность внесения в программу необходимых корректив.
Методы прикладного социологического исследования:
■ опрос,
■ наблюдение,
■ анализ документов,
■ экспертная оценка,
■ социологический эксперимент.
Наиболее распространенным и применяемым в социологических исследованиях методом является социологический опрос.
Существуют две разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование. Для проведения опроса необходимо точное определение генеральной и выборочной совокупностей.
Надежность и достоверность результатов исследований будет зависеть от репрезентативности выборки.
Генеральная совокупность — совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы исследования.
Выборочная совокупность (выборка) — часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности. Репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Анкетирование - один из распространенных методов исследования. Его универсальность позволяет фиксировать не только акты поведения опрашиваемых, но и их намерения и планы на будущее, изучать их жизненный опыт в накопленном аккумулированном виде.
Анкета -это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Требования к оформлению анкеты:
1. Все смысловые разделы начинаются вступительными пояс
нениями, которые выделяются шрифтом, абзацем или интервалом в тексте.
2. Анкета сопровождается четкой инструкцией, как отвечать на вопросы: подчеркнуть или зачеркнуть какие-то пункты, обвести кружочком номера вопросов и т.д.
3. Все варианты ответов на все вопросы обязательно нумеруются строго по порядку для удобства и самоконтроля опрашиваемого.
4. Нельзя разрывать текст, относящийся к одному вопросу, он должен располагаться на одной полосе.
5. Желательно использовать разнообразные шрифты и разнообразную верстку вопросов и ответов. Однообразие утомляет.
6. Анкета должна иметь следующую структуру:
Вводная часть анкеты
(расположить, заинтересовать респондента, стимулировать его к опросу)
• Пояснить, кто проводит исследование, его цели, порядок
использования результатов (просто, ясно, но не в общем виде).
• Подчеркнуть важность и значимость личного участия респондента в опросе, его откровенности и правдивости.
• Дать гарантии анонимности опроса.
• Сформулировать правила заполнения анкеты, порядок возврата.